logo
 
№48

Вопрос про агентирование в сфере медуслуг без лицензии

Объясните, пожалуйста, можно или нельзя выставлять к оплате услуги, выполненные вне нашей медицинской организации, если мы перенаправляем потом эти заказы сторонним медорганизациям. У нас лицензии на эти услуги нет. Что нам будет, если мы нарушаем?
Ответ
Подготовлен: 03.04.2014 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Осуществление медицинской деятельности требует получения лицензии (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню, приведенному в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291) (далее – Положение).

Требования к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования должны быть установлены Минздравом России (п. 3 Положения). В настоящий момент Приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Требования к организации и выполнению работ (услуг) при осуществлении различных видов медицинской деятельности).

Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 4 000 до 5 000 руб. на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. Штраф налагается как с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья, так и без нее (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, ч. 1 ст. 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.

То, что описываете Вы, называется агентированием. Заключение с пациентами договора на оказание медицинских услуг может осуществляться и в форме агентского договора. Но суды указывают на то, что у агента должна быть лицензия для исполнения условий агентского договора, даже в случае заключения договора от имени принципала. Агент не вправе без лицензии осуществлять от имени принципала действия, на совершение которых требуется ее получение (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 9174/10 по делу N А31-8793/2009). Данная практика подтверждается рядом аналогичных судебных решений:

  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.11.2010 по делу N А74-2755/2010
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 30.11.2010 по делу N А12-7797/2010
  • Постановление ФАС Уральского округа от 31.08.2010 N Ф09-6847/10-С1 по делу N А76-2638/2010-53-143

Существует и альтернативное мнение судов, но таких судебных решений гораздо меньше и такая позиция противоречит позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 9174/10 по делу N А31-8793/2009 и представляется нам не обоснованной.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.