logo
 
logo
15 марта 2017

Основание и предмет проверок

logo
Автор:
  • 8524
  • 0

Основание и предмет проверокПредмет проверки и основание ее проведения являются основополагающими элементами любого мероприятия по контролю, проводимого органами надзора в рамках действующего законодательства. Проверки делятся на два вида: плановые и внеплановые, которые проводятся в форме документарной или выездной проверки.

Законные основания проведения проверок

Отношения в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля и защиты прав медицинских организаций при его осуществлении, а также определения предмета, основания и порядка проведения проверок регламентируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее —Закон № 294-ФЗ).

Согласно ст. 85 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государственный контроль в сфере здравоохранения включает в себя:

Данная статья посвящена проверкам, проводимым органами надзора в сфере здравоохранения в отношении медицинских и фармацевтических организаций, под которыми понимаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие медицинскую или соответственно фармацевтическую деятельность. К медицинским и фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели.

В отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций Закон № 294-ФЗ полностью распространяется на проведение проверок Роспотребнадзором. Данный закон применяется с особенностями, установленными иными федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля, надзора за соблюдением трудового законодательства, контроля в области пожарной безопасности, надзора в сфере рекламы, миграции и других форм контроля (п. 4 ст. 1Закона № 294-ФЗ).

Однако данный закон не распространяется на осуществление налогового контроля, финансово-бюджетного контроля, на прокурорский надзор и другие формы контроля (п. 3 и 3.1. Закона № 294-ФЗ).

Предмет плановой проверки. Ежегодный план проверок

Предметом плановой проверки является соблюдение медицинской и (или) фармацевтической организациями в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Плановая проверка в отношении медицинской и (или) фармацевтической организаций проводится на основании ежегодных планов плановых проверок, разрабатываемых и утверждаемых руководителем соответствующего органа контроля.

Предмет внеплановой проверки

Предмет внеплановой проверкиПредметом внеплановой проверки является соблюдение медицинской организацией в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (ч.1 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Формы проведения плановых и внеплановых проверок

Как уже было сказано выше каждая из видов проверки может быть проведена в двух формах: документарной или выездной. При документарной проверке предметом ее проведения являются:

  • Сведения, содержащиеся в документах, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности медицинской и (или) фармацевтической организаций;
  • Документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами,
  • Исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

Документарная проверка проводится в отличие от выездной проверки по месту нахождения органа надзора, а не месту нахождения проверяемой организации.

Основания для проведения плановых проверок

Основания для проведения плановых проверокОснованием для включения медицинской организации в ежегодный план плановых проверок является истечение 3 лет (1 и 2 года) со дня (п.8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

  • Государственной регистрации медицинской (фармацевтической) организации;
  • Окончания проведения последней плановой проверки медицинской (фармацевтической) организации;
  • Начала осуществления деятельности в соответствии с уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (данный пункт не распространяется на медицинские (фармацевтической) организации (ст. 8 Закона № 294-ФЗ).

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в 3 года. Однако в сфере здравоохранения Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» в отношении медицинских и (или) медицинских организаций установлена иная периодичность плановых проверок (1 и 2 года). Например, органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности имеют право проверять медицинские организации, занимающиеся оказанием амбулаторно-поликлинической медицинской помощи не чаще 1 раза в год.

Мораторий на проведение плановых проверок

С «01» января 2016 по «31» декабря 2018 года действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении медицинских организаций (статья 26.1 ФЗ № 294), а именно относящихся к субъектам малого предпринимательства и в случае если вид проверок не входит в Перечень, утвержденный Постановлением № 944. К таким видам проверок относятся:

  • проверки за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащим нормы трудового права (Роструд);
  • государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных (Роскомнадзор);
  • государственный пожарный надзор (Госпожнадзор) и государственный санитарно — эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор) при осуществлении деятельности при оказании скорой медицинской помощи;
  • и иные.

Проведение плановой проверки с нарушением требований «о моратории» является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ № 294.

О плановых проверках в рамках риск-ориентированного подхода

О плановых проверках в рамках риск-ориентированного подходаС 1 января 2018 года в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ, будет применяться риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (статья 8.1 Закона № 294-ФЗ).

Федеральным законодательством установлены особенности проведения плановых проверок при применении определенными органами государственного контроля (надзора) риск — ориентированного подхода.

На основании Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 к видам государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск – ориентированного подхода, отнесены федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств, государственный контроль за обращением медицинских изделий и многие другие виды контроля.

Следует отметить, что плановые проверки, периодичность которых установлена Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, в любом случае осуществляются, независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности (применения риск — ориентированного подхода). Данное положение установлено Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск — ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (пункт 15 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности).

При отнесении объекта государственного контроля (надзора) к 6 классу опасности или классу опасности низкого риска в рамках риск — ориентированного подхода плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей не проводятся.

