logo
 
№150

Вопрос про ликвидацию всех поликлиник в жилых домах г. Москвы

Пожалуйста: кто знает реквизиты постановления Правительства Москвы, по которому ЛПУ, располагающиеся на первых этажах жилых домов, в ближайшее время должны быть выведены оттуда? Я попробовала сама поискать - находится только постановление Правительства Москвы от 15 апреля 2008 г. N 301-ПП «О схеме развития и размещения объектов здравоохранения на территории г. Москвы до 2020 г.» (в ред. постановлений Правительства Москвы от 30.06.2009 N 622-ПП, от 03.07.2015 N 406-ПП), согласно п.3 которого подлежать закрытию поликлиники, располагающиеся на первых этажах жилых зданий, "помещения которых не отвечающие санитарным нормам". 5 марта я встречалась с жителями Савёловского района, которые просят районные власти не сносить старое крепкое здание АТС в их районе (нетипичное, с большими окнами), а перепрофилировать его в поликлинику, т.к. единственная детская поликлиника в их районе - на 1-м этаже жилого дома (что не позволяет размещать там рентгеновскую установку), находящаяся в жутком состоянии (с единственным ОБЩИМ туалетом, без комнаты для перепеленывания и кормления грудью, и т.д.). Они уверяют меня в наличии какого-то постановления Правительства Москвы, по которому до 2017 г. в Москве не должно остаться поликлиник на 1-х этажах жилых домов. Школы, располагающиеся так же, - уже ликвидировали.
Ответ
Подготовлен: 27.03.2016 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Отвечая на заданный вопрос, считаем необходимым в первую очередь сообщить о том, что территориальное планирование пространственного развития города Москвы на период до 2025 года осуществляется на основании Закона г. Москвы от 05.05.2010 № 17 «О Генеральном плане города Москвы» (далее – Закон № 17)).

Так, согласно Закону № 17 к приоритетным направлениям пространственного развития города Москвы на период до 2025 года относится, в частности, обеспечение общественных интересов и социальных гарантий в части доступности социально значимых объектов (к которым, в том числе, относятся и медицинские организации).

При этом, согласно ст. 19 Закона г. Москвы от 25.06.2008 № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения города Москвы объектами здравоохранения устанавливается нормативами градостроительного проектирования.

Отметим, что в настоящее время размещение некоторых медицинских организаций (в том числе детских поликлиник) на первых этажах жилых зданий допускается как нормативами, устанавливающими требования к медицинским организациям, так и нормативами, определяющими требования, предъявляемые к жилым зданиям.

В частности, согласно «СП 31-107-2004. Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий» (одобрен и рекомендован к применению Письмом Госстроя РФ от 28.04.2004 № ЛБ-131/9, далее – СП 31-107-2004), в многоквартирных жилых зданиях могут размещаться учреждения и предприятия общественного назначения. При этом, в п. 7.1.1 СП 31-107-2004 установлено, что помещения общественного назначения, размещаемые в жилых зданиях, могут быть встроенными и встроенно-пристроенными.

Прямая норма о допуске размещения амбулаторно-поликлинических лечебно-профилактических организаций (мощностью не более 100 посещений в смену) в жилых и общественных зданиях (при условии наличия отдельного входа) установлена в п. 2.6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10).

Также право на размещение лечебно-профилактических учреждений в жилых зданиях установлено в Постановлении Правительства Москвы от 10.06.1997 № 435 «Об утверждении Московских городских строительных норм «Лечебно-профилактические учреждения» (МГСН 4.12-97)» (далее – Постановление Правительства № 435). Согласно п. 4.2 названного постановления лечебно-профилактические учреждения следует размещать в соответствии с утвержденным генеральным планом и проектами детальной планировки с учетом административно - территориального деления Москвы.

Таким образом, из представленных выше норм следует, что на сегодняшний день в городе Москве существование поликлиник на первых этажах жилых домов допустимо.

При этом, отметим, что в отношении некоторого медицинского оборудования и некоторых медицинских организаций установлено ограничение по размещению в жилых домах.

Такие ограничения содержит СанПиН 2.1.3.2630-10:

  • п. 2.7. (раздел I): В жилых и общественных зданиях не допускается размещение ЛПО, оказывающих помощь инфекционным (в том числе туберкулезным) больным, за исключением амбулаторно-поликлинического консультативного приема дерматолога.
  • 2.8. (раздел I): ЛПО для оказания помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, не допускается размещать в жилых зданиях.
  • 2.9. (раздел I): В жилых зданиях и во встроенно-пристроенных к ним помещениях не допускается размещать микробиологические лаборатории (отделения), отделения магнитно-резонансной томографии.

