logo
 
№154

Вопрос про право доцента кафедры медицинского института на досрочный выход на пенсию

Уважаемые сотрудники «Факультета Медицинского Права», на сайте от 29.01.2016 опубликована статья "И снова о праве на досрочное назначение пенсии мед. работников". В статье подробно освещается данный вопрос.
Вместе с тем с 01.01.2016 вступила в силу новая редакция ряда статей Закона от 21.11 20111 № 323-ФЗ. В частности, статья 69, часть 2.1. При ссылке мною на данную статью Закона мне решением суда от 20.03.2016. было отказано в праве на досрочную пенсию, т. к. " статья не означает распространение данных прав на педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности. Права граждан на пенсионное обеспечение регламентируются специальными нормативными правовыми актами, не предусматривающими право истца на досрочную пенсию."
Вопрос: на сколько правомерно решение суда и ссылка на правовые акты, которые получаются выше Закона?
Кратко о себе: Общий трудовой стаж 32 года из которого пенсионный фонд зачел 4 года. Интернатура, ординатура по офтальмологии, ассистент кафедры офтальмологии, доцент кафедры, заведующий кафедрой офтальмологии Федерального института усовершенствования врачей. Заслуженный врач РФ. Работаю по настоящее время. Лечебная работа на 0,75 и 0,5 ставки осуществлялась постоянно (закреплена в обязанностях и контрактах) на клинических базах кафедры, которыми являются муниципальные учреждения здравоохранения. Лечебная работа табелируется главным врачом учреждений. Основными аргументами отказа суда в иске к пенсионному фонду являются - работа не в том учреждении и не на полную ставку. Вместе с тем судья отметила, что "если бы у Института усовершенствования врачей имелись бы свои Университетские клиники (как в Самаре, Москве), тогда бы решение для меня было бы положительным". Мой вопрос о юридическом равенстве в этом случае остался без ответа. Полагаю, что мой вопрос будет актуален для многих сотрудников клинических кафедр мед. институтов Минздрава РФ. Заранее благодарю за ответ».
Ответ
Подготовлен: 25.04.2016 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Прежде чем ответить на вопрос, необходимо определиться с нормативно – правовой базой, регулирующей вопросы пенсионного обеспечения лиц, осуществляющих лечебную деятельность.

В Российской Федерации основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены несколькими правовыми актами, базовым из которых является Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ № 400).

Данным Федеральным законом (статья 2 части 2,4) установлено, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных ФЗ № 400, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

Право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее – лица, осуществляющие лечебную деятельность) не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, на досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ № 400. Аналогичное право для указанных лиц до 1 января 2015 года было установлено пунктом 20 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее – ФЗ № 173).

Хотя ФЗ № 400 предоставляет право лицам, осуществляющим лечебную деятельность, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, однако, как ранее действовавший ФЗ

№ 173, так и действующий в настоящее время ФЗ № 400, связывают его возникновение с соответствующими Списками должностей и учреждений (часть 2 статьи 30 ФЗ № 400, часть 2 статьи 27 ФЗ № 173).

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что право лица, осуществляющего лечебную деятельность, на досрочное назначение страховой пенсии по старости наступает при наличии следующих двух условий:

  • Занятие определенной должности, предусмотренной соответствующим Списком;
  • Осуществление лечебной деятельности в учреждении здравоохранения, установленном соответствующим Списком.

В соответствие с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, применяются следующие Списки:

  • Список должностей и учреждений, …, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее – Список № 781).
  • Список должностей, …, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066. Данный Список применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (далее – Список № 1066).
  • Список профессий и должностей…, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. Данный Список применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (далее – Список № 464).
  • Перечень учреждений, организаций и должностей, …, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397. Данный Перечень применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 (далее – Перечень № 1397).

