logo
 
№172

Вопрос про доплату за совмещений должностей (профессий)

Доброго времени суток! У меня вопрос про оплату совмещения должностей. Если м/с совмещает свою должность с должностью санитарки, на время отсутствия основного работника, как должна производится доплата? в часах или %? Экономисты ЛПУ утверждают, что оплата производится только в процентах и без учёта стажа и вредности. Нормативные документы изучала, но не смогла найти ответа вопрос.
Ответ
Подготовлен: 28.02.2017 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Здравствуйте!

Как следует из статьи 60.2 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Согласно статье 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (часть 2 статьи 151 ТК РФ).

При этом, каких-либо иных установлений федерального законодателя относительно доплаты за совмещение профессий (должностей) не имеется, т.е. не установлены ни виды доплаты за совмещение, ни порядок определения (расчета) размера доплаты, ни минимальный и максимальный размеры таких доплат. Это означает, что федеральный законодатель отдает установление размера и вида доплаты на откуп работодателя.

Сложившаяся судебная практика также говорит о том, что установление размера доплаты за совмещение профессий (должностей) относится к исключительной компетенции работодателя (например, Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 06.09.2012 по делу № 33-654/2012).

На практике доплата за совмещение профессий (должностей) производится либо в твердой (абсолютной) сумме, либо в процентном соотношении к тарифной ставке (должностному окладу) по должности (профессии), по которой выполняется работа. Конкретный вид доплаты за совмещение профессий (должностей) в организации зависит от того, какой вид доплаты закреплен в локальных нормативных актах организации (коллективный договор, положение об оплате труда).

Отметим также и то, что в локальных нормативных актах медицинских организаций может быть указано, что конкретный размер доплаты каждому работнику устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы, но не менее и не более какого-то определенного процента (например, не менее 30% и не более 100%). Однако такие уточнения встречаются в локальных нормативных актах организации крайне редко.

Учитывая то, что автор вопроса ведет речь об «ЛПУ» (о государственном учреждении здравоохранения) отметим следующее.

Согласно статье 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Таким образом, медицинские организации государственной системы здравоохранения в обязательном порядке должны руководствоваться требованиями, закрепленными в региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда.

Как пример, в пункте 4 Положения о новых системах оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.10.2014 № 619-ПП (далее – Положение № 619- ПП) указано, что выплаты компенсационного характера (а доплата за совмещение является компенсационной выплатой) устанавливаются к окладам (должностным окладам, ставкам заработной платы) работников учреждений в абсолютных размерах или относительных размерах к окладам (должностным окладам, ставкам заработной платы) работников учреждений, если иное не установлено федеральным законодательством.

При этом, из анализа пункта 1 Положения № 619-ПП следует, что конкретный вид выплат компенсационного характера (доплат за совмещение) устанавливается также правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.

В связи с эти необходимо обратиться к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 09.06.2012 № 531 «О мероприятиях по переходу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее – Приказ № 531).

Так, в пункте 2 Перечня видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, порядка и условий их установления (далее – Перечень), утвержденного Приложением 2 № 531 указано, что выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к должностным окладам (окладам), ставкам работников. При этом, в пункте 4 Перечня указано, что порядок, условия и размеры выплат компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждений по согласованию с выборным профсоюзным органом (представительным органом работников) в пределах бюджетных ассигнований и других источников формирования фонда оплаты труда и должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в локальных нормативных актах учреждений и трудовых договорах работников (пункт 13 Перечня).

Это означает, что для медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы доплата за совмещение профессий (должностей) (выплаты компенсационного характера) могут быть установлены исключительно в процентах к должностным окладам (окладам), ставкам работников. Следовательно, установление доплат за совмещение профессий (должностей) в твердой (абсолютной) сумме для таких медицинских организаций недопустимо.

Таким образом, в локальных нормативных актах медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы должно быть закреплено, что вид доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается в процентах к должностным окладам (окладам) ставкам работников.

Для того, чтобы Вы могли точно понимать о том, какой вид доплаты за совмещение профессий (должностей) установлен в Вашей медицинской организации, Вам следует обратиться непосредственно к локальным нормативным актам организации, а также к нормативным правовым актам Вашего субъекта РФ, регулирующим вопрос оплаты труда (например, актам Минздрава субъекта РФ, актам Департамента (Комитета) здравоохранения субъекта РФ).

Однако важно обратить внимание на часть 2 статьи 151 ТК РФ, в которой указано, что размер доплаты устанавливается с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Это означает, что по факту размер доплаты за совмещение профессий (должностей) находится в прямой зависимости от количества часов рабочего времени в день, которые работник должен будет посвящать совмещаемой должности (профессии), а также от того какая часть (или весь объем) функций и должностных обязанностей будут поручены сотруднику. Также не стоит забывать о сроке, на который работник будет совмещать ту или иную профессию (должность). При этом отметим, что нет ни одного федерального или регионального нормативных правовых актов, предусматривающих учет стажа работника и условий труда (вредности), на которых трудится работник по своей основной должности (профессии), при определении размера доплаты за совмещение профессий (должностей).

Между тем, в локальном нормативном акте организации заранее невозможно предусмотреть соотношение совмещаемых профессий (должностей) и объем, который будет возложен на работника совмещающего другую профессию (должность).

Конкретный размер доплаты за совмещение профессий (должностей) определяется и может быть определен только работодателем по соглашению с работником (соглашением сторон - дополнительным соглашением к трудовому договору).

Следовательно, не следует говорить о том, что доплата за совмещение профессий (должностей) должна производиться только лишь в процентном соотношении и без учета фактически вмененных работнику обязанностей. Таким образом, слова экономистов, о которых Вы говорите, могут быть не лишены доли истины, о том, что в Вашей медицинской организации доплата производится в процентном соотношении – в том случае если это указано в локальных нормативных актах Вашей медицинской организации и не противоречит нормативным правовым актам Вашего региона, регулирующим вопрос оплаты труда.

Однако, говоря исключительно о процентах (даже если это действительно именно проценты и только проценты), экономисты вводят Вас в заблуждение, потому как мы уже говорили выше, размер доплаты за совмещение профессий (должностей) находится в прямой зависимости от количества часов рабочего времени в день, которые работник должен будет посвящать совмещаемой должности (профессии), а также от того какая часть (или весь объем) функций и должностных обязанностей будут поручены сотруднику.

При заключении дополнительного соглашения между Вами и Вашим работодателем мы настоятельно рекомендуем указать в нем следующие положения:

  • наименование профессии (должности) по которой будет происходить совмещение;
  • срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу;
  • содержание дополнительной работы;
  • объем дополнительной работы;
  • размер доплаты;
  • вид доплаты (порядок расчета);
  • иные условия.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.