№290

Вопрос про гарантийный срок на медицинские услуги

«Нужно устанавливать гарантийные сроки на все виды услуг с овеществленными результатами иначе срок автоматически 2 года». Насколько верно это утверждение, если в нашем положении о гарантийных сроках есть пункт 1.8, который гласит «Гарантийные сроки не распространяются: ...»? Вопрос возник с временными коронками.
Ответ
Подготовлен: 20.04.2021 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материал может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

На сегодняшний день в отношении медицинских услуг установление гарантийного срока не является обязательным. В соответствии с п. 6 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП) изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 ЗоЗПП. При этом изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.

Таким образом, наличие или отсутствие гарантийного срока медицинской услуги напрямую зависит от медицинской организации, которая данную услугу оказывает, так как иные медицинские организации могут установить гарантийный срок на медицинскую услугу, другие же — на аналогичную услугу гарантийный срок не установят.

В соответствии с п. 2 ст. 779 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) медицинские услуги относятся к категории услуг, регулируемых договором оказания услуг, которому посвящается 39 глава ГК РФ. Услуга, согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ и Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.02.2012 № 17 представляет собой совершение действий или осуществление деятельности, направленной на достижение цели.

Однако, отметим, что услуга по своему правовому содержанию, в отличие от работы, не имеет овеществленного результата, который исполнитель обязан: а) гарантировать заказчику и б) передать заказчику после завершения работ. Цель и результат (эффект) услуги не одно и тоже. В договоре возмездного оказания услуг на исполнителе не лежит риск недостижения результата. Достижение результата, ради которого заключается договор возмездного оказания услуг, не включено федеральным законодателем в понятие предмета этого договора. Такая позиция была выражена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 23.01.2007 № 1-П. Таким образом, предметом договора об оказании медицинских услуг выступает не конкретное состояние здоровья пациента, а действия медицинской организации, направленные на достижение желаемого результата. Результат услуги не может являться критерием ненадлежащего исполнения медицинской организацией своих обязательств по договору.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - ФЗ № 323) качество медицинской помощи – совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Результат оказания медицинской услуги при любом клиническом случае не является на 100% прогнозируемым и может выражаться как в восстановлении, улучшении здоровья, в отсутствии каких –либо изменений, так и в ухудшении патологических процессов. Но даже последние из вышеназванных исходов заболевания не будут заведомо говорить о ненадлежащем исполнении медицинской организацией своих обязательств. Причиной отсутствия положительного медицинского результата может стать целый ряд факторов: «неправильные» действия пациента, действия биологических законов и процессов, затрагиваемых при медицинском вмешательстве, иные факторы. Учитывая вышесказанное, попытка гарантировать пациенту не только положительный медицинский результат, но еще и его стойкий положительный эффект в течение какого-либо периода времени (гарантийный срок) может быть расценена как введение пациента-потребителя в заблуждение. Таким образом, результат услуги гарантировать исполнителю не только невозможно, но и недопустимо. Отсутствие ожидаемого потребителем результата в условиях, когда специалистами медицинского учреждения были предприняты все необходимые профессиональные действия при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от них требовалась по характеру обязательств и условиям договора, не является основанием для признания услуги оказанной с ненадлежащим качеством (Определение Московского городского суда от 20.06.2012 по делу № 33-11398).

Что же медицинская организация действительно может и обязана гарантировать пациенту? Это надлежащее выполнение услуги в соответствии с требованиями юридических, профессиональных и морально-этических норм, соблюдение качества оказания медицинской помощи, обеспечение безопасности оказываемой услуги и прочее, т.е. это обязанности медицинской организации по отношению к пациенту, которые обычно указываются в договоре на оказание платных медицинских услуг и в прочих взаимосвязанных с ним документах.

Стоит заметить, что как уже было сказано выше, запрета предоставлять гарантийные сроки на услуги также не установлено, поэтому если медицинская организация хочет предоставлять пациенту подобные гарантии, то она вправе это делать.

Итог

Услуга (в данном случае медицинская) не имеет овеществленного результата, в отличие от работы, и на сегодняшний день в отношении медицинских услуг установление гарантийного срока не является обязательным. Однако часто ошибочно приводят зубные протезы, пломбы, имплантаты, а также временные коронки в качестве примера «овеществленного результата», хотя они в соответствии с квалифицирующими признаками договора и смыслом оказания медицинской услуги являются лишь средством достижения цели договора. Предметом договора выступает не изготовление протеза или, например, производство имплантата, а ключевым моментом является цель медицинского вмешательства: не поставить протез, а решить проблему пациента (нарушение жевательных функций, эстетический дефект, фонетический дефект и т.п.). Тем не менее запрета предоставлять гарантийные сроки на услуги также не установлено, поэтому если медицинская организация предоставляет пациенту подобные гарантии, то она вправе это делать и обязана соблюдать их.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.