logo
 
logo
11 февраля 2017

Федеральный государственный надзор в сфере труда с применением риск-ориентированного подхода

logo
Автор:
  • 3553
  • 0

Федеральный государственный надзор в сфере труда с применением риск-ориентированного подходаС 1 марта 2017 года Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – Надзор в сфере труда) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

Порядок осуществления такого надзора определен «Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее – Положение № 875).

Нормы о применении риск-ориентированного подхода при осуществлении Надзора в сфере труда были введены в Положение № 875 Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197.

В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении Надзора в сфере труда деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями (далее – работодатели), подлежит отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 806) (п. 17 Положения).

О правилах отнесения деятельности работодателей к категориям риска

О правилах отнесения деятельности работодателей к категориям рискаСообщаем, что Положением № 875 предусмотрено 5 возможных категорий риска, к которым может быть отнесена деятельность работодателей. К данным категориям относятся следующие:

  • категория высокого риска;
  • категория значительного риска;
  • категория среднего риска;
  • категория умеренного риска;
  • категория низкого риска.

Отнесение деятельности работодателей к определенным категориям риска осуществляется на основании критериев, определённых в Приложении к Положению № 875 (информация о данных критериях будет представлена в настоящей статье ниже).

Согласно п. 18 Положения № 875 деятельность работодателей относится к той или иной категории риска на основании решений следующих субъектов:

  • главного государственного инспектора труда РФ (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска;
  • главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) - при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

В случае пересмотра решения об отнесении деятельности работодателя к одной из категорий риска решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска (п. 19 Положения № 875).

Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

Обращаем внимание, что при отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя считается отнесенной к категории низкого риска.

О критериях отнесения деятельности работодателей к определенным категориям риска.

В соответствии с Приложением к Положению № 875 присвоение деятельности работодателя той или иной категории риска осуществляется в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений) (далее – «Р»):

  • высокий риск - в случае если показатель «Р» составляет 1 и более;
  • значительный риск - в случае, если показатель «Р» составляет от 0,99 до 0,75;
  • средний риск - в случае, если показатель «Р» составляет от 0,74 до 0,5;
  • умеренный риск – в случае, если показатель «Р» составляет от 0,49 до 0,25;
  • низкий риск - в случае, если показатель «Р» составляет менее 0,24.

При этом, значение «Р» определяется по следующей формуле:

«Р» = «Т» + «Ку»
«Т» - показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований Значение показателя «Т» при осуществлении определенного вида деятельности работодателем определяется по формуле:
«Т» = «ПВ» x «М»
«ПВ» - показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований.
Значение показателя «ПВ» при осуществлении определенного вида деятельности определяется по формуле:
«ПВ»* = 4 x «С» + 2 x «Т» + 0,5 x «Л»
«С» - количественная оценка по показателю «численность работников, погибших в результате несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли»;
«Т» - количественная оценка по показателю «численность работников, пострадавших в результате тяжелых несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли»;
Л - количественная оценка по показателю «численность работников, пострадавших в результате легких несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли».
*Примечание: Значения показателя «ПВ» определены в соответствующем перечне в Приложении к Положению № 875, и актуализируются (пересматриваются) не реже 1 раза в 3 года (показатель ПВ для такого вида деятельности, как деятельность в области здравоохранения и социальных услуг составляет 0, 57).
«М» - показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда.
Значение показателя «М» составляет (в зависимости от среднесписочной численности работников (далее – СЧР), занятых у юридического лица или индивидуального предпринимателя):
  • 0,5 - при СЧР менее 200 человек;
  • 0,7 - при СЧР от 200 до 499 человек;
  • 1 – при СЧР от 500 до 999 человек;
  • 1,5 - при СЧР свыше 1000 человек.
«Ку» - коэффициент устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением обязательных требований
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей значение «Ку» определяется индивидуально для каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Значение «Ку» рассчитывается на основе переменных показателей деятельности хозяйствующих субъектов, исходя из показателей, учитывающих соблюдение законодательства в сфере труда, по формуле:
*«Ку» = «Кт» + «Кз» + «Кадм»
«Кт» - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма.
Рассчитывается по следующей формуле:
«Кт» = «Ктт» + «Ктл»
«Ктт» - показатель наличия тяжелых несчастных случаев, признанных связанными с производством, за год, предшествующий текущему, равный 0,4 за каждый тяжелый несчастный случай, признанный связанным с производством;
«Ктл» - показатель наличия легких несчастных случаев, признанных связанными с производством, за год, предшествующий текущему, равный 0,1 за каждый легкий несчастный случай, признанный связанным с производством.
При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за 3 года, предшествующих текущему, категория риска, присвоенная деятельности работодателя, повышается до категории высокого риска.
«Кз» - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта задолженности по заработной плате за предшествующий год, равный 0,3.
При отсутствии задолженности по заработной плате за предшествующий год «Кз» равен 0
«Кадм» - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 года, предшествующих текущему, равный 0,1.
При отсутствии назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки может быть принято решение о понижении категории риска, присвоенной деятельности работодателя, до следующей категории риска.
*Примечание: Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:
  • данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.
При отсутствии указанных сведений, в статистической и ведомственной отчетности индивидуальные коэффициенты показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда равны 0.

О сроках проведения Надзора в сфере труда, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода

В настоящее время частота проведения плановых проверок работодателей в рамках Надзора в сфере труда поставлена в зависимость от того, какая именно категория риска была присвоена организации-работодателю (или индивидуальному предпринимателю-работодателю).

Так, п. 20 Положения № 875 установлена следующая периодичность проведения плановых проверок:

Категория риска, присвоенная работодателю Периодичность проведения проверки
высокий риск 1 раз в 2 года
значительный риск 1 раз в 3 года
средний риск не чаще чем 1 раз в 5 лет
умеренный риск не чаще чем 1 раз в 6 лет
низкий риск плановые проверки не проводятся

Напомним, что ранее Положением № 875 было установлено, что плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда ежегодных планов не чаще чем 1 раз в 3 года.

Об иных нововведениях, связанных с проведением Надзора в сфере труда

Об иных нововведениях, связанных с проведением Надзора в сфере трудаСообщаем, что в срок до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, Рострудом на своем официальном сайте в сети «Интернет» должна быть размещена (и поддерживаться в актуальном состоянии) следующая информация о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков (п. 21 Положения № 875):

  • полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • индивидуальный номер налогоплательщика;
  • место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • указание на категорию риска, дата принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.

Кроме того, обращаем внимание, что согласно п. 23 Положения № 875 Роструд по запросу юридического лица (или индивидуального предпринимателя) будет обязан предоставлять последнему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска (в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса).

Также информируем о том, что п. 24 Положения № 875 установлено право юридического лица (индивидуального предпринимателя) на подачу в установленном порядке в Роструд заявления об изменении присвоенной ранее его деятельности категории риска.

Подробнее о плановых проверках с применением риск-ориентированного подхода Вы можете прочитать в нашей статье: «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)».

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
7061
0
Проверки органами надзора
Страховой надзор
4890
0
Комментарии