Что касается вновь введенной части 2.1 статьи 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – ФЗ № 323), устанавливающей положение о том, что на педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права, обязанности и ответственность медицинских работников, то здесь следует отметить, что данное положение закона является общей нормой и в первую очередь касается тех прав и обязанностей, которые установлены именно данным Федеральным законом. Следует учитывать, что положения ФЗ № 323 регулируют отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. В то время как положения ФЗ № 400 являются специальными нормами, непосредственно регулирующие вопросы пенсионного обеспечения, в том числе лиц, осуществляющих лечебную деятельность. Следует отметить, что ФЗ № 323 не содержит понятия «лечебная деятельность», связывая с медицинскими работниками только «медицинскую деятельность», которая представляет собой профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10 статьи 2 ФЗ № 323).

Таким образом, несмотря на то, что часть 2.1 статьи 69 ФЗ № 323 устанавливает то, что права медицинских работников распространяются на педагогических и научных работников, право на пенсионное обеспечение ограничивается специальными нормами ФЗ № 400, а также иными принимаемыми в его соответствии нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Что касается включения периодов работы в стаж работы по лечебной деятельности (специальный стаж) по должности «ассистент кафедры», «доцент кафедры», «заведующий кафедры» в таких учреждениях как медицинские институты, медицинские университеты, (в том числе институты усовершенствования врачей), медицинские академии, а также их структурных подразделениях – учебные кафедры и т.д. здесь следует отметить следующее.

На практике пенсионные органы придерживаются четкой позиции о невключении периодов работы в специальный стаж по вышеуказанным должностям и в вышеуказанных учреждениях, поскольку они не включены ни в действующий в настоящее время Список № 781, ни в ранее действовавшие Списки (Список № 1066, Список 464, Перечень № 1397).

Суды, в основном соглашаются с позицией пенсионного органа, и также придерживаются требований о наличии двух условий для признания права на досрочную пенсию – должность и учреждение, которые должны быть указаны в Списке.

Заметим, что Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено понятие «тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющимся тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости». Так в пункте 16 указано, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается (пункт 16).

Касаемо тождественности: как ФЗ № 400, так и ранее действовавший ФЗ № 173, предусматривает положение о том, что в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Иные правила о тождественности не установлены нормативными правовыми актами, равно как о них не упоминается в разъяснениях судов.

Придерживаясь вышеуказанных норм, а также разъяснений Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 № 30, суды исходят из того, что медицинские институты, медицинские университеты, медицинские академии, учебные кафедры не отнесены к учреждениям здравоохранения, а осуществление лечебной деятельности, при занятии должностей, не включенных в соответствующий Список, является лишь одним из видов деятельности, наравне с научной и педагогической деятельностью по данным должностям, соответственно периоды работ при занятии таких должностей в вышеуказанных учреждениях, не включенных в Список, не входят в специальный стаж и не влекут за собой возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом суды придерживаются в данном случае положения о том, что установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Такая позиция выражена в следующих судебных решениях:

  • Определение Верховного суда РФ от 09.02.2015 № 32-КГ14-18;
  • Апелляционное определение Кировского областного суда от 09.12.2014 № 33-4212;
  • Постановление Волгоградского областного суда от 09.09.2015 № 44г-128/15;
  • Постановление Президиума Волгоградского областного суда от 03.06.2015.

Исходя из смысла разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30, вопрос тождественности рассматривается в том случае, если работа по должности, не указанная в Списках, но связанная с лечебной деятельностью, проходит в учреждениях здравоохранения, которые как раз и присутствуют в этих Списках. Примером подобной позиции служит Постановление Президиума Томского областного суда от 31.07.2013 № 44г-63/2013, которым периоды работы по должности ассистента кафедры соответствующего медицинского института были включены в специальный стаж истца, поскольку эта работа осуществлялась на двух клинических базах: в клинике общей хирургии и отделении сердечнососудистой хирургии клиник НИИ Кардиологии ТНЦ СО РАМН. Установив, что истец работал в кардиохирургическом отделении клиники структурного подразделения медицинской научной организации, занимая при этом должности ассистента кафедры общей хирургии медицинского института, научного сотрудника, старшего научного сотрудника, ведущего научного сотрудника отделения сердечно сосудистой хирургии НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН, фактически осуществлял лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения, выполнял объем лечебной работы врача-хирурга, в связи с чем суд расценил его как работу в качестве оперирующего врача-кардиохирурга (врача-специалиста). При этом суд сослался на положения пункта 6 Правил исчисления периодов работ,… утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее – Правила № 781), которым установлено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, военно – медицинской академии, военно – медицинских институтов и медицинских научных организаций.

