Пациент при возникновении претензий к медицинской организации не всегда обладает достаточными знаниями о правовых механизмах и правовых тонкостях для защиты своих прав в сфере здравоохранения. Обращение в суд также требует от пациента предоставления грамотно подготовленной доказательственной базы, с которой могут возникнуть определенные сложности. В связи с чем, в действующем законодательстве существует мощный рычаг воздействия на медицинскую организацию, которая (по мнению пациента) нарушила его права при оказании медицинской помощи. Данным рычагом воздействия является подача жалобы в органы власти, осуществляющие контроль в сфере здравоохранения. Жалоба пациента в органы контроля может повлечь не только восстановление нарушенных прав пациента, но и разрешения конфликта на досудебной стадии.
Порядок и условия обращения пациента в органы власти регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон № 59-ФЗ), иными специальными законами и регламентами соответствующих органов надзора.
Перечень органов куда может обратиться пациент
К органам контроля, в которые может обратиться пациент, относятся:
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, то есть Росздравнадзор (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития»);
- Органы исполнительной власти, которым делегированы полномочия лицензирования медицинской деятельности (например, Департамент здравоохранения г. Москвы),
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, то есть Роспотребнадзор (Постановление Правительства Российской Федерации. 30.06.2004. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека);
- Прокуратура (Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре));
- и другие органы надзора.
Подача жалобы в органы контроля
Жалоба пациента в органы контроля представляет просьбу о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Пациент имеет право подать жалобу:
- на личном приеме;
- по почте, телеграфу, факсимильной связи;
- по информационным системам общего пользования;
- через средства массовой информации.
Содержание жалобы
Действующее законодательство предусматривает обязательную информацию, которая должна содержаться в жалобе (ст. 7 Закона № 59-ФЗ):
- Наименование органа контроля (либо ФИО соответствующего должностного лица, либо должность лица);
- ФИО пациента;
- Почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения;
- Суть предложения жалобы;
- Документы и материалы либо их копии, в случае необходимости в подтверждение доводов;
- Личная подпись и дата.
В случае, если в жалобе не указаны фамилия пациента или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, жалоба считается анонимной и ответ на жалобу не дается (ст. 11 Закона № 59-ФЗ).
Порядок рассмотрения жалобы органами контроля
Действия органов контроля по рассмотрению жалоб пациента четко регламентированы действующим законодательством (ст. 8 Закона № 59-ФЗ):
- Регистрация жалобы в течение 3 дней с момента поступления;
- Если жалоба не относится к компетенции органа контроля, то данная жалоба в течение 7 дней с момента регистрации направляется в соответствующий государственный орган, о чем извещается пациент;
- Непосредственное рассмотрение жалобы (запрос документов, проведение проверочных мероприятий, в том числе внеплановых проверок в отношении медицинской организации);
- Принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов обратившегося пациента;
- Подготовка и направление пациенту письменного ответа по существу поставленных в жалобе вопросов.
Сроки рассмотрения жалоб
Поступившая жалоба пациента на действия (бездействия) медицинской организации при оказании медицинских услуг рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации в органе власти.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на 30 дней, о чем уведомляется пациент, направивший жалобу.
Проведение проверки в отношении медицинской организации
Выездная внеплановая проверка медицинской организации на основании жалобы пациента в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) должна проводиться органами контроля только после согласования с прокуратурой.
О проведении внеплановой выездной проверки медицинская организации уведомляется органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. В случае, если основанием для проведении проверки послужило обращение граждан о нарушение прав потребителей или поступление информации о возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, то уведомление медицинской организаций производится менее чем за 24 часа до начала проведения проверки. В случае, если уже причинен вред жизни или здоровью гражданина, то предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Одной из особенностей рассмотрения жалобы на нарушения прав потребителей органами Роспотребнадзора является то, что рассматривается она только в том случае, если потребитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к медицинской организации и такое обращение не было рассмотрено либо требования потребителя не были удовлетворены.
Меры, применяемые к медицинской организации
Органы контроля при выявлении нарушений в ходе проведения проверки на основании жалобы пациента обязаны (ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»):
- выдать медицинской организации предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан;
- принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности (к административной ответственности в порядке КоАП РФ).
Также орган контроля может обратиться в суд для защиты интересов обратившегося с жалобой пациента.
Особенности рассмотрения жалобы органами прокуратуры
Рассмотрение жалобы пациента органами прокуратуры имеет особенности, которые установлены Законом о прокуратуре и Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (далее - Инструкция).
По общему правилу, как сказано выше, обращения граждан разрешаются в течение 30 дней с даты их регистрации. Однако если факты, изложенные в обращении, не требуют дополнительного изучения и проверки, этот срок составляет 15 дней (абз. 1 п. 5.1 Инструкции). Если срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день (абз. 2 п. 5.1 Инструкции).
Меры прокурорского реагирования
Согласно п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор в отношении медицинской организации может принять следующие меры прокурорского реагирования:
- выдать медицинской организации представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Закона о прокуратуре);
- вынести в отношении медицинской организации постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре).
- выдать медицинской организации предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения