logo
 
№85

Вопрос про документы об образовании медицинских работников Крыма и Севастополя

Здравствуйте! Любой переход к чему – то новому вызывает массу вопросов, вот и появление новых субъектов Российской Федерации – Крыма и Севастополя вызвало массу вопросов в области осуществления медицинской деятельности, а именно: какие существуют правила соответствия или не соответствия документов об образовании медицинских работников Крыма и Севастополя нормам РФ?
Ответ
Подготовлен: 02.03.2015 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Для начала напомним о требованиях законодательства РФ к гражданам РФ касательно их права на осуществление медицинской деятельности.

Итак, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1.ч.1 ст. 100). Кроме этого, дополнительные требования к осуществлению медицинской деятельности в РФ установлены Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения от 07.07.2009 № 415н, и Квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения от 23.07.2010 № 541н в части наличия послевузовского профессионального образования и (или) профессиональной подготовки для медицинских работников в зависимости от специальности.

Теперь вернемся к новым гражданам РФ, проживающих на территории Крыма и Севастополя.

В этой области действуют два основополагающих нормативных правовых акта, которые и определяют более или менее правила осуществления медицинской деятельности вышеуказанной категории граждан.

В первую очередь это Федеральный закон от 05.05.2014 № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в РФ Республики Крым и образованием в составе РФ …».

Анализ статьи 6 указанного Федерального закона указывает нам на то, что образование и образовательно – квалификационные уровни (это касается и медицинского образования), полученные на территории Украины, признаются в следующих условиях:

  1. образовательно-квалификационные уровни, ученые степени и ученые звания, указанные в документах об образовании, документах об ученых степенях и ученых званиях, образцы которых утверждены Кабинетом Министров Украины (для справки – Постановление Кабинета Министров Украины от 12.11.1997 № 1260 «О документах об образовании и ученых степенях»);
  2. обладателями указанных документов являются лица, которые признаны гражданами РФ в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также лица, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации.

Этой же статьей установлено, что указанные лица освобождаются от соблюдения требования по легализации документов об образовании, и данные документы предоставляют их обладателям те же профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в РФ. Отсюда следует, что полученное медицинское образование (высшее или среднее) на территории Украины для лиц, проживавших на территории Крыма и Севастополя, не требует каких – либо дополнительных подтверждений, как например, установление эквивалентности документов об образовании для иностранных граждан.

Дополнительно следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 05.05.2014 № 84-ФЗ образовательно-квалификационные уровни, в соответствии с которыми осуществлялась подготовка в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, до дня принятия, приравниваются к уровням образования и квалификации, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в следующем порядке:

  • квалифицированный работник - к квалификации по профессии среднего профессионального образования, подтверждаемой дипломом о среднем профессиональном образовании;
  • младший специалист - к квалификации по специальности среднего профессионального образования, подтверждаемой дипломом о среднем профессиональном образовании;
  • бакалавр - к квалификации по направлению подготовки высшего образования, подтверждаемой дипломом бакалавра;
  • специалист - к квалификации по специальности высшего образования, подтверждаемой дипломом специалиста;
  • магистр - к квалификации по направлению подготовки высшего образования, подтверждаемой дипломом магистра.

Приказом Минобрнауки России от 26.05.2014 № 585 установлено соответствие специальностей, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно – квалификационным уровнем младшего специалиста до дня принятия в РФ Республики Крым, специальностям среднего профессионального образования, установленным в РФ.

Приказом Минобрнауки России от 19.05.2014 № 554 установлено соответствие направлений и специальностей, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно – квалификационными уровнями бакалавра, специалиста и магистра до дня принятия в РФ Республики Крым, специальностям и направлениям подготовки, установленным в РФ.

Что касается сертификата специалиста, то совсем недавно законодатель принял Федеральный закон от 29.12.2014 № 474-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», которым определил, что к медицинской деятельности допускаются лица, имеющие выданные до 18 марта 2014 года сертификат специалиста и (или) документ, подтверждающий присвоение квалификационной категории по специальностям, которые соответствуют специальностям, указанным в утвержденных в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» номенклатурах специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование (далее - номенклатуры специальностей), и проживавшие на указанную дату на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (статья 3).

При этом документы, подтверждающие квалификационные категории по специальностям, которые соответствуют специальностям, указанным в номенклатурах специальностей, приравниваются к сертификатам специалиста по соответствующей специальности и действуют на территории РФ. А в случае их несоответствия, а также несоответствия сертификата специалиста, выданных до 18.03.2014, допускаются к медицинской деятельности после сдачи экзамена по специальности и получения сертификата специалиста.

Если внимательней вчитаться в указанную норму, получается, что для осуществления медицинской деятельности данной категории граждан достаточно сертификата специалиста и (или) документа, подтверждающего присвоение квалификационной категории при отсутствии базового высшего или среднего медицинского образования как это установлено для граждан РФ (ст. 100 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Однако, как раз данную норму, по нашему мнению, все-таки следует читать совместно с вышеуказанной статьей 100 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ, которая указывает на обязательное наличие высшего либо среднего медицинского образования для получения доступа к осуществлению медицинской деятельности на территории РФ. Надеемся, что в ближайшее время выйдут официальные разъяснения соответствующих органов государственной власти по применению статьи 3 Федерального закона от 29.12.2014 № 474-ФЗ.

Не следует и забывать, что медицинское образование, полученное указанными лицами в СССР, также признается в РФ и не требует соответствующего подтверждения. Данное требование никакими нормативными правовыми актами действующего законодательства РФ в области здравоохранения и образования не установлено.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.