Возможность включения в специальный стаж периодов работ в качестве «ассистента кафедры», «доцента кафедры», «заведующего кафедры» в таких учреждениях как медицинские институты, медицинские университеты, институты усовершенствования врачей, медицинские академии, а также их структурных подразделениях – учебные кафедры, предусмотрена действовавшим до 01 января 1992 года Перечнем № 1397, согласно которому учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: педагогическая работа на курсах, в школах и институтах повышения квалификации, переподготовки и усовершенствования; педагогическая и исследовательская работа в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах (п.п. "е" п. 1).

В соответствии с Инструктивным письмом Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в п. п. «е» п. 1 Положения предусмотрена, в частности, исследовательская работа в научно-исследовательских учреждениях.

К числу должностей, занятие которых определяет исследовательский характер, могут быть отнесены должности:

  • Руководителей и заместителей руководителей научно-исследовательских институтов и их структурных подразделений (отделов, секторов и т.д.), кроме заместителей руководителей институтов по административно-хозяйственной части и руководителей хозяйственных и подсобных подразделений институтов;
  • Научных работников всех наименований (старших, младших), в том числе ассистентов.

Таким образом, если институт усовершенствования врачей осуществлял в соответствии с Уставом исследовательскую работу, период работы в качестве, например, ассистента кафедры в таком учреждении до 01 января 1992 года в обязательном порядке подлежит включению в специальный стаж. Данная позиция также отражена и в судебных решениях: апелляционное определение Самарского областного суда от 18.11.2014 № 33-11420/2014, апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 23.01.2014 № 33-57/2014.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что право научных педагогических работников, осуществляющих медицинскую (лечебную) деятельность, на досрочное назначение страховой пенсии по старости определяется в соответствии со специальными нормами, установленными ФЗ № 400, а также соответствующими Списками должностей и учреждений. В случае отсутствия в указанных Списках соответствующих должностей и учреждений, периоды работ лечебной деятельности таких работников зачету в специальный стаж не подлежат. Такой позиции придерживаются в настоящее время и все суды общей юрисдикции, в том числе и Верховный суд РФ.

В случае отсутствия должности и учреждения в соответствующем Списке, предусмотрен механизм установления тождественности выполняемых работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Данный вопрос решается судом исходя из характера и специфики, условий осуществляемой работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций. При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Хотя впрямую нормативные правовые акты не содержат подобного положения, но обычно на практике, тождественность устанавливается (рассматривается) в том случае, если работа осуществлялась в учреждениях, предусмотренных соответствующим Списком. Например, в соответствии с пунктом 6 Правил № 781, осуществление деятельности в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно – медицинской академии, военно – медицинских институтов и медицинских научных организаций. При этом институт усовершенствования врачей, даже если там имелась клиническая база, никак нельзя отнести к категории учреждений, предусмотренной пунктом 6 Правил № 781, поскольку данное образовательное учреждение не является высшим медицинским образовательным учреждением, а относится к образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования. Таким образом, даже в случае установления тождественности выполняемых профессиональных обязанностей ассистента кафедры, заведующего кафедрой должности врача – специалиста, предусмотренного Списком, возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение в данном случае не происходит, поскольку образовательное учреждение, в котором велась лечебная деятельность (Институт усовершенствования врачей), не входит в соответствующий Список.

В тоже время, периоды работ по данным должностям (например, ассистент кафедры в институте усовершенствования врачей) до 1 января 1992 года в силу Перечня № 1397, в случае выполнения исследовательской работы в исследовательском образовательном учреждении подлежат обязательному включению в специальный стаж.

Таким образом, на наш взгляд отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с невключением в специальный стаж периодов работ в качестве ассистента (заведующего) кафедры образовательного учреждения, а также решение суда по данному спору основаны на верном толковании норм действующего пенсионного законодательства РФ.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.