logo
 
№146

Вопрос про порядок оформления акта оказанных медицинских услуг

Уважаемая Полина Георгиевна, здравствуйте. Являюсь слушателем Ваших семинаров, также приобретали у Вас блоки документов для работы с пациентом. Благодарю Вас за квалифицированную юридическую помощь, которую Вы оказываете нам.
Хотела бы к Вам обратиться в острым в последнее время для нас вопросом. Вопрос касается фиксации с пациентом оказанных услуг. Насколько помню из Ваших лекций, Вы рекомендовали по окончании услуг оформлять с пациентом не акт оказанных услуг а делать выписной эпикриз. Простите, если я что-то неправильно помню. Но в нашей клинике мы идем именно по этому пути, и по окончании услуги берем с пациента подпись в амбулаторной карте, что план лечения выполнен, претензий у пациента нет (за план лечения пациент также расписывается перед лечением).
Но сегодня часто встречаем в комментариях, что необходим, все-таки, акт оказанных услуг. На сколько помню, Вы рекомендовали актом передавать только материальный результат (протез к примеру), и в акте фиксировать параметры цвета. Подскажите пожалуйста, изменилась ли сейчас практика, обязателен ли акт оказанных услуг. Или, как нам кажется, запись врача в амбулаторной карте с подписью пациента будет более содержательна и полезна в случае спора с пациентом.
Ответ
Подготовлен: 29.02.2016 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Здравствуйте! Спасибо Вам большое за добрые слова! Очень приятно, когда наша деятельность нужна и полезна.

Переходя непосредственно к Вашему вопросу, прежде всего необходимо исходить из того, что медицинской организации, которая оказывает услуги пациенту, необходимо иметь доказательство факта оказания таких услуг. Отсутствие доказательств, подтверждающих оказание услуг, свидетельствует о том, что заказанные заказчиком услуги исполнителем оказаны не были.

Однако, законодательство не определяют определенный вид и характер доказательств, которыми может быть подтверждено фактическое оказание услуг по договору. Нам необходимо учитывать, что медицинская услуга имеет свою дополнительную специфику. Согласно п. 25 Постановления Правительства от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил оказания платных медицинских услуг» исполнителем после исполнения договора выдаются пациенту медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг. То есть законодатель точно и ясно указывает на то, что юридическим документом, свидетельствующим об исполнении договора на оказание платных медицинских услуг, являются медицинские документы.

В практике здравоохранения в качестве такого «доказательного документа» обычно используется эпикриз, т.е. именно медицинский документ, который служит одновременно доказательством и самого факта оказания медицинских услуг, и свидетельствует об окончании случая клинического лечения. Второй экземпляр эпикриза выдается пациенту на руки под роспись.

Что касается акта оказанных услуг, заметим, что законодательство не содержит обязанности оформлять отношения сторон по приему результатов оказанных услуг двусторонним актом. Данное утверждение подтверждается, в том числе, и судебной практикой. При этом отдельные суды справедливо отмечают, что законодательство не содержит и запрета оформлять отношения по приему результата оказанных услуг двусторонним актом. Подробнее с судебной практикой можно ознакомиться в нашей статье по данному вопросу, на которую мы дадим ссылку в конце настоящего ответа.

То есть оформление акта оказанных услуг не является обязательным, однако, на практике, как Вы отметили, акт сдачи-приемки услуг заключается чаще всего. Кроме того, акт является самым распространенным доказательством оказания услуг, представляемым в суд, хотя, как уже было сказано выше, не является обязательным.

Отвечая на Ваш вопрос почему же мы все-таки не рекомендуем оформлять акт, следует учитывать, что результат услуги не является объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Потому медицинская организация не может сдать, а пациент - осуществить приемку такого результата. Кроме того, приемка пациентом нематериального результата (состояния здоровья) вызывает большие сомнения, так как пациент не обладает специальными знаниями и квалификацией, чтобы осуществить такую приемку, и всякое принуждение его принять такой результат будет являться нарушением его прав. Поэтому нам представляется, что акт оказанных медицинских услуг не является юридически корректным документом, так как приема-передачи услуги не происходит.

Однако, справедливо заметить, что медицинская услуга может также иметь некий материальный результат (применительно к стоматологии такой результат выражается в эстетических характеристиках (цвет и форма) зубопротезных и иных стоматологических конструкций, пломб, реставраций. В таком случае, учитывая опять же медицинскую специфику, а также необязательность оформления акта услуг, такую сдачу-приемку цвета и формы зубов надлежит оформлять простой записью в медкарте, а именно: записью, фиксирующей факт согласия пациента с цветом и формой зубов и отсутствия с его стороны претензий к медицинской организации (по данному конкретному вопросу). Такая запись с подписью пациента лишит его права в дальнейшем ссылаться на данные недостатки услуги.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что:

  • Доказательством, подтверждающим оказание медицинских услуг являются – медицинские документы.
  • В практике здравоохранения обычно используется эпикриз, который служит одновременно доказательством и самого факта оказания медицинских услуг, и свидетельствует об окончании случая клинического лечения. Эпикриз оформляется в 2 экземплярах, один из которых выдается на руки пациенту.
  • В том случае, если результат оказания медицинской услуги носит материальный характер и пациент имеет объективную возможность осуществить его приемку, то это оформляется не актом, а простой фиксацией в медкарте того факта, что пациент согласен, например, с цветом и формой зубов, претензий не имеет.
  • При всем вышесказанном акт оказанных услуг оформлять не запрещено, хотя в случае с медицинскими услугами это не совсем корректно. Их можно оформлять на Ваше усмотрение, так как, например, при предоставлении документов для налоговой – их наличие будет самым оптимальным вариантом.

В заключение также отметим, что при лечении обязательно должно быть согласие пациента с планом лечения - или как отдельное ИДС, или в карте, или в ином документе, в котором отражен план лечения (в таких документах можно просто брать роспись с пациента о его ознакомлении и согласии с планом).

Более подробно этот вопрос раскрыт на нашем сайте в статье «Договор на лечение или излечение пациента?», с которой вы можете ознакомиться по ссылке: https://www.kormed.ru/pravila-okazaniya-meduslug/pravila-okazaniya-platnyh-medicinskih-uslug/dogovor-na-lechenie-ili-izlechenie-patsienta/.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.