Более подробно о применении риск — ориентированного подхода при вышеуказанных видах государственного контроля (надзора), а также периодичности плановых проверок в его рамках читайте в нашей статье: «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)»

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

О проверочных листах (списках контрольных вопросов)

Еще 1 января 2017 года вступили в законную силу положения ФЗ от 03.07.2016 № 277-ФЗ, согласно которым федеральные органы надзора на основании своего положения при проведении плановой проверки могут использовать проверочные листы (список контрольных вопросов) (п. 11.1-11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Обязанность использовать проверочные листы при проведении плановых проверок возникла в рамках следующих видов контроля:

  • государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (ПП РФ от 14.07.2017 № 840);
  • федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств (ПП РФ от 14.07.2017 № 840);
  • государственного контроля за обращением медицинских изделий (ПП РФ от 14.07.2017 № 840);
  • федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ПП РФ от 08.09.2017 № 1080);
  • федерального государственного пожарного надзора (ПП РФ 29.06.2017 № 774);
  • федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора (ПП РФ от 14.06.2017 № 707).

На сегодняшний день формы проверочных листов утверждены:

  • Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 – для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Приказом Росздравнадзора от 20.12.2017 № 10450 – для осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Приказом Росздравнадзора от 20.12.2017 № 10449 – для осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий;
  • Приказом Росздравнадзора от 09.11.2017 № 9438 – для осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Отметим, что предмет плановой проверки, осуществляемой с применением проверочных листов, ограничивается перечнем вопросов, которые включены в список контрольных вопросов. Таким образом, проверять что – либо за пределами перечня вопросов, отраженных в чек-листах, контролирующие органы не вправе.

После заполнения проверочные листы по результатам проведения проверки прикладываются к акту проверки.

Основания для проведения внеплановых проверок

Основания для проведения внеплановых проверокЗаконодатель четко указывает, в каких случаях возможны внеплановые проверки в сфере здравоохранения (п.2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ):

  • Истечение срока исполнения медицинской организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • Приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемым лицом при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в рамках риск — ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;
  • Поступление в контролирующие органы заявления от медицинской организации о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки такой организации предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • Мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом, рассмотрения или предварительной проверки поступившей в контролирующие органы информации о следующих фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде..., а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, ...возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей (в случае обращения в органы Роспотребнадзора граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к проверяемому лицу и такое обращение не было рассмотрено либо его требования не были удовлетворены).

Дополнительные основания для проведения проверок

Основания для проведения проверки лицензирующим органом

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — ФЗ № 99) основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

  • Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
  • Истечение срока (1 или 2 лет), установленного Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью», со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.

Дополнительными основаниями для внеплановой проверки

    Дополнительные основания для проведения проверок
  • Истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
  • Поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
  • Истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 ФЗ № 99-ФЗ;
  • Наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
  • Наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ.

Внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки на основании обращений, заявлений о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

Основание для проведения внеплановой проверки Роспотребнадзора

Как отмечалось выше, Закон № 294-ФЗ в полной мере распространяется на проведение проверок Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Порядок проведения проверки подробно регламентирован Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 июля 2012 г. № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров».

Основание для проведения внеплановой проверки органами пожарной безопасности

Внеплановая проверка пожарной безопасности, в соответствии с ч. 5 ст. 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» может быть проведена на основании:

  • Наличия решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
  • Поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений о фактах нарушений требований пожарной безопасности при проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, создают угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара.

Основание для проведения внеплановой проверки трудовой инспекции

Основание для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцииВ соответствии со ст. 360 Трудового кодекса РФ дополнительными основаниями для внеплановой проверки трудовой инспекции являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, обращения и заявления о фактах нарушений, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, а также о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Основание для проведения внеплановой проверки Росздравнадзора

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения наделена полномочиями по проведению различных видов государственного контроля в сфере здравоохранения, в частности лицензионного контроля, контроля качества и безопасности медицинской деятельности, контроля в сфере обращения лекарственных средств, контроля за обращением медицинских изделий. Некоторые особенности и основания для проведения лицензионного контроля уже были рассмотрены в настоящей статьи. Ниже будут приведен ряд нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные возможные основания для проведения проверок Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения:

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 октября 2011 г. № 1128н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;
  • Приказ Минздрава России от 26.12.2016 N 998н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств посредством организации и проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, хранению, перевозке, отпуску, реализации лекарственных средств, применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств».

Гарантии прав медицинских организаций при проведении проверок

  • Согласование внеплановых проверок с органами прокуратуры, в случаях, установленных действующим законодательством;
  • Проведение плановой проверки на основании ежегодных планов проверок;
  • Размещение информации о плановых проверках на сайте Генеральной прокуратуры (п. 7 ст. 9 Закона № 294-ФЗ) www.genproc.gov.ru, а также сайте конкретного органа контроля;
  • Проведение проверок в соответствии с полномочиями органа контроля, их должностных лиц;
  • Недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и т.д.

Недействительность результатов проверки

Отсутствие оснований проведения проверки, требование документов, не относящихся к предмету проверки являются одними из грубых нарушений при проведении проверки, влекущие недействительность ее результатов. Полный перечень оснований для признания результатов проверки недействительными указан в ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
12226
0
Проверки органами надзора
Срок проведения проверок
6415
0
Проверки органами надзора
Выездные проверки
27988
0
Проверки органами надзора
Предписание об устранении нарушений
Комментарии