Также согласно п. 4.3 Постановление Правительства № 435) в жилых зданиях не допускается размещение, например, рентгеновской и иной лечебной или диагностической аппаратуры и установок, являющихся источником ионизирующего излучения. Кроме того, запрет на размещение рентгеновских отделений (кабинетов) за исключением рентгеностоматологических кабинетов/аппаратов (при определенных условиях) установлен в п. 3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.02.2003 № 8 «О введении в действие СанПиН 2.6.1.1192-03».

В связи с этим, на практике возникает коллизия, поскольку согласно Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.05.2012 № 494 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городе Москве» в структуру детской городской поликлиники обязательно должно входить отделение (кабинет) лучевой диагностики (рентгенологическая, ультразвуковая, флюорографическая диагностика), а в существующих детских поликлиниках, располагающихся в жилых домах, таких кабинетов нет (и не может быть).

Следует учитывать, что в настоящее время в городе Москве проводится политика по дальнейшему развитию городского здравоохранения, строительству новых и реконструкции существующих медицинских учреждений, приоритетному развитию сети социально значимых объектов районного и городского уровня, расширению бесплатной медицинской помощи населению, повышению качества обслуживания.

В частности, Постановлением Правительства Москвы от 15.04.2008 № 301-ПП была утверждена схема развития и размещения объектов здравоохранения на территории города Москвы до 2020 года. Названное постановление определяет основные положения схемы развития и размещения объектов здравоохранения и предложения по развитию и размещению объектов здравоохранения на территории города Москвы до 2020 года. Так, в схеме развития и размещения объектов здравоохранения на территории города Москвы до 2020 года установлена необходимость разработки принципов размещения объектов здравоохранения в структуре города Москвы, предусматривающих размещение объектов здравоохранения районного уровня на жилых и общественных территориях для достижения нормативного уровня обеспеченности за счет строительства новых и реконструкции существующих медицинских учреждений, использования первых этажей существующих и строящихся жилых зданий, приспособления реконструируемых нежилых помещений, вывода лечебных учреждений, расположенных в первых этажах жилых домов, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в отдельно стоящие здания.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что к числу мероприятий по развитию, размещению и строительству, реконструкции объектов здравоохранения (в рамках мероприятий территориального планирования города Москвы, установленных в п. 3.8.1 Закона № 17) отнесен вывод медицинских учреждений из встроенно-пристроенных и приспособленных помещений (к которым как раз и относятся жилые дома).

При этом, информация именно о намерении закрыть до 2017 года все медицинские организации, располагающиеся на первых этажах жилых зданий, была опубликована на многих новостных и информационных сайтах в сети интернет в связи с изложенной по данному вопросу позицией, Леонида Печатникова - Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития (http://izvestia.ru/news/553541, http://www.medpro.ru/news/iz_zhilykh_domov_moskvy_uberut_vse_polikliniki). Так, Печатниковым сообщалось следующее: «Поликлиники, расположенные на первых этажах в жилых домах, нельзя считать полноценными и полностью отвечающими запросам жителей. Они так малы по площади, что даже рентгеновский аппарат там установить нельзя, а без этого поликлиника не может работать полноценно. Параллельно со строительством новых поликлиник они будут закрываться, и, надеюсь, что к 2017 году их не останется» (http://novostinauki.ru/news/74552/).

Также Печатников информировал о том, что закрытие поликлиник Правительство Москвы компенсирует гражданам отдельно стоящими новыми медучреждениями, часть из которых будет собираться из модульных блоков. А помещения, которые ранее занимали поликлиники, скорее всего будут переданы проекту «Доктор рядом» и сохранят свою медицинскую направленность ((в коммерческих учреждениях, работающих по данному проекту, не предполагается наличие медицинской техники класса томографов или рентгеновского оборудования) (http://www.medpro.ru/news/iz_zhilykh_domov_moskvy_uberut_vse_polikliniki)). Предполагается, что частным медицинским организациям в рамках проекта «Доктор рядом» будет предоставляться льготная аренда при условии, что они будут бесплатно принимать пациентов по полисам обязательного медицинского страхования (площади помещений будут составлять от 100 до 300 квадратных метров).

Однако, какого-либо постановления Правительства города Москвы, закона или иного нормативного правового акта, устанавливающего именно требование о выводе поликлиник из жилых домов до 2017 года, нет. По крайней мере, нам их обнаружить не удалось.

Таким образом, на основании вышеизложенного, сообщаем, что в настоящее время, в рамках реализации политики Правительства города Москвы по реформированию системы здравоохранения существуют положения нормативных правовых актов, предполагающих постепенный вывод поликлиник из жилых зданий (вывод лечебных учреждений, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (Постановление Правительства № 435) и вывод медицинских учреждений из встроенно-пристроенных и приспособленных помещений (Закон № 17)), однако прямые нормы о выводе всех медицинских организаций с первых этажах жилых зданий до 2017 года пока отсутствуют.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.