logo
 
№29

Вопрос про народный контроль

На что имеют право всякие общества по защите прав потребителей? Могут ли они проверять частные медицинские организации?
Ответ
Подготовлен: 18.11.2012 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Деятельность общественных организаций, союзов, ассоциаций и т.п. (далее по тексту – ОО) осуществляется в соответствие с Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об общественных объединениях". В данном законе в статье 27. «Права общественного объединения» перечислены все права ОО, среди которых права на проведение проверок иных хозяйствующих субъектов нет. Тем не менее, в той же статье указывается на то, что законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

Так, например, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 25.06.2012) "О защите прав потребителей" содержит статью 45. «Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)»:

  1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
  2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
    • участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
    • проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
    • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
    • распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
    • вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
    • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    • обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
    • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
    • участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг). (абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

В то же время Роспотребнадзор в своем Письме от 29.06.2005 N 0100/4938-05-32 "О полномочиях общественных объединений потребителей" разъясняет, что отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст. 45 Закона. По мнению Роспотребнадзора, основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:

  • требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
  • проверку соблюдения санитарных правил и норм;
  • проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
  • проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;
  • проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.

Роспотребнадзор отмечает, что п. 2 ст. 45 Закона, предусматривающий возможность проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит соответствующее право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т.е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.

По мнению Роспотребнадзора общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). При этом Роспотребнадзор действенной мерой считает разъяснительную и просветительскую работу среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.

Таким образом, учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что общественные объединения вправе осуществлять все действия, которые вправе производить покупатель, потребитель, например, пациент, т.е. проводить закупку товара, получать услугу, требовать наличия установленных законодательством документов на товар, услугу, наличия ценников, кассовых чеков на приобретенный их представителями товар и т.д. В случае нехватки какой-либо информации на информационном стенде клиники, общественная организация вправе требовать ее предоставления, как был бы вправе любой потребитель-пациент.

В то же время представители общественных объединений не вправе требовать ознакомления с учредительными документами организации, входить в иные, кроме торгового зала, вестибюльной группы помещения организации без разрешения должностных лиц организации. Должностные лица организации не обязаны как-либо реагировать на действия представителей таких общественных объединений, не обязаны знакомиться и/или подписывать какие-либо документы, составленные ими, и т.д.

Часто общественные организации при проведении проверок требуют от предпринимателей большое количество документов, предоставление которых не предусмотрено законом, составляют акты и требуют их подписания должностными лицами организации, выносят предписания об устранении нарушений. Да, они имеют право проверять соблюдение прав потребителей и составлять акты о выявленных правонарушениях. Но это не означает, что организации должны как-то содействовать им в этом, продавцы вообще могут никак не реагировать на действия работников общественных организаций, закон не обязывает продавцов представлять им какие-то документы, предоставлять какую-либо информацию, выделять место для составления их актов и т.д. Акты и иные документы общественных организаций не являются основанием для возбуждения дел об административном правонарушении, но могут стать основанием для проведения внеплановых проверок контрольно-надзорными органами, а также быть доказательствами в суде при рассмотрении административных дел, возбужденных указанными государственными органами по инициативе общественных объединений. Фактически акт - это всего лишь форма фиксации свидетельских показаний о возможных нарушениях предпринимателя в сфере прав потребителей. И при рассмотрении такого документа судом он должен оцениваться наравне с показаниями свидетелей продавца.

Кроме того, всегда необходимо проверять полномочия тех лиц, которые стремятся защитить права потребителя. Очень часто сотрудники общественного объединения предъявляют удостоверения, имитирующие по своей форме и содержанию удостоверения должностных лиц государственных органов, рассчитывая придать важность собственной персоне и происходящему событию (проверке), а заодно и напугать проверяемого. Не стоит доверять таким удостоверениям, лучше потребовать предъявления устава общественного объединения, заверенного регистрирующим органом, а также других документов, подтверждающих полномочия как самих проверяющих, так и тех, кто их направил. Все они должны иметь устав, обязаны пройти регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти - Минюсте РФ, быть поставлены на налоговый учет, иметь легитимные исполнительные органы.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.