logo
 
№147

Вопрос про вредные факторы в работе врача-стоматолога и его право на дополнительный отпуск

Подскажите пожалуйста где посмотреть какие вредные условия для врача стоматолога дают право на дополнительный отпуск. После оценки условий труда проводившейся в 2016 году в стоматологической поликлинике у всех сотрудников хотят убрать дополнительный отпуск 14 календарных дней. Правомерно ли это?
Ответ
Подготовлен: 29.02.2016 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Право работника на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска установлено в Трудовом кодексе РФ (далее - ТК РФ).

В ст. 116 ТК РФ указаны некоторые категории лиц, которым предоставлено право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работники, имеющие особый характер работы, работники с ненормированным рабочим днем и др.).

По общему правилу, дополнительные оплачиваемые отпуска для стоматологических работников предоставляются в соответствии со ст. 117 ТК РФ (по результатам специальной оценки условий труда в связи с осуществлением трудовой деятельности на работе с вредными условиям труда 2, 3 или 4 степени и (или) опасными условиями труда).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ № 426) условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные условия труда (4 класс). При этом, вредные условия труда бывают четырех степеней.

Методика проведения специальной оценки условий труда определена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (далее – Методика СОУТ). Пункт 1 Методики СОУТ устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:

  • Идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • Исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • Отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • Оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

При этом идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно - вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя такие следующие этапы:

  • Выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
  • Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды, и трудового процесса с факторами производственной среды, и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденном в Приложении 2 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 г № 33н (далее - Классификатор);
  • Принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
  • Оформление результатов идентификации.

Согласно п. 6 Методики СОУТ имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами только в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных Классификатором (при несовпадении данных наименований экспертом фиксируется в своем заключении отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов (п. 7 Методики СОУТ)).

В соответствии с п. 19 Методики СОУТ отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда осуществляется с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов, полученных по результатам проведения их исследований (испытаний) и измерений от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

Таким образом, для отнесения условий труда к определенному классу (подклассу) должны быть, во-первых, выявлены имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, источники вредных и (или) опасных факторов, во-вторых, необходимо, чтобы наименование таких факторов совпадало с наименованием факторов, указанных в Классификаторе. Затем должна быть установлена степень отклонения фактических значений вредных и опасных факторов от нормативов (чем больше будет отклонение, тем вше присваивается класс (подкласс)).

Следует учитывать, что в случае несогласия с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также при наличии нарушений законодательства в процессе проведения данной оценки, работникам и работодателю предоставлено право на обжалование результатов проведенной оценки. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 26 ФЗ № 426 разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральной инспекцией труда (состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), решения которой могут быть обжалованы в судебном порядке. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 26 ФЗ № 426 работодателю и работнику предоставлено право на непосредственное обжалование результатов проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (т.е. без предварительного обжалования в органы федеральной инспекции труда).

На основании рассмотренных выше нормативных правовых актов можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день, для того, чтобы работодатель имел законное право не предоставлять врачам-стоматологам дополнительный оплачиваемый отпуск, ему необходимо или произвести специальную оценку условий труда или же воспользоваться результатами проведенной ранее аттестации рабочих мест.

Отметим, что аттестация рабочих мест осуществлялась до вступления в силу норм о проведение специальной оценки условий труда с 01.01.2014 г. Согласно сложившейся судебной практике, а также в соответствии со статьей 27 ФЗ № 426, гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ в связи с работой во вредных и опасных условиях труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест сохраняются до проведения специальной оценки условий труда. А пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий (Постановление Кемеровского областного суда от 08.05.2015 по делу № 4а-469/2015).

Однако, на наш взгляд вполне возможна позиция судов, в соответствии с которой, результаты аттестации не могут быть применимы в случае решения вопроса о праве на дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый на основании ст. 117 ТК РФ, поскольку методика проведения и анализируемые факторы специальной оценки условий труда имеют существенные различия по сравнению с теми факторами и методами, которые применялись при проведении аттестации рабочего места по условиям труда.

Считаем необходимым также сообщить информацию о том, что отдельно ст. 350 ТК РФ гарантировано право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск для некоторых категорий медицинских работников. При этом, согласно названной статье продолжительность такого отпуска должна быть установлена Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 определены некоторые категории медицинских работников, которым предоставлено право на дополнительный оплачиваемый отпуск (например, медицинские работники, оказывающие психиатрическую и противотуберкулезную помощь), а Постановлением Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет предоставлено право на трехдневный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Однако, каких-либо актов Правительства РФ, устанавливающих продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для стоматологических работников, в настоящее время нет.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» некоторым категориям стоматологических работников было предоставлено право на дополнительный оплачиваемый отпуск (например, врачу-стоматологу и зубному технику предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 дней, а литейщику и полировщику - 6 дней).

Отметим, что названное Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС, как и иные нормативные правовые акты времен СССР, продолжает применяться в настоящее время в части, не противоречащей законодательству РФ (ст. 423 ТК РФ).

Однако, в связи с тем, что в соответствии со ст. 350 ТК РФ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников должна быть в обязательном порядке определена Правительством Российской Федерации, а длительность дополнительных оплачиваемых отпусков стоматологических работников, указанных выше не была утверждена Правительством РФ, последние не подлежат применению.

Помимо указанного, также следует учитывать, что ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставлено право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее 3 календарных дней.

Таким образом, резюмируя изложенное выше, сообщаем следующее:

На сегодняшний день, единственным легитимным основанием для работодателя более не предоставлять врачам-стоматологам дополнительный оплачиваемый отпуск, если ранее такой отпуск был предоставлен на основании ст. 117 ТК РФ по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочего места по условиям труда, является проведение специальной оценки условий труда, по результатам которой, условия труда более не будут признаваться вредными (в степени, необходимой для возникновения права на дополнительный оплачиваемый отпуск) и (или) опасными.

Для назначения работникам ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска необходимо, чтобы показатели тех или иных вредных и опасных производственных факторов отклонялись от нормативов на такую величину, которая позволит эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, присвоить условиям труда класс не ниже 3.2.

В случае несогласия с результатами проведенной специальной оценки условий труда работникам предоставлено право на обжалование данных результатов.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.