Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
16 декабря 2016

100 изменений в правилах противопожарного режима

7623

100 изменений в правилах противопожарного режимаМало кому из нас хотелось бы оказаться на месте героя романа «12 стульев» завхоза-заведующего Альхена, к которому так неожиданно пожаловал пожарный инспектор Остап Бендер. Если верить Ильфу и Петрову, то уже в 20 веке такой гость был одним из самых «дорогих» в любой организации. Однако, если в те времена Альхен смог «отделаться» червонцем, то в 2016 году приход пожарного инспектора грозил бы ему штрафом в размере от 150 000 до 400 000 рублей, а то и административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток (статья 20.4 КоАП РФ).

Впрочем, Альхену явно повезло, что события романа развивались задолго до утверждения всевозможных норм пожарной безопасности, которые утверждены в России на сегодняшний день. Стоит только упомянуть о 100 новых изменениях, которые вносятся в и без того не маленькие Правила противопожарного режима, как цифра в 400 «сравнительно честных способов заработка денег», которую гордо называл «великий комбинатор» Остап Бендер, покажется не такой уж и впечатляющей.

Правила противопожарного режима: что нового?

Итак, 26 сентября 2017 года, Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 № 947 в Правила противопожарного режима (далее – ППР), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, вносится ровно 100 изменений.

К сожалению, сказать обо всех из них не позволяет ограниченный размер заметки, однако об основных изменениях, которые стоит иметь ввиду руководителям медицинских организаций, мы расскажем далее.

Все новое – это хорошо забытое старое

Прежде всего, хотелось бы напомнить, что согласно пункту 7 ППР в медицинских организациях руководителю следует побеспокоиться о наличии планов эвакуации людей при пожаре.

Данная норма не нова – эти требования и ранее вытекали из взаимосвязи пунктов 5 и 7, однако в новой редакции пункт 5 будет упразднен, а пункт 7 в наследство от него получит новую формулировку. Так, планы эвакуации будут обязательны «в здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объекте с массовым пребыванием людей».

Помимо этого, как и ранее, согласно пункту 9 ППР руководителю медицинской организации с ночным пребыванием людей следует вооружать дежурных средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. Новое в этом пункте лишь то, что теперь законодательно утверждено количество средств защиты, которое не должно быть менее 1 средства на 1 дежурного, что в действующей редакции ППР не конкретизировано.

Изменения в части осуществления проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки)

Серьезные изменения коснулись пункта 21 ППР, в котором среди прочих требований ранее руководителю организации предписывалось обеспечивать устранение повреждений толстослойных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, облицовки плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе на каркасе и так далее…

В новой редакции эта норма будет звучать значительно понятнее, проще и лаконичнее, ведь от руководителя будет требоваться «устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений».

Остальные требования пункта 21 ППР об обязанности руководителя осуществлять проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составлять акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) остались без изменений, за исключением формальной правки о том, что с сентября следующего года можно будет составлять или протокол, или акт.

Остались прежними и сроки проведения проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции таких сроков – как и ранее, проверка должна проводиться не реже 1 раза в год. Однако в новой редакции будет уточнено, что в случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования.

Новые запреты

Конечно, Остап Бендер вряд ли придет под видом пожарного инспектора в медицинскую организацию, но побеспокоиться о размещении стульев, а также иной мебели, оборудования и других предметов руководителям все же следует, поскольку их будет запрещено размещать на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, а также у дверей эвакуационных выходов. Это требование будет добавлено в подпункт «ж» пункта 23 ППР, которым на данный момент пока запрещено лишь загромождать люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, заваривать и загромождать люки на балконах и лоджиях квартир.

Если же среди руководителей организаций были те, кто хранил пожаровзрывоопасные вещества и материалы под свайным пространством зданий, то им придется искать для таких предметов другое место, поскольку в новой редакции ППР это запрещено подпунктом «а» пункта 23 ППР. Стоит только добавить, что этим местом точно не может быть чердак, подвал и цокольный этаж (кроме случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности в сфере технического регулирования). Что касается горючих материалов, то их будет нельзя размещать или эксплуатировать в лифтовых холлах (подпункт «в» пункта 23 ППР).

Помимо внесения точечных корректировок в уже существующие подпункты пункта 23 ППР, законодатель также:

  1. Упразднил подпункты:
    • «г», согласно которому запрещалось устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, размещение которых не допускается нормативными документами по пожарной безопасности, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток
    • «е», согласно которому запрещалось производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией)
  2. Добавил подпункт «о», который не разрешает изменять (без проведения в установленном законодательством РФ градостроительной деятельности и законодательством РФ о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий(сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений – помещения или группы помещений, функционально связанные между собой).

Эвакуационное освещение

В новой редакции ППР будут внесены изменения и в абзац 2 пункта 43 ППР. Так, с 26 сентября следующего года эвакуационное освещение должно будет находиться или в круглосуточном режиме работы, или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. На данный момент такой альтернативы не предусмотрено и руководителям предписывается лишь обеспечить автоматическое включение эвакуационного освещения при выключении рабочего освещения.

Установки противопожарной защиты

Напомним, что на данный момент от руководителей медицинских организаций абзацем 1 пункта 61 ППР требуется обеспечивать исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта. В новой формулировке данной нормы средства противопожарной защиты заменяются на установки противопожарной защиты.

При этом, если ранее для обеспечения исправности систем и средств противопожарной защиты было необходимо организовывать проведение их проверки не реже 1 раза в квартал, то теперь при установлении периодичности проверки систем и установок противопожарной защиты необходимо ориентироваться на инструкции технических средств завода-изготовителя, а также национальные и (или) международные стандарты.

Дополнительные заботы

Хотелось бы отметить и то, что ППР были дополнены положением, согласно которому руководитель организации должен будет обеспечивать исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей (п. 37(1) ППР).

Помимо противопожарных дверей, пожарный надзор также добрался и до транспарантов и баннеров, размещаемых на фасадах зданий и сооружений. Однако, если Роскомнадзор интересуют то, что на них написано, то пожарный инспектор будет следить, чтобы материал транспарантов и баннеров был выполнен из негорючих или трудногорючих материалов. При этом, их размещение не должно ограничивать проветривание лестничных клеток, а также других специально предусмотренных проемов в фасадах зданий и сооружений от дыма и продуктов горения при пожаре. Также отмечается, что транспаранты и баннеры должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к облицовке внешних поверхностей наружных стен (пункт 40(1) ППР).

Кроме всего прочего, в новой редакции ППР также не допускается и прокладка в пространстве воздушного зазора навесных фасадных систем открытым способом электрических кабелей и проводов (пункт 40(1) ППР).

Некоторые изменения были внесены и в нормы обеспечения огнетушителями и объектов защиты в зависимости от их категорий по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара (за исключением автозаправочных станций) (Приложение № 1 к ППР), а также нормы оснащения помещений передвижными огнетушителями (за исключением автозаправочных станций) (Приложение № 2 к ППР).

Немного о системе обеспечения пожарной безопасности и пожарном надзоре

В заключение отметим, что для того, чтобы обезопасить свою организацию от санкций пожарного инспектора или, что еще хуже, риска возникновения пожара, соблюдения одних лишь ППР недостаточно.

Обеспечение пожарной безопасности можно условно поделить на два базовых уровня:

  • I. Выполнение требований пожарной безопасности, установленных техническим регламентом (утверждены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ (далее – ФЗ № 123));
  • II. Соблюдение ППР.

Кроме того, первый уровень включает в себя два дополнительных подуровня. Так, согласно ФЗ № 123 пожарная безопасность организации считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий (статья 6):

  1. В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – ФЗ № 184), и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных ФЗ № 123;
  2. В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ № 184, и нормативными документами по пожарной безопасности.

Как мы видим, каждое из этих условий предусматривает выполнение в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ № 184, которым как раз и является ФЗ № 123. Различаются эти условия лишь по второй составляющей:

  • либо пожарный риск не превышает допустимых значений (статьи 79 и 93 ФЗ № 123), установленных техническим регламентом;
  • либо в полном объеме выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности.

Для проведения расчетов по оценке пожарного риска используются специальные правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272.

В случае, если организация решит пойти по второму пути, ей необходимо выполнить все требования нормативных документов по пожарной безопасности (часть 3 статьи 6 ФЗ № 123). Расчет пожарного риска в этом случае не требуется. Перечень таких нормативных документов по пожарной безопасности установлен Приказом Росстандарта от 16.04.2014 № 474.

Напоследок хотелось бы обратить внимание наших читателей, что с 3 сентября 2016 года федеральный государственный пожарный надзор отнесен к виду государственного контроля (надзора), применяющего риск – ориентированный подход (метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности) на основании Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск – ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»). Подробнее Вы можете прочесть в нашей статье «Федеральный государственный пожарный надзор с применением риск-ориентированного подхода».

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.