logo
 
№121

Вопрос про право на бесплатное лекарственное обеспечение ребенка-сироты

Возникли трудности в получении препарата Мимпара. Ребенок после лечения ДЭЦ (на Дмитрия Ульянова). МЭН -1. Гиперпаратериоз, гиперкальцемия. Ребенок у меня под опекой в инвалидности отказали. Мы проживаем в области. Имеем ли мы право на льготное получение препарата Мимпара (цинакалцет). Препарат находится в списке ЖВЛП. Соответствующих рецептов врач не дает, говорит нам ничего не положено. Но в дополнительных гарантиях по соцподдержке детей-сирот положена медицинская помощь (в том числе лекарство).
Ответ
Подготовлен: 06.08.2015 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н, (пункт 34) установлено, что назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, при оказании им первичной медико – санитарной помощи осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи, в том числе:

  • Отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи";
  • Гражданам, страдающим злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также гражданам после трансплантации органов и (или) тканей, в соответствии с перечнем централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2014 № 2782-р);
  • Гражданам, имеющим право на получение лекарственных препаратов бесплатно или получение лекарственных препаратов со скидкой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 (далее – Перечень групп населения и категорий заболеваний от 30.07.1994 № 890).
  • Однако, анализируя положения вышеуказанных нормативных правовых актов, следует отметить, что:

  • Приказ Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665 распространяется на категорию лиц, которые имеют право на набор социальных услуг (обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия) в соответствии с положениями статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которым относятся инвалиды, дети – инвалиды и другие. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в указанную категорию не входят.
  • Перечень групп населения и категорий заболеваний от 30.07.1994 № 890 такую группу населения как дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также заболевания эндокринной системы, не содержит.
  • Поскольку опекаемая при вынесении решения врачебной комиссии 29.04.2014 и на момент приобретения лекарственного препарата (04.06.2015) за счет средств опекуна являлась несовершеннолетней и имела статус «дети, оставшиеся без попечения родителей», необходимо обратиться к положениям законодательства РФ в области охраны интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, и осуществляется их направление на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    Однако, вышеуказанное положение не содержит сведений о том, что в данный объем входит и бесплатное лекарственное обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без родителей. Каких – либо отдельных нормативных правовых актов, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне (в данном случае Московской области), регулирующих подобные вопросы нет.

    Дополнительные нормативные правовые акты, такие как Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 № 116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», Указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 !О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подобные гарантии не предусматривают.

    Закон Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» также не содержит положений о бесплатном лекарственном обеспечении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Частью 2 статьи 80 ФЗ № 323 предусмотрено, что при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико – санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством РФ перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека.

    Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее- ЖНВЛП) на 2015 год утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 № 2782-р.

    До 1 марта 2015 года применялся перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 № 2199-р.

    Как в действовавшем до 1 марта 2015 года, так и действующего в настоящее время Перечне ЖНВЛП, предусмотрен препарат, регулирующий обмен кальция – цинакалцет (международное непатентованное наименование лекарственного препарата – Мимпара).

    Однако, в указанном случае, застрахованное лицо обеспечивается лекарственным препаратом – цинакалцет бесплатно только при оказании ему первичной медико – санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях.

    Бесплатное лекарственное обеспечение же в рамках нормы, установленной частью 2 статьи 80 ФЗ № 323, при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, законодателем не установлено.

    Для приобретения такой гарантии как бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, необходимо иметь статус инвалида I или II группы. Так, например, Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, для инвалидов I, неработающих инвалидов II группы, установлено, все лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно (за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации).

    Полный текст материала доступен
    только по подписке
    Доступ к платным сервисам kormed.ru
    На год без обзора НПА*
    2 490 Р
    Оформить
    На год с обзором НПА*
    4 890 Р
    Оформить
    На месяц без обзора НПА*
    990 Р
    Пробная подписка
    Попробовать
    Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

    * Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

    У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
    Имя Отчество
    Телефон
    E-mail
    Профиль деятельности
    Ваш вопрос
    Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.