№287

Вопрос про налоговый вычет за имплантацию зубов в свете изменений законодательства в 2021 году

У меня вопрос по новому перечню дорогостоящих видов лечения для налогового вычета. Раньше была имплантация, ортопедия не входила. Теперь есть ортопедическое лечение с опорой на импланты. А имплантация сама? И что значит «при отсутствии условий для традиционного протезирования»? И если справка в этом году за 18,19,20 год, то уже по этому перечню? Или услуги должны быть оказаны в 2021?
Ответ
Подготовлен: 03.02.2021 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материал может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на социальные налоговые вычеты, в т.ч. в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в т.ч. усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет.

При этом размер налогового вычета зависит от того, какая именно медицинская услуга была оказана. Так, по большей части медицинских услуг общая сумма налоговых вычетов принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения в 120 000 рублей за налоговый период. В том же случае, если предоставленная медицинская услуга относится к некоторым дорогостоящим видам лечения, сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов (без ограничений суммы).

Принятие решения об отнесении медицинской услуги к первой или второй (дорогостоящей) группам отнесено к компетенции медицинской организации – последняя самостоятельно указывает в справке об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ* стоимость медицинской услуги по коду 1 (для первой группы медицинских услуг) или по коду 2 (для дорогостоящего лечения).

*Примечание: форма указанной справки утверждена Приказом Минздрава РФ № 289, МНС РФ № БГ-3-04/256 от 25.07.2001 (далее – Справка для НВ, Приказ № 289/ БГ-3-04/256, соответственно).

Обращаем внимание, что несмотря на то, что Приказ № 289/ БГ-3-04/256 был принят в целях реализации утратившего силу Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 № 201, в настоящее время Справка для НВ должна по-прежнему предоставляться именно по форме, предусмотренной названным приказом, поскольку новой формы утверждено не было.

С 1 января 2021 года отнесение медицинской услуги к первой или второй группе должно осуществляться в соответствии с новым Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 458 (далее – ПП РФ № 458), которым утверждены:

  • Перечень медицинских услуг, оказанных медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, налогоплательщику, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых учитываются при определении суммы социального налогового вычета (далее – Перечень № 1);
  • Перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых учитываются при определении суммы социального налогового вычета (далее – Перечень № 2).

Соответственно, действовавшие ранее аналогичные перечни, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201 (далее – ПП РФ № 201), утратили силу.

Следует отметить, что оба перечня претерпели изменения.

Формулировки Перечня № 1 стали шире, чем прежде (как сообщалось Правительством РФ, указанное «расширение» позволит гражданам получать налоговый вычет за любую платную медицинскую услугу).

Кроме того, существенным образом скорректированы медицинские услуги, относящиеся к дорогостоящему лечению (Перечень № 2). Указанные корректировки затронули и медицинскую помощь по стоматологическому профилю.

Так, ранее перечень дорогостоящих видов лечения, утв. ПП РФ № 201, содержал следующую единственную позицию, относящуюся к стоматологической медицинской помощи:

  • «реплантация, имплантация протезов, металлических конструкций, электрокардиостимуляторов и электродов».

Медицинские операции по имплантации зубных протезов на практике относились к услугам по «имплантации протезов» и, соответственно, у лиц, оплативших имплантацию, возникало право на налоговый вычет за данную услугу в размере фактически произведенных расходов (без ограничений суммы).

Примечание: отметим, что в вопросе о законности отнесения зубной имплантации к дорогостоящим видам лечения в соответствии с ПП РФ № 201 существует неопределенность.

Так, на практике некоторые медицинские организации и налоговые органы считают, что имплантация зубных протезов не подпадает под категорию «имплантация протезов».

В частности, позиция о том, что зубопротезирование (а значит и имплантация зубных протезов) не относится к видам дорогостоящего лечения в соответствии с Перечнем № 2, утв. ПП РФ № 201, отражена в Письме ФНС России от 25.12.2006 № 04-2-05/7).

По нашему мнению, имплантация зубных протезов все-таки относится именно к дорогостоящим видам лечения на основании ПП РФ № 201, поскольку по своему содержанию как раз является «имплантацией протезов». Данный вывод подтверждается также сложившейся практикой получения пациентами «полных» налоговых вычетов за имплантацию, а также письмом Минздравсоцразвития от 07.11.2006 № 26949/МЗ-14. В указанном письме сообщалось, что операция по имплантации зубных протезов входит в перечень дорогостоящих видов лечения и медицинские организации вправе выдавать справки для предоставления в налоговые органы с указанием кода услуги 2 (т.е. как дорогостоящее лечение) при проведении указанной операции.

Новый же перечень дорогостоящих видов лечения (Перечень № 2) более не предусматривает услуги по имплантации протезов.

При этом в него введена следующая стоматологическая услуга, при оплате которой, соответственно, возникает право на «полный» налоговый вычет:

  • «медицинские услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей с опорой на зубные имплантаты при отсутствии условий для традиционного зубного протезирования (значительная атрофия или дефекты косной ткани челюстей)».

Формулировки указанной позиции вызывают как вопрос о том относится ли с 2021 года имплантация зубных протезов к дорогостоящим видам лечения, так и вопрос о том, что понимается под «отсутствием условий для традиционного протезирования».

В части вопроса об отнесении имплантации к дорогостоящим видам лечения, сообщаем, что, на наш взгляд, ответ на него отрицательный, и с 2021 года дентальная имплантация более не предполагает возможности получения «расширенного» налогового вычета.

Указанное связано с тем, что в представленном выше пункте Перечня № 2 ПП РФ № 458 речь про хирургию (в т.ч. про имплантацию) не идет вообще. Указана лишь ортопедия, соответственно, налоговый вычет без ограничения суммы будет предоставляться исключительно за протезирование зубов на имплантатах и только при условии, что такое протезирование выполняется не просто по желанию пациента, а по медицинским показаниям – то есть, когда возможность для классического протезирования без имплантов отсутствует. Если же медицинских показаний не было, то пациент будет иметь право на протезирование, но в этом случае право на налоговый вычет по Перечню № 2 не возникнет (в указанном случае услуга будет относиться к Перечню № 1, в связи с чем размер налогового вычета будет ограничен суммой в 120 000 рублей. Соответственно, имплантация, выполненная в 2021 году, так же будет относиться к Перечню № 1).

С другой стороны, считаем необходимым обратить внимание на то, что в профессиональном сообществе высказывается и точка зрения о том, что зубная имплантация по-прежнему должна указываться в Справке для НВ по коду 2, т.е. как дорогостоящее лечение. Обосновывается подобная позиция, в частности, тем, что протезирование на имплантатах (т.е. ортопедическое лечение) является неотъемлемой частью единой медицинской услуги по установке дентальных имплантатов, предполагающей первоначальное проведение хирургического вмешательства.

На наш взгляд, данный довод является несостоятельным, поскольку, как было отмечено выше, непосредственно из текста ПП РФ № 458 все-таки следует, что в нем в качестве дорогостоящих видов лечения указана лишь ортопедия на зубных имплантах (и лишь при наличии медицинских показаний).

Однако ввиду отсутствия правоприменительной практики и каких-либо официальных разъяснений по обозначенному вопросу, на сегодняшний день сложно однозначно ответить на вопрос о том, действительно ли на практике налоговыми органами не будет предоставляться «расширенный» налоговый вычет за услуги по имплантации.

По причине отсутствия практики и разъяснений нет определенности и в вопросе о том, что относится к отсутствию условий для традиционного зубного протезирования – только ли значительная атрофия или дефекты косной ткани челюстей или иные патологии также, неясно что именно будет признаваться в качестве соответствующих дефектов косной ткани и пр.

В связи с наличием указанных неясностей в ближайшее время Факультетом Медицинского Права будут направлены запросы в Федеральную налоговую службу РФ, а также в Минздрав РФ с просьбой предоставить соответствующие разъяснения.

По вопросу же о том, к какой группе медицинских услуг следует относить услугу по имплантации, если имплантация была выполнена до 2021 года, а пациент обратился за Справкой для НВ в настоящее время, сообщаем следующее.

Относить медицинские услуги к дорогостоящим в соответствии с новым ПП РФ № 458 следует лишь в том случае, когда услуги были оказаны в период с 1 января 2021 года. Те же медицинские услуги, которые оказывались ранее, должны кодифицироваться в соответствии с ПП РФ № 201 (даже несмотря на то, что в настоящее время он признан утратившим силу).

Указанный вывод обоснован тем, что ПП РФ № 458 вступило в силу лишь с нового налогового периода по НДФЛ, а именно, с 1 января 2021 года, а налоговые вычеты за лечение предоставляются по доходам того налогового периода, в котором налогоплательщик фактически понес расходы на такое лечение (Письмо Минфина России от 20.03.2018 № 03-04-05/17128).

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.