№288

Вопрос про отказ пациента от ношения медицинской маски на территории медицинской организации

Добрый день! В нашу стоматологическую клинику для лечения зубов обратился пациент. На просьбу администратора клиники надеть маску и находится в ней в момент оформления необходимых документов, ответил отказом. Клиенту было разъяснено, что нахождение на территории медицинской организации без средств защиты дыхания недопустимо, после чего пациент покинул клинику, однако после стал обвинять нас в отказе в оказании медицинской помощи со ссылками на то, что указы Мэра противоречат Конституции РФ, ГК РФ, а предписания и постановления Роспотребнадзора не обязательны для исполнения. Разъясните, пожалуйста, на какие нормы ссылаться в таких ситуациях?
Ответ
Подготовлен: 11.02.2021 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материал может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Следует отметить, что с февраля 2020 года новая коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.

Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ (в ред. от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что на территории субъекта РФ при угрозе возникновения ЧС (распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих) могут вводится обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности. Помимо этого, дополнительные, в том числе ограничительные мероприятия в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, могут вводится должностными лицами Роспотребнадзора. Подобное полномочие данному органу предоставлено на основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ч. 2 ст. 50 данного закона).

В этой связи на граждан, а также на юридических лиц (к которым относятся и медицинские организации) действующим законодательством возложен ряд обязанностей, а на государственные органы – определенные полномочия.

Об указах Мэра Москвы

Согласно статье 2 ГК РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Частью 1 статьи 2 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ № 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут на основании подпункта «ф» пункта 1 статьи 11 ФЗ № 68-ФЗ во исполнение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Закона № 68-ФЗ, полномочны предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В настоящее время Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ и Указом Мэра Москвы от 08.06.2020 № 68-УМ определено, что на территории Москвы продолжают действовать ограничения в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам.

Обозначенные акты приняты во исполнение и в соответствии с вышеназванным ФЗ № 68. Указанные нормативные правовые акты не вступают в противоречие с гражданским законодательством, т.к. регулируют не гражданские правоотношения, а правоотношения в сфере защиты граждан от угрозы распространения инфекции, представляющей опасность для окружающих.

Помимо этого, указанные акты не противоречат Конституции РФ, т.к. продиктованы объективной необходимостью. Отметим, что Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25.12.2020 № 49-П выразил аналогичное мнение по идентичным ограничительным мероприятиям в Московской области.

Об ущемлении прав потребителей

Просьба соблюдать требование законодательства о ношении масок не является условием, ущемляющим права потребителя по сравнению с требованиями, установленными гражданским законодательством.

  1. Ношение масок в помещении клиники не является условием договора об оказании платных медицинских услуг. Это требование законодательства в области защиты населения от распространения новой коронавирусной инфекции и предусмотрено следующими нормативными актами: Указами Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ, от 08.06.2020 № 68-УМ, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31.
  2. Указы Мэра Москвы № 12-УМ и № 68-УМ приняты во исполнение и в соответствии с вышеназванным ФЗ № 68 и возлагают на физических лиц обязанность ношения маски в помещениях организаций, оказывающих услуги. Подобное требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности. На это было обращено особое внимание Верховным судом РФ в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом ВС РФ 21.04.2020.

    Соответственно в том случае, когда введен так называемый «масочный режим», любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на данной территории.

Исходя из этого, действия клиники, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам-потребителям в нахождении без масок на территории клиники, не ущемляют права потребителей, поскольку такие действия отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений.

Аналогичная точка зрения также отражена на официальном сайте Роспотребнадзора, помимо этого Верховный Суд РФ в решении от 22.10.2020 № АКПИ20-536 высказал схожее мнение.

Об актах Роспотребнадзора

Приоритетной задачей медицинских организаций всех типов является бесперебойное функционирование, оказание качественной медицинской помощи населению, обеспечение эпидемиологически безопасных условий оказания медицинской помощи и труда медицинского персонала.

В отношении актов Роспотребнадзора, а также актов главного санитарного врача РФ, главного санитарного врача г. Москвы стоит оговорить следующее.

Санитарно-эпидемиологические нормы установлены различными актами, в том числе Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ, предписаниями главного государственного врача РФ, субъектов РФ, методическими рекомендациями и иными актами.

  1. Обращаем внимание, что для физических и юридических лиц выполнение требований постановлений Главного государственного санитарного врача РФ, субъектов РФ, а также предписаний Главного государственного санитарного врача РФ, субъектов РФ и Роспотребнадзора является обязательными на основании абз.2 статьи 10 и абз. 2 статьи 11 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  2. Дополнительно сообщаем, что пунктом 6 Предписания главного государственного санитарного врача по городу Москве от 10.06.2020 установлено, что медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по профилю «стоматология», должны обеспечить контроль за ношением масок или иных средств индивидуальной защиты органов дыхания и перчаток пациентами и работниками.

    При этом, контроль за ношением масок в клинике является обязанностью медицинской организации на основании статьи 11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ.

  3. Пунктом 3.3.7 «МР 3.1.0209-20.3.1. <…> » определено, что в целях профилактики распространения COVID-19 при оказании медицинской помощи и предупреждения формирования внутрибольничных очагов пациенты и персонал должны соблюдать масочный режим. Допускается нахождение пациентов без масок в палатах и при проведении процедур, при которых невозможно нахождение в маске.

    Несмотря на то, что акты носят рекомендательный характер, сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о том, что за их нарушение суды привлекают к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Примером может служить постановление Артемовского городского суда Свердловской области от 05.06.2020 № 5-174/2020.

Подводя итог стоит отметить, что приоритетной задачей медицинской организации является оказание качественной медицинской помощи населению, обеспечение эпидемиологически безопасных условий оказания медицинской помощи и труда медицинского персонала. По нашему мнению, контроль со стороны медицинской организацией за соблюдением на ее территории «масочного режима» является мерой, направленной на предоставление своим пациентам качественных и безопасных медицинских услуг в период повышенной заболеваемости населения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.