Публичная администрация при осуществлении своей властной деятельности должна руководствоваться принципом «Разрешено только то, что прямо предусмотрено законом» 1. Однако должностные лица органов контроля (надзора) в процессе проведения проверки медицинской (фармацевтической) организации могут выходить за рамки своих полномочий или иным способом нарушать права и законные интересы проверяемых лиц.

Противоправные действия (бездействия) должностных лиц органов контроля
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) можно выделить следующие противоправные действия (бездействия) должностных лиц органов контроля:

- Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения,
- Нарушение сроков проведения проверки,
- Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры,
- Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;
- Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок
- Проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора)
- Непредставлении акта о проведенной проверки;
- Иные основания, указанные в Законе № 294-ФЗ.
Необходимо отметить, что другими федеральными законами могут устанавливаться иные основания для признания неправомерными действий (бездействий) должностных лиц органов контроля.
Способы обжалования
В соответствии со ст. 21 Закона № 294-ФЗ можно обжаловать не только акт проверки и предписание об устранении выявленных нарушений, но и действия/бездействия должностных лиц органа контроля.

Согласно п.4 ст. 21 Закона № 294-ФЗ руководитель или иное уполномоченное лицо медицинской организации при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля, повлекшие за собой нарушение прав медицинской организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также возможно обжаловать действия/бездействия должностных лиц органа контроля в органы прокуратуры.
Обжалование в административном порядке
При проведении административных производств организации зачастую привлекаются к административной ответственности, вследствие чего должностное лицо органа надзора или судья выносит решение о той мере административного наказания, которой необходимо подвергнуть правонарушителя. В случае несогласия с таким постановлением по делу об административном правонарушении медицинская (фармацевтическая) организация в административном порядке может попытаться его обжаловать. Но обжаловать можно не только вынесенное решение, но и сами действия/бездействия должностных лиц органов контроля. Срок для обжалования действий/бездействий должностных лиц составляет 3 месяца. Необходимо отметить, что срок на обжалование по актам и предписаниям является гораздо меньшим и составляет 15 дней, а для обжалования постановления об административном правонарушении отведено и вовсе всего 10 дней.

Жалоба на действия (бездействия) должностного лица подается в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, уполномоченному на ее рассмотрение.
Форма жалобы
Действующим законодательством не установлены требования к форме жалобы на действия (бездействия) должностных лиц. Данный документ составляется в произвольной форме с приложением документов, подтверждающих обоснованность жалобы или их заверенные копии.

Содержание жалобы
- Наименование и адрес органа контроля;
- Наименование, ИНН, адрес медицинской организации;
- Наименование документа – «Жалоба на действия (бездействия) должностных лиц органа контроля».
Фактические обстоятельства проверки: ФИО должностного лица (лиц) проводившего проверку, дата начала и окончания проведения проверки, дата составления и вручения акта проверки, противоправные действия (бездействия) совершенные должностным лицом;
- Права и законные интересы, которые, по мнению медицинской (фармацевтической) организацией, нарушены должностным лицом;
- Правовое обоснование жалобы;
- Дата составления жалобы;
- Приложение к жалобе: документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, доверенность (заверенная копия) в случае подачи жалобы уполномоченным представителем.
Рассмотрение жалобы
Рассмотрение жалобы регламентируется административными регламентами соответствующего органа контроля, проводящего проверку.

Срок рассмотрения возражений на акт
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля рассматривает поступившую жалобу не более 30 календарных дней.
По итогам рассмотрения жалобы руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе:
- Оставить жалобу без удовлетворения;
- Удовлетворить жалобу и признать действия (бездействия) должностных лиц незаконными.
Обжалование в судебном порядке
Порядок рассмотрения
Заявление об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц органов контроля подается в Арбитражный суд и рассматривается по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ).
Право на обращение в суд
Медицинская (фармацевтическая) организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, контроля и их должностных лиц, если полагает, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления деятельности.

Срок подачи заявления
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда медицинской организации стало известно о нарушении своих прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п.4 ст. 198 АПК РФ).

Требование к заявлению
Требования к заявлению регламентированы п. 1,2,10 ч. 1, ч.2, 3 ст. 125, ст. 126, 199 АПК РФ. В заявлении должны быть также указаны:
- Наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
- Название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
- Права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
- Законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
- Требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.
Приостановление действия оспариваемого решения
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Срок рассмотрения
Заявление рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Данный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.
Бремя доказывания
Обязанность доказывания соответствия совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (п. 5 ст. 200 АПК РФ).

Решение арбитражного суда
Арбитражный суд по результатам рассмотрения заявления принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными или об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Исполнение решения
Решения арбитражного суда подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Копия решения арбитражного суда направляется в 5 срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.
Обжалование решения
Данное решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке в соответствии с действующим процессуальным законодательством. Апелляционная (кассационная) жалоба подается через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен АПК РФ.

Ответственность должностных лиц
Действующим законодательством предусмотрена ответственность должностных лиц, в том числе, за совершение противоправный действий/бездействий в ходе осуществления государственного контроля (надзора):

- Дисциплинарная;
- Гражданско-правовая;
- Административная.
Право медицинских (фармацевтических) организаций на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля
Гражданско-правовая ответственность должностных лиц, органа контроля выражается в следующем:

Вред, причиненный медицинским (фармацевтическим) организациям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа контроля, признанных неправомерными (на основании решения суда), подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 1069 ГК РФ).
Не подлежит возмещению вред, причиненный медицинской (фармацевтической) организации правомерными действиями должностных лиц органа контроля.
Определение размера вреда
При определении размера вреда, причиненного медицинской (фармацевтической) организации неправомерными действиями (бездействием) органа контроля, их должностными лицами, также учитываются:

- Расходы медицинской (фармацевтической) организации, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности,
- Затраты на получения юридической или иной профессиональной помощи для взыскания расходов с органа контроля.
Административная ответственность
В соответствии со ст. 19.6.1 КоАП РФ несоблюдение должностными лицами, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в:

- Проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения,
- Нарушении сроков проведения проверки,
- Отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры,
- Привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.
Повторное совершение данного административного правонарушения либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или непредставлении акта о проведенной проверке может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.
- См., например: Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2004. С. 270.
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения