Интересной особенностью российского процессуального права или даже его уникальностью является возможность оспаривания в суде так называемых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Что же это за «акты» и чем они отличаются от нормативных и ненормативных правовых актов? Могут ли они затрагивать права и законные интересы медицинской организации и что делать в таком случае – Факультет Медицинского Права рассказывает далее.
Понятие актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
Впервые их определение было сформулировано Конституционным Судом РФ и изложено в постановлении от 31 марта 2015 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть».
В качестве определяющих критериев актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, КС РФ предлагает следующие:
- акт, разъясняет конкретные законоположения;
- он издан органом публичной власти, иным органом или организацией, наделенными государственными властными полномочиями;
- акт не носит индивидуального характера;
- он является обязательным для подведомственных органов (организаций, учреждений) и их должностных лиц, которые в силу ведомственной субординации должны применять в своей деятельности положения закона, разъяснение которого направлено в их адрес, исключительно в соответствии со смыслом, придаваемым ему вышестоящим органом;
- обладает нормативными свойствами, то есть посредством содержащихся в нем разъяснений фактически устанавливает (изменяет, отменяет) правила, обязательные для неопределенного круга лиц, оказывая тем самым общерегулирующее воздействие на общественные отношения.
Наиболее ярким примером таких актов являются письма Федеральной налоговой службы РФ, разъясняющие порядок применения норм налогового законодательства в тех или иных случаях. В сфере здравоохранения в качестве примера можно привести Письмо Минздрава России от 26.02.2018 N 15-4/682-07 «О совершенствовании медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий» (вместе с Информационно-методическим письмом «О совершенствовании медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий») и т.п. документы. Иными словами, круг возможных ситуаций, когда медицинская организация может столкнуться с актами, содержащими разъяснения законодательства и обладающими нормативными свойствами, достаточно широк. Что делать, если они нарушают права медицинской организации или незаконно возлагают на нее дополнительные обязанности? Ответ один – оспаривать.
Административное дело об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
На сегодняшний день акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, оспариваются по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ).
В соответствии со ст. 217.1 КАС РФ административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (далее - акты, обладающие нормативными свойствами), рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном гл. 21 КАС РФ, с особенностями, определенными этой статьей. Заявителем по делу может быть любое лицо, в том числе медицинское учреждение, полагающее, что соответствующий акт обладает нормативными свойствами и по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений. Таким образом, существо судебного спора в любом случае сведется к тому, а соответствуют ли разъяснения государственного органа по применению конкретного законоположения действительному смыслу закона. Об остальных правилах подачи административного иска, требованиях к нему, сопутствующих рисках и прочих нюансах Факультет Медицинского Права рассказывает в статье «Оспаривание нормативных правовых актов по правилам КАС РФ». Картина может быть дополнена деталями из статьи «Оспаривание актов органов власти в сфере здравоохранения (общие положения)».
Рассмотрение административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами
Согласно ч. 3 ст. 217.1 КАС РФ, рассматривая административное дело об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет:
- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
- обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;
- соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.
Для медицинской организации, участвующей в рассмотрении дела, особенно важным является то, что в силу ч. 4 ст. 217.1 КАС РФ обязанность доказывания вышеперечисленных обстоятельств, возлагается на орган, организацию или должностное лицо, которые приняли акт, обладающий нормативными свойствами. Проще говоря, участие медицинской организации в таком споре сведется к необходимости опровергнуть обоснованность и правильность доводов государственного органа.
По результатам рассмотрения судебного спора об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд принимает одно из следующих решений:
- об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и о признании этого акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
- об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый акт полностью или в части не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений.
Обжалование решения суда осуществляется по правилам гл. 34 – 36 КАС РФ.
Юридическая помощь
Представленная в статье информация носит исключительно ознакомительный характер и не является полноценной юридической консультацией по конкретному вопросу (проблеме).
При необходимости Факультет Медицинского Права окажет юридическую помощь медицинской организации (иной организации сферы здравоохранения), которая стала участником судебного спора с пациентом (и не только с ним, но и с любым другим лицом) или, наоборот, сама намеревается обратиться за судебной защитой своих прав и законных интересов. Дополнительная информация об услугах Факультета Медицинского Права имеется в разделе «Представление интересов медицинской организации (иной организации сферы здравоохранения) в суде».
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения