logo
 
№97

Вопрос про обязанность транспортировки пациента при ОНМК из города в область

Здравствуйте. Ситуация: больной лежит в психиатрии, в наркологии, случилось ОНМК. Нужна госпитализация в сосудистый центр. Психбольница областная, больного решают переводить в областной сосудистый центр. Согласие центра есть. СМП отказывает в перевозке, т.к. возит только из города и городских больниц. Областные службы (медицина катастроф и выездная бригада сосудистого центра) отказывают, т.к. ездят только по области. Увезли через СМП через 3 ч по звонку начмедов. Кто должен был на самом деле везти пациента?
Ответ
Подготовлен: 16.04.2015 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Для госпитализации больного в сосудистый центр необходимо произвести его медицинскую эвакуацию. Согласно части 4 статьи 35 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) медицинская эвакуация, представляет собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Медицинская эвакуация является частью мероприятий, проводимых в рамках оказания гражданам скорой медицинской помощи (СМП).

Финансирование медицинской эвакуации

Согласно статье ст. 35 ФЗ № 323 скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» медицинская эвакуация всех видов (в рамках оказания скорой медицинской помощи) входит в Перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно (раздел 2 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов).

Кто осуществляет медицинскую эвакуацию?

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 35 ФЗ № 323 медицинскую эвакуацию осуществляют выездные бригады скорой медицинской помощи или медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти. Перечень последних утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 500н «Об утверждении Перечня федеральных государственных учреждений, осуществляющих медицинскую эвакуацию». В данном перечне фигурирует Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи утвержден Приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» (далее – Порядок оказания СМП).

Скорая медицинская помощь оказывается бригадами скорой медицинской помощи станции СМП или отделения скорой медицинской помощи. Станция СМП является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации, оказывающей СМП. Отделение СМП является структурным подразделением медицинской организации, оказывающей СМП. Место расположения и территория обслуживания станции СМП, отделения СМП поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи) устанавливаются с учетом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортных магистралей, интенсивности автотранспортного движения, протяженности населенного пункта, с учетом 20-минутной транспортной доступности.

Обеспечение мероприятий по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи по медицинским показаниями осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями субъекта РФ. Организация деятельности отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения регламентирована приложением № 12 к Порядку оказания скорой медицинской помощи (Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н), а именно: Правила организации деятельности отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи больницы (больницы скорой медицинской помощи, центра медицины катастроф). Такое отделение оказывает скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь пациентам, осуществляет медицинскую эвакуацию пациентов с использованием наземного, водного, авиационного и других видов транспорта, а также экстренную доставку к месту чрезвычайной ситуации, дорожно-транспортного происшествия и в медицинскую организацию медицинских работников, лекарственных препаратов и медицинских изделий, препаратов крови и (или) ее компонентов, расходных материалов и других медицинских грузов, необходимых для спасения жизни пациентов, и, кроме того, осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения

Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения (далее – Порядок ОНМК) утвержден Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н.

В соответствии с пунктом 7 Порядка ОНМК скорая, в том числе специализированная, медицинская помощь больным с единообразными ОНМК оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи». Данный приказ утратил силу в связи с вступлением упомянутого выше приказа Минздрава России от 20.06.2013 № 388н (далее – Порядок оказания СМП).

Согласно подпункту «в» пункта 11 Порядка оказания СМП поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются нарушения системы кровообращения, представляющие угрозу жизни. При этом ОНМК – это острое нарушение мозгового кровообращения. Таким образом, ОНМК является прямо установленным поводом для вызова скорой медицинской помощи.

Согласно пункту 14 Порядка оказания СМП при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация.

Правила осуществления медицинской эвакуации

Правила осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой медицинской помощи (далее – Правила МЭ) также утверждены приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н. Медицинская эвакуация может осуществляться с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации), а также из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 5 Правил МЭ).

Решение о необходимости проведения медицинской эвакуации из медицинской организации

Решение о необходимости медицинской эвакуации из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи, принимает руководитель (заместитель руководителя по лечебной работе) или дежурный врач (за исключением часов работы руководителя (заместителя руководителя по лечебной работе)) медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи, по представлению лечащего врача и заведующего отделением или ответственного медицинского работника смены (за исключением часов работы лечащего врача и заведующего отделением) (пункт 7 Правил МЭ).

Выбор медицинской организации для доставки пациента при осуществлении медицинской эвакуации производится исходя из тяжести состояния пациента, минимальной транспортной доступности до места расположения медицинской организации и профиля медицинской организации, куда будет доставляться пациент (пункт 6 Правил МЭ).

Показания для проведения санитарно-авиационной эвакуации

При этом санитарно-авиационная эвакуация осуществляется в случаях (пункт 11 Правил МЭ):

  • а) тяжести состояния пациента, требующей его скорейшей доставки в медицинскую организацию, при наличии технической возможности использования авиационного транспорта и невозможности обеспечить санитарную эвакуацию в оптимальные сроки другими видами транспорта;
  • б) наличия противопоказаний к медицинской эвакуации пострадавшего наземным транспортом;
  • в) удаленности места происшествия от ближайшей медицинской организации на расстояние, не позволяющее доставить пациента в медицинскую организацию в возможно короткий срок;
  • г) климатических и географических особенностей места происшествия и отсутствия транспортной доступности;
  • д) масштабов происшествия, не позволяющих выездным бригадам скорой медицинской помощи осуществить медицинскую эвакуацию другими видами транспорта.

Служба медицины катастроф

Важно, что указанные выше Правила осуществления медицинской эвакуации при оказании СМП, утв. приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н, не распространяю свое действие на Федеральные государственные учреждения (пункт 2 Правил МЭ), к которым относится Служба медицины катастроф, хотя центры медицины катастроф, как ни парадоксально, поименованы в числе возможных организационных единиц отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения, о чем уже было сказано выше.

В связи с вышесказанным для прояснения ситуации обратимся к иным нормативным документам. Системно проанализировав положения Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в новой редакции» утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2011 № 1155 (далее – Устав) можно сделать следующие выводы (хотя абсолютно верными их назвать нельзя, так точного описания, что и в какой ситуации учреждение обязано выполнять в приказе не отражено. Положения о Всероссийской службе медицины катастроф, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 734 и вовсе не способно дать ответ на данный вопрос):

Служба медицины катастроф за счет средств федерального бюджета организовывает и выполняет медицинскую эвакуацию, в том числе санитарно-авиационную эвакуацию больных и пострадавших при чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях.

Служба медицины катастроф на возмездной основе по договорам (контрактам) с юридическими и физическими лицами может в частности заниматься оказанием услуг по медицинской эвакуации больных и пострадавших в случаях, не отнесенных к чрезвычайным ситуациям; оказанием транспортных услуг в рамках деятельности Учреждения и пр.

Стоит отметить, что Проект Правил осуществления медицинской эвакуации при оказании СМП, утвержденные приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н. предусматривал, что «… Медицинская эвакуация из медицинских организаций находящихся в федеральных медицинских учреждениях, а также по решению исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, медицинская эвакуация в медицинские организации, находящиеся за пределами субъекта Российской Федерации, медицинская эвакуация на расстояние свыше 100 километров осуществляется специалистами медицинских организаций, входящих во Всероссийскую службу медицины катастроф, в порядке и условиях, установленных Минздравом России…».

К сожалению, данное положение не попало в итоговую редакцию приказа, что безусловно оставляет вопросы, кто же должен осуществлять медицинскую эвакуацию пациента из отдаленных мест. С учетом сказанного выше, бригады СМП станций СМП и отделений СМП рассчитаны на сравнительно небольшой охват территории (с учетом 20-минутной транспортной доступности), так как ими осуществляется только санитарная эвакуация. Однако итоговая «зона покрытия» отражена только в учредительных документах такой медицинской организации. Бригады СМП отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи больницы (больницы скорой медицинской помощи, центра медицины катастроф) безусловно рассчитаны на больший охват территории, так как ими предполагается оказание санитарно-авиационной эвакуации, однако даже намека на такую территорию в нормативной документации нет. Более того, нет сомнения в том, что во многих регионах, если и есть отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи больницы, то они не оснащены авиационным транспортом. Что касается центров медицины катастроф, то учитывая анализ Устава данного учреждения, можно сделать вывод, что медицинская эвакуация должна осуществляться ими на бесплатной основе только при чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях. При иных обстоятельствах аналогичные функции могут быть выполнены только на платной основе. С учетом этого, бесплатную эвакуацию пациента в отдаленные места или из отдаленных мест должны по существующим на сегодняшний день законам осуществлять бригады СМП (за исключением ситуации чрезвычайной ситуации и пр.)

Учитывая вышеизложенное можно сделать следующий вывод:

  • Медицинская эвакуация из психиатрической больницы в сосудистый центр должна быть произведена выездной бригадой скорой медицинской помощи. Забор пациента из психиатрической больницы должен быть произведен бригадой СМП, на территории работы которой находится данная больница. Это может быть бригада станции СМП или отделения СМП или даже больницы СМП. При наличии показаний для проведения санитарно-авиационной эвакуации, таковая должна быть обеспечена пациенту также совершенно бесплатно. Санитарно-авиационная эвакуация осуществляется отделением экстренной консультативной скорой медицинской помощи больницы СМП или центром медицины катастроф, но на бесплатной основе должна осуществляться последним только при определенных чрезвычайных и пр. обстоятельствах.
  • В соответствии с пунктом 9 Порядка оказания СМП вызов скорой медицинской помощи осуществляется в частности по телефону путем набора номеров «03», «103», «112» и (или) номеров телефонов медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь.

Функции оперативного отдела СМП

При этом порядок организации деятельности оперативного отдела медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь вне медицинской организации (Приложение 6 к Приказу Минздрава России от 20.06.2013 № 388н) говорит о том, что Оперативный отдел создается в целях обеспечения централизованного приема обращений (вызовов) населения за скорой медицинской помощью, незамедлительной передачи вызовов выездным бригадам скорой медицинской помощи, оперативного управления и контроля за работой выездных бригад скорой медицинской помощи (пункт 2). А одной из основных функций оперативного отдела является осуществление взаимодействия подразделений службы скорой медицинской помощи с экстренными оперативными службами, в том числе службой пожарной охраны, службой реагирования в чрезвычайных ситуациях, полицией, аварийной службой газовой сети, службой «Антитеррор» (подпункт «е» пункта 6).

Службой реагирования в чрезвычайных ситуациях будет как раз являться служба медицины катастроф. Поэтому оперативный отдел СМП (принимающий вызовы с телефонов «03», «103», «112» и (или) номеров телефонов медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь) должен передать вызов в службу медицины катастроф. Нам представляется, что такая передача вызова должна происходить, если вызов относится к сфере деятельности именно этой службы (чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, аварии, катастрофы и эпидемии) или при невозможности СМП реализовать его самостоятельное исполнение (например, в ситуации, когда требуется именно авиационная эвакуация, а собственный авиатранспорт в отделении СМП отсутствует или пациента надо транспортировать очень далеко, а по каким-то объективным причинам бригада СМП не имеет возможности осуществить это своими силами, иное).

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.