logo
 
№128

Вопрос про вакцинацию от вирусного гепатита В медицинских и иных работников клиник

Правомерно ли требование проверяющими органами прививок от гепатита В для администраторов, менеджеров, санитарок и генерального директора стоматологической клиники? Эти сотрудники не входят в "группу риска", так как не контактируют с кровью пациента. Отказ от прививок в письменной форме сотрудником медицинской организации является правомерным документом для проверяющих органов или это тоже повод для штрафных санкций?
Ответ
Подготовлен: 15.10.2015 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Проведение профилактических прививок входит в число санитарно-противоэпидемических мероприятий, правила организации которых установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ № 157).

Подробный перечень прививок, сроки их проведения, а также категории граждан, нуждающихся в обязательной вакцинации, установлены Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

В рамках национального календаря профилактических прививок должны пройти вакцинацию от вирусного гепатита В (трехкратная вакцинация) следующие лица:

  • Дети до 1 года (национальным календарем установлены определенные периоды для вакцинации и ревакцинации);
  • Дети от 1 года до 18 лет, взрослые от 18 до 55 лет, не привитые ранее.

Следовательно, согласно национальному календарю профилактических прививок все медицинские работники и сотрудники медицинской организации должны пройти вакцинацию против вирусного гепатита В, как граждане, подпадающие под указанную категорию.

Кроме того, требование об обязательной вакцинации медицинских работников против вирусного гепатита В установлено в пункте 8.4.1 Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 28.02.2008 № 14 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1.2341-08».

Вдобавок ко всему, пункт 4.2 Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 09.12.2010 № 163 «Об утверждении СанПин 2.1.7.27.90.-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» ясно указывает на обязательную вакцинацию персонала, работающего с медицинскими отходами, в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок. Персонал, не иммунизированный против гепатита В, не допускается к работам по обращению с медицинскими отходами классов Б и В (эпидемиологически опасные отходы и чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы соответственно).

Также, в соответствии с Перечнем работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утвержденным Постановлением Правительства от 15.07.1999 № 825 (далее – Перечень № 825), обязательной вакцинации подлежат следующие лица (мы указали работы, явно имеющие отношение к функциональным особенностям медицинских работников):

  • Работающие с больными инфекционными заболеваниями;
  • Работающие с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний;
  • Работающие с кровью и биологическими жидкостями человека.

Из этого также следует, что медицинские работники, задействованные на означенных работах, обязаны проходить вакцинацию, в том числе и от вирусного гепатита В.

Забегая вперед, скажем, что медицинские работники, работающие в вышеуказанных условиях, в случае отсутствия у них каких-либо профилактических прививок, в обязательном порядке должны быть отстранены от таких работ. Также, сюда относятся и ситуации, когда работодатель обязан отказать в приеме на такие работы медицинскому работнику без профилактических прививок (про отстранение см. ниже).

Соответственно, отвечая на Ваш вопрос, следует сказать, что по данному основанию, в случае отсутствия вакцинации против вирусного гепатита В, отстранить от работы можно только «санитарок».

Согласно Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, из перечисленных Вами должностей сотрудников медицинскими работниками являются только «санитарки».

Вполне естественно, что именно «санитарки» являются лицами, непосредственно контактирующими с кровью и биологическими жидкостями человека. Таким образом, лица, работающие в должности «санитарка» также обязаны проходить вакцинацию против вирусного гепатита В.

Под действие Перечня № 825 не подпадают администраторы, менеджеры, генеральный директор стоматологической клиники, а также те медицинские работники, которые не работают с кровью, биологическими жидкостями человека, с больными инфекционными заболеваниями и т.д.

Что касается проверяющих органов, то они не могут принудительно навязывать проведение вакцинации от вирусного гепатита В ни медицинским работникам, ни иным сотрудникам медицинской организации, так как законодательством РФ предусмотрено право отказа от медицинского вмешательства (часть 3 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), в частности и отказа от медицинской прививки (абзац 7 части 1 статьи 5 ФЗ № 157).

Несмотря на то, что отказаться от проведения вакцинации могут абсолютно все сотрудники медицинской организации, последствия для всех них будут разные.

Так, в случае если от вакцинации откажется менеджер или медицинский работник, не подверженный высокому риску инфицирования (согласно Перечню № 825), то работодатель будет должен принять такой отказ.

Однако, в случае, если от вакцинации откажется медицинский работник, подверженный высокому риску инфицирования, то работодатель будет обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего обязательные для его сферы деятельности профилактические прививки, в том числе и по причине отказа от них (согласно статье 76 Трудового кодекса РФ). Работодатель должен отстранить от работы (не допускать к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

Ограничения, связанные с отказом от вакцинации приведены в части 2 статьи 5 ФЗ № 157. Последствиями отсутствия профилактических прививок являются:

  • Запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
  • Временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
  • Отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

В случае, когда работник отказывается от вакцинации, подвергнуть его административной ответственности за не прохождение вакцинации не представляется возможным, а вот его работодатель, может быть в свою очередь подвергнут административной ответственности по статьям 6.3 и 5.27 КоАП РФ.

Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий определена ст. 6.3 КоАП РФ. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 500 до 1 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее по тексту – ИП), - от 500 до 1 000 рублей или административное приостановление деятельности (далее по тексту – АПД) на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 10 000 – 20 000 рублей или АПД до 90 суток. Возбуждением дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, так и его рассмотрением занимается Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по общему правилу предусмотрено частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ и влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 тысяч рублей.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, по общему правилу предусмотрено частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ и влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 2 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 тысяч рублей. Возбуждение дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ, проводят государственные инспекции труда (далее по тексту – ГИТ).

Напоследок заметим, что в соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09. 1998 № 157-ФЗ (ред. от 31.12.2014) профилактические прививки могут проводиться только гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.

Перечень медицинских противопоказаний для вакцинации населения содержится в Методических указаниях МУ 3.3.2400-08, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2008.

Также, существует список медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Данный перечень указан «МУ 3.3.1.1095-02.3.3. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.01. 2002).

Каждый работник медицинской организации в случае обнаружения у него вышеописанных реакций или противопоказаний имеет обоснованное право на отказ от вакцинации. В такой ситуации нам представляется, что его отстранение от работы, а также привлечение работодателя к административной ответственности не будет юридически обоснованным.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.