logo
 
logo
15 марта 2017

Проверки соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов

logo
Автор:
  • 4529
  • 0

 Проверки соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартовВ докладе о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности Федеральной антимонопольной службы (далее — доклад ФАС) упоминается о том, что в каждой второй проверке Росздравнадзора проверяются вопросы соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. И при этом, Административного регламента проведения проверок применения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи не утверждено.

Минздрав России исправил данный пробел и с 13 марта 2015 года в законную силу вступил Приказ Минздрава России от 23.01.2015 № 12н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок применения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи» (далее — АР 12н).

Данный Административный регламент устанавливает требования к порядку исполнения государственной функции; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в т.ч. особенности выполнения административных процедур в электронной форме; порядок и формы контроля за исполнением государственной функции; досудебный порядок обжалования решений и действий Росздравнадзора и его должностных лиц.

Непосредственно в самом АР 12н стоит обратить внимание на пункт 38, который определяет мероприятия, осуществляемые при проведении проверок, а именно:

  1. рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию работы и оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  2. рассмотрение и анализ жалоб граждан, связанных с оказанием им медицинской помощи, в том числе содержащих сведения о непредоставлении информации о возможности оказания медицинских услуг, наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, включенных в стандарт медицинской помощи;
  3. осмотр используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружений, помещений и территорий;
  4. оценка применения порядков оказания медицинской помощи, в том числе в части:
    • требований к организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача), индивидуальных предпринимателей;
    • стандарта оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей;
    • рекомендуемых штатных нормативов медицинской организации, ее структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей;
  5. оценка применения стандартов медицинской помощи, в том числе в части:
    • обоснованности назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту предоставления менее 1, а также полноты выполнения медицинских услуг с усредненной частотой предоставления 1;
    • обоснованности и полноты назначения лекарственных препаратов, имплантируемых в организм человека медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
  6. экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациенту.

Говоря о рассмотрении документов и материалов, характеризующих организацию работы и оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (пп. 1) ст. 38 АР 12н), интересно, что список таких документов АР 12н не установлен. При этом в докладе ФАС говорится о том, что при проверках органы Росздравнадзора зачастую рассматривают документы, не имеющие отношения к предмету проверки порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Например, проверяют должностные инструкции, оценивают лицензию на осуществление медицинской деятельности, запрашивают нормативные документы медицинской организации, определяющие порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

О таком мероприятии как осмотр используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (пп. 3) ст. 38 АР 12н), в докладе ФАС говорится о том, что Росздравнадзор проводит оценку соответствия набора помещений требованиям, предъявляемым порядками оказания медицинской помощи и Санитарными правилами и нормами (СанПиН) 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», путем осмотра используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружений, помещений и территории. А это может привести к рискам превышения ими своих полномочий и дублирования контрольных функций федеральных органов исполнительной власти, т.к. надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляет Роспотребнадзор.

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Еще одним «спорным» мероприятием в рамках проверки можно назвать указанную в АР 12н оценку применения стандартов медицинской помощи (пп. 5) ст. 38 АР 12н). В докладе ФАС достаточно подробно изложено, что действующее законодательство не дает однозначного ответа о необходимости соблюдения или несоблюдения стандартов медицинской помощи. А именно в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ № 323) указано, что осуществляются проверки «ПРИМЕНЕНИЯ медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи», а не «СОБЛЮДЕНИЯ». И это несмотря на то, что в ряде множества других законодательных актов к стандартам медицинской помощи используется термин «соблюдение». Более того не совсем ясна формулировка ст. 37 ФЗ № 323, в которой говорится, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. «На основе» конечно же стало поводом для разногласий на предмет регламентации соблюдения стандартов. Все это влечет разночтения и разную правоприменительную практику, в том числе неясность полномочий Росздравнадзора по проверке медицинских организаций в части соблюдения стандартов медицинской помощи. От себя добавим также, что при ранее действовавшем (до 02.05.2012г.) Постановлении Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» соблюдение стандартов медицинской помощи входило в лицензионные требования. На сегодняшний же день Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением....) не включает соблюдение стандартов в лицензионные требования. Однако, на основе системного анализа норм права нам представляется, что неудачная формулировка ФЗ № 323 не устраняет все-таки необходимости соблюдения стандартов медицинской помощи всеми субъектами мед деятельности. Безусловно объем, утвержденных стандартов МП, равно как и порядков оказания МП, не способен на текущий момент охватить и половины случаев осуществления медицинской деятельности/оказания медицинской помощи.

Экспертизе качества медицинской помощи, оказанной пациенту, также стоит уделить внимание.

Отметим, что с 1 июля 2017 года действуют критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н. А с июня 2017 года действует и порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи, утвержденный Приказом Минздрава России от 16.05.2017 № 226н и распространяющий свое действие именно на проверки соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Несмотря на утверждение АР 12н и легализацию тем самым деятельности Росздравнадзора по проведению проверок, «руки» Росздравнадзора все равно остаются по сути связанными, так как Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) в настоящей редакции не содержит состава административного правонарушения, связанного с несоблюдением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Росздравнадзор имеет право привлечь медицинскую организацию к административной ответственности только в случае невыполнения предписания, выданного в ходе проверки в соответствии со статьей 19.5 КоАП. Более того, учитывая все сказанное выше, по сути, каждая вторая проверка, проведенная Росздравнадзором при современном уровне развития законодательной базы, при определенных усилиях может быть обжалована медицинской организацией.

Кроме всего прочего обращаем внимание на то, что с 1 января 2018 года названный вид плановой проверки органами Росздравнадзора должен осуществляться только с применением проверочных листов (ПП РФ от 14.07.2017 № 840). На сегодняшний день форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) при проведении плановых проверок за соблюдением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи утверждена Приказом РЗН от 20.12.2017 № 10450 (приложение № 2).

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
5896
0
Проверки органами надзора
Страховой надзор
3843
0
Комментарии