logo
 
№43

Вопрос про видеоролики с участием пациентов

Здравствуйте! Я главный врач центра ВРТ в Москве, хотел бы реализовать идею рекламы с участием наших пациентов. Мы хотим заключать с пациентами договор о том, что клиника предоставляет им скидку на ЭКО и в случае удачного лечения бесплодия они обязуются сняться в рекламном ролике о нашей клиники. Ролики планируем размещать на нашем сайте. Можно ли так сделать?
Ответ
Подготовлен: 27.08.2014 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

В соответствии с положениями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (в редакции ФЗ от 28.06.2014 № 190-ФЗ) «О рекламе» с 1 июля 2014 года допускается размещение рекламы медицинских услуг, медицинской деятельности любым способом и в любой форме с соблюдением положений указанного Федерального закона.

Под медицинской услугой следует понимать медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (статья 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

Медицинская деятельность – это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (статья 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ содержит запрет на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, разрешая подобную рекламу только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Следует обратить внимание на то, что понятие метода профилактики, диагностики, лечения в законодательном порядке не закреплено, классификация и номенклатура методов отсутствует. Подобные понятия следует искать в специальной литературе. Например, экстракорпоральное оплодотворение считается безусловным методом лечения бесплодия. Следовательно, при рекламе данное понятие не должно звучать.

При рекламе медицинских услуг должны соблюдаться ряд требований, установленных законодательством о рекламе, в частности: реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их использованию, необходимости получения консультации специалистов (ч. 7 ст. 24 ФЗ № 38).

Реклама медицинских услуг, не должна (ч. ч. 1,3 ст. 24 ФЗ № 38):

  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
  • содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
  • содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

Участие пациента в видеоролике будет нарушать пункты статьи 24 части 1 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» в связи с содержанием в нем ссылок на конкретный случай излечения от заболевания бесплодия в результате применения медицинских услуг Клиники, а также благодарности пациента в связи с использованием указанных медицинских услуг.

В данном случае видеоролик с пациентом, принимавшего участие в программе вспомогательных репродуктивных технологий, является риском и может повлечь нарушения вышеуказанных положений о рекламе медицинских услуг.

С целью недопущения нарушений норм о рекламе следует исключить изображение пациента, а также не указывать фамилию, имя и его отчество.

Положения о рекламе следует учитывать и при формировании текста, который будет озвучивать пациент в видеоролике. Текст не должен содержать ссылку на случай заболевания и излечения пациента, а также его благодарственные слова в адрес Клиники.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Сведения, составляющие врачебную тайну, к которым относится и сведения о факте обращения пациента в Клинику, состоянии его здоровья, а также прохождение лечения, разглашаются только с письменного согласия пациента.

Таким образом, необходимо перед участием пациента в видеоролике получить от него письменное согласие на разглашение сведений о факте обращения за медицинской помощью в Клинику, а также иных сведений, составляющих врачебную тайну.

Необходимо помнить, что нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе медицинских услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей (статья 1`.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.