logo
 
logo
15 марта 2017

Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами

logo
Автор:
  • 6781
  • 0

Приложение I к Базельской конвенции «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 22 марта 1989 года, дающее характеристику опасным отходам, требующим повышенного внимания к порядку обращения и потому важным для международного сотрудничества в сфере регулирования, не случайно начинается со следующих категорий:

Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами
  • Y1 — Медицинские отходы, полученные в результате врачебного ухода за пациентами в больницах, поликлиниках и клиниках
  • Y2 — Отходы производства и переработки фармацевтической продукции
  • Y3 — Ненужные фармацевтические товары, лекарства и препараты
  • Y4 — Отходы производства, получения и применения биоцидов и фитофармацевтических препаратов

Таким образом государства-участники Базельской коференции 1989 года подчеркнули чрезвычайную опасность указанных отходов для жизнедеятельности человека и особую важность строгого нормативного регулирования и контроля за их обращением.

На сегодняшний день указанные выше категории объединены в Российской Федерации понятием «медицинские отходы». Требования к порядку сбора, хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов различаются в зависимости от их класса:

  1. отходы класса «А» — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
  2. отходы класса «Б» — эпидемиологически опасные отходы;
  3. отходы класса «В» — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
  4. отходы класса «Г» — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
  5. отходы класса «Д» — радиоактивные отходы.

Принципиальным является запрет на смешение отходов различных классов (подробнее о понятии медицинских отходов и их классификации смотрите в статье «Классификация медицинских отходов»).

Система обращения с медицинскими отходами

Система сбора, временного хранения и транспортировки медицинских отходов включает следующие этапы:

Система обращения с медицинскими отходами
  • сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;
  • перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
  • обеззараживание/обезвреживание;
  • транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;
  • захоронение или уничтожение медицинских отходов.

Нормативное регулирование

Нормативную базу требований к системе обращения с медицинскими отходами составляют следующие основные документы:

Нормативное регулирование
  • Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 года (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсилогической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания» № 681 от 04.07.2012 года;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами СанПиН 2.1.2790-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 163 от 09.12.2010 года.

В силу прямого указания пункта 3 статьи 49 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года (с изм. на 25.11.2013 года) сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов осуществляются в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Действие нормативных правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии России в области обращения с отходами не распространяются на медицинские отходы (см. например Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ «О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими отходами» № 05-12-44/832 от 25.01.2012).

Руководителем организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, должна быть утверждена инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации. Процедура обращения с отходами, описанная в инструкции должна содержать информацию по всем этапам системы обращения с отходами.

Что должно быть отражено в процедуре обращения с медицинскими отходами?

Процедура обращения с медицинскими отходами должна содержать схему их обращения, в которой в свою очередь должны быть указаны:

Что должно быть отражено в процедуре обращения с медицинскими отходами?
  • качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов;
  • нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе;
  • потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария — не реже 72 часов, в операционных залах — после каждой операции;
  • порядок сбора медицинских отходов;
  • порядок и места временного хранения (накопления) медицинских отходов, кратность их вывоза;
  • применяемые способы обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов;
  • порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании медицинских отходов);
  • организация гигиенического обучения персонала правилам эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами.

Требования к порядку обращения медицинских отходов

Нормативное регулирование непосредственного порядка обращения с медицинскими отходами в Российской Федерации идёт по пути установления отдельных требований к каждому классу медицинских отходов. Так как требования различны, они рассмотрены подробнее в статьях, посвященных каждому классу медицинских отходов.

Требования к порядку обращения медицинских отходов

Но есть и общие требования:

  • уже упомянутый выше запрет на смешение отходов разных классов;
  • требование механизации процессов перемещения отходов от мест образования к местам временного хранения и обеззараживания;
  • запрет на осуществление любых операций с отходами без перчаток или необходимых средств индивидуальной защиты и спецодежды;
  • запрет на использование мягкой одноразовой упаковки для сбора острого медицинского инструментария и иных острых предметов;
  • запрет на установку одноразовых и многоразовых емкостей для сбора отходов на расстоянии менее 1 м от нагревательных приборов.
  • требование транспортировки отходов с территории организаций — мест образования к месту их последующего обезвреживания/размещения исключительно силами специализированных организаций;
  • общие требования к сотрудникам;
  • ограничение времени сбора отходов рабочей сменой (при этом при использовании одноразовых контейнеров для острого инструментария допускается их заполнение в течение 3-х суток);
  • нормативы порядка проведения производственного контроля.
Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Сбор медицинских отходов классов «А» — «Г» осуществляется с использованием одноразовых мягких (пакеты) или твердых (непрокалываемых) упаковок (контейнеры) с плотно прилегающими крышками, исключающими возможность самопроизвольного вскрытия определенного цвета с нанесением обязательной маркировки «Отходы. Класс «(указание класса отходов)». В многоразовые контейнеры для сбора медицинские отходы помещаются в одноразовых мягких или твердых упаковках с соблюдением условий раздельного хранения отходов разных классов. Многразовые маркированные контейнеры для хранения медицинских отходов используются того же цвета, что и одноразовая упаковка для соответствующего класса отходов.

