logo
 
№156

Вопрос про право российского гражданина на получение медицинской помощи на территории Грузии

Вопрос к профессионалам Российского здравоохранения. На какую помощь может рассчитывать гражданин России, проживающий с рождения в Тбилиси, и нуждающийся в лечении лимфомы? Получается, для Грузии он иностранный пациент
Ответ
Подготовлен: 19.05.2016 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Здравствуйте!

К сожалению, мы не знакомы с грузинским законодательством и не можем сказать на какую помощь может рассчитывать иностранный гражданин, нуждающийся в лечении лимфомой, со стороны законодательства Грузии.

В соответствии с законодательством РФ медицинская помощь может оказываться как платно, так и бесплатно в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Такими программами установлены объем медицинской помощи, а также лекарственные средства, которые могут быть получены гражданином без взимания платы. Однако, данные программы, как известно, действуют только на территории РФ.

В исключительных случаях, когда гражданин РФ страдает заболеванием, по поводу которого согласно рекомендации федерального медицинского учреждения следует проводить диагностику и/или лечение за пределами территории Российской Федерации, такой гражданин может быть направлен на лечение за пределы территории РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 19.12.2011 № 1571н.

Кроме того, между странами СНГ действует «Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения» (Заключено в г. Минске 26.06.1992) (далее – Соглашение СНГ). Отметим, что несмотря на то, что Грузия не является участником СНГ, она продолжает участвовать в этом соглашении на основании Решения Совета глав государств от 09.10.2009. Согласно данному соглашению договаривающиеся стороны, руководствуясь принципами гуманизма, обязуются оказывать экстренную и неотложную медицинскую помощь гражданам государств - участников СНГ без взаимных компенсаций затрат, а плановую медицинскую помощь по направлению органов и учреждений здравоохранения с возмещением фактических затрат направляющей стороной, либо на условиях, предусмотренных специальными двусторонними договорами (статья 3).

Помимо вышеуказанного соглашения, между Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Грузия 14 сентября 1994 года в Копенгагене было заключено еще одно соглашение о сотрудничестве в области медицины и здравоохранения. Данное соглашение предполагает взаимное направление больных в специализированные медицинские центры для консультации, лечения и реабилитации на коммерческой основе по договорным ценам или действующим прейскурантам (статья 6). В экстремальных ситуациях стороны договорились, обеспечивать экстренную лечебно-консультативную помощь на безвозмездной основе (статья 9).

Каких-либо иных специальных двусторонних договоров по оказанию медицинской помощи между РФ и Грузией не заключено. Таким образом, в теории гражданин РФ, проживающий на территории Грузии и болеющий лимфомой, может рассчитывать на бесплатное получение медицинских услуг лишь при оказании экстренной и неотложной медицинской помощи. Однако, гарантировать соблюдение медицинскими организациями Грузии даже этого принципа нельзя, так как не известно выполняются ли нормы вышеуказанных соглашений на практике. В частности, Консульский департамент МИД России советует при поездках в Грузию оформлять полис добровольного медицинского страхования.

По общему правилу, гражданину РФ, находящемуся за пределами территории РФ, медицинская помощь (включая медицинскую помощь в экстренной и неотложной форме) оказывается согласно условиям, предусмотренным полисом добровольного медицинского страхования (далее также – страховки) или заменяющим его документом (статья 14 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» - далее ФЗ № 114). В случае, если у гражданина отсутствуют такие документы, обязанность по оплате несет сам гражданин РФ или лица, заинтересованные в оказании медицинской помощи гражданину РФ за пределами территории РФ, в том числе лица, пригласившие гражданина РФ (абзац 2 статьи 14 ФЗ № 114).

Условия и порядок осуществления добровольного страхования, определяются правилами страхования, разрабатываемыми страховщиком или объединением страховщиков с учетом требований международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о страховании.

Законодательство РФ устанавливает, что срок такой страховки должен быть не менее указанного страхователем периода временного пребывания застрахованного лица за пределами территории Российской Федерации. В случае, когда гражданин находится на территории Грузии постоянно, могут возникнуть трудности в решении вопроса о сроке выдачи страховки. Данный вопрос необходимо решать напрямую со страховой организацией.

Кроме того, законодательство также не устанавливает порядок возмещения страховой организацией медицинских услуг. По сложившейся практике выделяют два подхода:

  • Компенсационное возмещение, когда гражданин самостоятельно оплачивает все расходы, а затем, по возвращении в страну, предъявляет отчетную документацию страховщику, который в свою очередь компенсирует все подтвержденные затраты.
  • Сервисное возмещение, когда компания-страховщик заключает договоры с зарубежными страховыми компаниями и компенсирует затраты, возникшие по страховому случаю, напрямую.

Данный вопрос также следует уточнить в страховой компании, так как любой из подходов не будет противоречить законодательству.

В ситуации с добровольным страхованием единственная помощь, на которую может рассчитывать пациент со стороны Российского государства - это содействие со стороны дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в получении помощи по страховым случаям на территории иностранного государства. Порядок такого содействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 № 1142 «О реализации отдельных норм Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Следует обратить внимание, что возможности российских дипломатических представительств и консульских учреждений по оказанию содействия при наступлении страхового случая предельно ограничены. В соответствии с действующим законодательством они наделены следующими полномочиями:

  • При наступлении страхового случая по просьбе пострадавшего гражданина Российской Федерации информируют о случившемся его родственников и соответствующую страховую организацию через МИД России;
  • При оформлении документов, необходимых страховой организации, должностное лицо российского загранучреждения по просьбе пострадавшего гражданина или его родственников вступает в качестве их представителя в сношения с уполномоченными страховых организаций в стране пребывания и другими лицами, связанными с наступлением или ликвидацией последствий страхового случая;
  • По письменному обращению страховой организации российское загранучреждение истребует в стране пребывания в соответствии с ее законодательством необходимые медицинские и иные документы, служащие защите интересов гражданина Российской Федерации, пострадавшего на территории иностранного государства.

Таким образом, гражданин РФ, проживающий на территории Грузии и болеющий лимфомой, может рассчитывать на бесплатные медицинские услуги в следующих случаях:

  • а) за счет бюджета Грузии при получении экстренной или неотложной медицинской помощи;
  • б) за счет бюджета РФ, если он был направлен на лечение в Грузию согласно рекомендациям российского федерального медицинского учреждения

В иных случаях все расходы по получению медицинских услуг, включая расходы по лекарственному обеспечению, гражданин РФ, проживающий за границей, несет самостоятельно или за счет добровольной страховки, полученной на территории РФ. В этой ситуации, к сожалению, никакой помощи (помимо содействия при наступлении страхового случая) государство РФ своим гражданам, находящимся на территории иностранного государства, не оказывает.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.