logo
06 февраля 2018

ФАС установила нарушения Минздрава России в сфере законодательства о конкуренции

logo

ФАС установила нарушения Минздрава России в сфере законодательства о конкуренцииФедеральная антимонопольная служба (ФАС) признала бездействие Минздрава России, выразившееся в неустановлении требований к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в целях лицензирования, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В этой связи ФАС выдала предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Именно так отражено в Решении ФАС России от 17.10.2017 по делу № 1-15-200/00-18-16.

Коротко о законодательстве в сфере лицензирования

Медицинская деятельность подлежит лицензированию согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом, согласно тому же Федеральному закону, утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации. В этой связи Положение лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, …, на территории инновационного центра «Сколково») установлено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее – Положение № 291).

Пунктом 3 Положения № 291 определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Подробности по делу. Чем не доволен ФАС

Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях установлены Приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н (далее – Приказ № 121н).

ФАС отмечает, что требования (правила, условия, обязательные для выполнения) к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования по каждому виду работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, как это предписано пунктом 3 Положения № 291, в Приказе № 121н Минздравом России не установлены. Ссылок на иные правовые акты, содержащие такие требования, Приказ № 121н также не содержит.

ФАС провела анализ деятельности лицензирующих органов

В рамках проводимого расследования ФАС провела анализ состояния конкуренции на товарных рынках работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Для указанного анализа ФАС:

  • Запросила у Минздрава России сведения о количестве лицензий, выданных лицензирующими органами за несколько лет, а также наименования и реквизиты регламентирующих правовых актов, в которых содержатся специализированные лицензионные требования к каждой работе (услуге), составляющей медицинскую деятельность, с учетом видов медицинской помощи и условий ее оказания, с указанием по каждому такому правовому акту вида специализированных лицензионных требований, которые содержатся в нем (требования к зданиям и помещениям, требования к медицинским изделиям, требования к образованию и стажу руководителей и персонала, требования к структуре и штатному расписанию и т.д.).
  • Запросила у Минздрава России информацию по вопросу, является ли необходимым при получении лицензии на осуществление какой-либо работы (услуги), составляющей медицинскую деятельность, предусмотренной перечнем согласно приложению к Положению № 291, одновременное получение лицензий на работу (услугу) «организация здравоохранения и общественное здоровье», а при наличии в штате медицинской организации соответствующего среднего медицинского персонала - на работы (услуги) «сестринское дело», «организация сестринского дела» и «управление сестринской деятельностью», а также перечень правовых актов, в которых установлены требования, регламентирующие условия, при которых соискатель лицензии должен дополнительно получить лицензии на работы (услуги): «организация здравоохранения и общественное здоровье», «сестринское дело», «организация сестринского дела», «управление сестринской деятельностью», «дезинфектология», «медицинская статистика». Также был проведен анализ практики лицензирования «сопутствующих» работ (услуг) в различных регионах России.
  • Запросила у уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере лицензирования медицинской деятельности информацию о причинах отказов в предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление медицинской деятельности.
  • Запросила у уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере лицензирования медицинской деятельности информацию о наименовании и реквизитах правовых актов, в которых содержатся требования к организации и выполнению по каждой работе (услуге), составляющей медицинскую деятельность, с учетом видов и условий ее оказания в целях лицензирования.

Выводы ФАС

Мы не будем заострять внимание на самом анализе, проведенном ФАС в связи с тем, что документ достаточно объемный, а сразу перейдем к более интересным моментам в решении ФАС. Итак, Комиссия ФАС пришла к выводу, что:

  • Минздравом России разработан и утвержден Приказ № 121н, который содержит лишь расширенный перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
  • Требования (правила, условия, обязательные для выполнения) к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования по каждому виду работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, как это предписано пунктом 3 Положения № 291, в Приказе N 121н Минздравом России не установлены. В результате на территории Российской Федерации не установлены требования, которыми должны руководствоваться соискатели лицензий, лицензиаты и органы лицензирования.
  • Органы государственной власти - органы лицензирования субъектов Российской Федерации в условиях отсутствия единых требований по своему усмотрению предъявляют не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам, желающим получить лицензию на ту или иную работу (услугу), составляющую медицинскую деятельность.

По мнению ФАС, указанное бездействие Минздрава России может оказать негативное влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках в связи со следующим:

  • Длительное отсутствие на территории России единой системы лицензионных требований и параллельное предъявление органами лицензирования субъектов Российской Федерации по своему усмотрению не предусмотренных законодательством требований к хозяйствующим субъектам, желающим получить лицензию на ту или иную работу (услугу), составляющую медицинскую деятельность, в силу пункта 17 статьи 4 «О защите конкуренции» является признаком ограничения конкуренции. Указанное обстоятельство приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке и также является признаком ограничения конкуренции.

Право на обжалование

Отметим, что Минздравом России Решение ФАС по рассматриваемому делу может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

ФАС «предупреждала»

Работа ФАС по вопросу того, что лицензионная деятельность находится вне правового поля и приводит к фрагментации единой системы здравоохранения в стране, ведется достаточно давно. ФАС еще в 2015 году на своем официальном сайте опубликовал Доклад о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в части которого было обозначено, что Росздравнадзор и органы лицензирования самостоятельно и по-разному выбирают те или иные нормативные правовые акты и документы, на основании которых выдаются лицензии по каждой работе (услуге), составляющей медицинскую деятельность.

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1800 статей.
Комментарии