класс отходов цвет ёмкости/упаковки для сбора
отходы класса «А» любой, кроме жёлтого и красного (преимущественно используется белый)
отходы класса «Б» жёлтый
отходы класса «В» красный
отходы класса «Г» любой, кроме жёлтого и красного (преимущественно используется чёрный)

Применение аппаратных способов обеззараживания медицинских отходов классов «Б» и «В» предполагает организацию специализированного участка по обращению с отходами указанных классов, расположенного в специально оборудованных помещениях медицинской организации или на самостоятельной территории, где осуществляется сбор, накопление, аппаратное обеззараживание/обезвреживание, утилизация отходов классов «Б» и «В». О требованиях к таким участкам смотрите подробнее в статьях, посвященных соответствующим классам медицинских отходов.

Обращение с медицинскими отходами класса «Д» регулируется специальными нормами, устанавливающими требования к порядку обращения с радиоактивными веществами и иными источниками радиоизотопного излучения.

Каковы общие требования к сотрудникам организации при обращении с отходами?

  • А) возраст и инструктаж -
    • к работам по обращению с медицинскими отходами не допускается привлечение лиц моложе 18ти лет и лиц, не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами;
    • обязательный инструктаж по правилам безопасного обращения с отходами проводится ежегодно;
  • Б) медосмотры и прививки -
    • весь персонал должен проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
    • весь персонал должен быть привит в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок;
  • В) обеспечение спецодеждой -
    • персонал должен работать в спецодежде и сменной обуви, в которых не допускается выходить за пределы рабочего помещения, при этом личная одежда и спецодежда должны храниться в разных шкафах;
    • работодатель обязан обеспечить персонал спецодеждой и организовать её чистку.

Аварийные ситуации при обращении с отходами

При обращении с медицинскими отходами важно помнить, что в случае получения работником травмы, потенциально опасной в плане инфицирования (укол, порез с нарушением целостности кожных покровов и/или слизистых), работнику должна быть оказана экстренная помощь, для чего предусмотрено обязательное наличие на рабочем месте персонала аптечки Анти-Вич (Спид).

 Аварийные ситуации при обращении с отходами

Каждый случай получения травмы должен быть зафиксирован в журнале учета аварийных ситуаций (журнал микротравм). Стоит отметить, что далеко не всякая аварийная ситуация, произошедшая с персоналом, может быть квалифицирована как несчастный случай, при наступлении которого оформляется акт о несчастном случае на производстве установленной формы. с указанием даты, времени, места, характера травмы. Также должны быть проведены установленные мероприятия по предотвращению возможного инфицирования персонала. Случаи инфицирования подлежат учету и расследованию в установленном законе порядке.

Каковы общие требования проведения производственного контроля?

Производственный контроль за сбором, временным хранением, обезвреживанием медицинских отходов включает в себя:

 Каковы общие требования проведения производственного контроля?
  • А) визуальную и документальную проверку (не реже 1 раза в месяц):
    • количества расходных материалов (запас пакетов, контейнеров и другое), средств малой механизации, дезинфицирующих средств;
    • обеспеченности персонала средствами индивидуальной защиты, организации централизованной стирки спецодежды и регулярной ее смены;
    • санитарного состояния и режима дезинфекции помещений временного хранения и/или участков по обращению с медицинскими отходами, мусоропроводов, контейнерных площадок;
    • соблюдения режимов обеззараживания/обезвреживания;
    • регулярности вывоза отходов.
  • Б) лабораторно-инструментальную проверку:
    • микробиологический контроль эффективности обеззараживания/обезвреживания отходов на установках по утвержденным методикам (не реже 1 раза в год);
    • контроль параметров микроклимата (не реже 1 раза в год);
    • контроль воздуха рабочей зоны на участках обеззараживания/обезвреживания отходов на содержание летучих токсичных веществ (проводится в соответствии с технологическим регламентом оборудования).
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
6158
0
Санитарно-эпидемиологический режим
Участок по обращению с медицинскими отходами
24923
2
Санитарно-эпидемиологический режим
Отходы класса Б
Комментарии