vk target
 
logo
15 марта 2017

Жалоба пациента в органы власти

logo
Автор:
  • 5992
  • 0
Досудебное урегулирование споров Жалобы пациента в контролирующие и иные органы Административная ответственность

Жалоба пациента в органы властиПациент при возникновении претензий к медицинской организации не всегда обладает достаточными знаниями о правовых механизмах и правовых тонкостях для защиты своих прав в сфере здравоохранения. Обращение в суд также требует от пациента предоставления грамотно подготовленной доказательственной базы, с которой могут возникнуть определенные сложности. В связи с чем, в действующем законодательстве существует мощный рычаг воздействия на медицинскую организацию, которая (по мнению пациента) нарушила его права при оказании медицинской помощи. Данным рычагом воздействия является подача жалобы в органы власти, осуществляющие контроль в сфере здравоохранения. Жалоба пациента в органы контроля может повлечь не только восстановление нарушенных прав пациента, но и разрешения конфликта на досудебной стадии.

Порядок и условия обращения пациента в органы власти регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон № 59-ФЗ), иными специальными законами и регламентами соответствующих органов надзора.

Перечень органов куда может обратиться пациент

Перечень органов куда может обратиться пациентК органам контроля, в которые может обратиться пациент, относятся:

  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, то есть Росздравнадзор (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития»);
  • Органы исполнительной власти, которым делегированы полномочия лицензирования медицинской деятельности (например, Департамент здравоохранения г. Москвы),
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, то есть Роспотребнадзор (Постановление Правительства Российской Федерации. 30.06.2004. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека);
  • Прокуратура (Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре));
  • и другие органы надзора.

Подача жалобы в органы контроля

Подача жалобы в органы контроляЖалоба пациента в органы контроля представляет просьбу о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Пациент имеет право подать жалобу:

  • на личном приеме;
  • по почте, телеграфу, факсимильной связи;
  • по информационным системам общего пользования;
  • через средства массовой информации.

Содержание жалобы

Содержание жалобыДействующее законодательство предусматривает обязательную информацию, которая должна содержаться в жалобе (ст. 7 Закона № 59-ФЗ):

  • Наименование органа контроля (либо ФИО соответствующего должностного лица, либо должность лица);
  • ФИО пациента;
  • Почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения;
  • Суть предложения жалобы;
  • Документы и материалы либо их копии, в случае необходимости в подтверждение доводов;
  • Личная подпись и дата.

В случае, если в жалобе не указаны фамилия пациента или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, жалоба считается анонимной и ответ на жалобу не дается (ст. 11 Закона № 59-ФЗ).

Порядок рассмотрения жалобы органами контроля

Порядок рассмотрения жалобы органами контроляДействия органов контроля по рассмотрению жалоб пациента четко регламентированы действующим законодательством (ст. 8 Закона № 59-ФЗ):

  • Регистрация жалобы в течение 3 дней с момента поступления;
  • Если жалоба не относится к компетенции органа контроля, то данная жалоба в течение 7 дней с момента регистрации направляется в соответствующий государственный орган, о чем извещается пациент;
  • Непосредственное рассмотрение жалобы (запрос документов, проведение проверочных мероприятий, в том числе внеплановых проверок в отношении медицинской организации);
  • Принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов обратившегося пациента;
  • Подготовка и направление пациенту письменного ответа по существу поставленных в жалобе вопросов.

Сроки рассмотрения жалоб

Сроки рассмотрения жалобПоступившая жалоба пациента на действия (бездействия) медицинской организации при оказании медицинских услуг рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации в органе власти.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на 30 дней, о чем уведомляется пациент, направивший жалобу.

Проведение проверки в отношении медицинской организации

Проведение проверки в отношении медицинской организацииВыездная внеплановая проверка медицинской организации на основании жалобы пациента в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) должна проводиться органами контроля только после согласования с прокуратурой.

О проведении внеплановой выездной проверки медицинская организации уведомляется органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. В случае, если основанием для проведении проверки послужило обращение граждан о нарушение прав потребителей или поступление информации о возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, то уведомление медицинской организаций производится менее чем за 24 часа до начала проведения проверки. В случае, если уже причинен вред жизни или здоровью гражданина, то предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Одной из особенностей рассмотрения жалобы на нарушения прав потребителей органами Роспотребнадзора является то, что рассматривается она только в том случае, если потребитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к медицинской организации и такое обращение не было рассмотрено либо требования потребителя не были удовлетворены.

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Меры, применяемые к медицинской организации

Меры, применяемые к медицинской организацииОрганы контроля при выявлении нарушений в ходе проведения проверки на основании жалобы пациента обязаны (ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»):

  • выдать медицинской организации предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
  • принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан;
  • принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности (к административной ответственности в порядке КоАП РФ).

Также орган контроля может обратиться в суд для защиты интересов обратившегося с жалобой пациента.

Особенности рассмотрения жалобы органами прокуратуры

Особенности рассмотрения жалобы органами прокуратурыРассмотрение жалобы пациента органами прокуратуры имеет особенности, которые установлены Законом о прокуратуре и Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (далее - Инструкция).

По общему правилу, как сказано выше, обращения граждан разрешаются в течение 30 дней с даты их регистрации. Однако если факты, изложенные в обращении, не требуют дополнительного изучения и проверки, этот срок составляет 15 дней (абз. 1 п. 5.1 Инструкции). Если срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день (абз. 2 п. 5.1 Инструкции).

Меры прокурорского реагирования

Меры прокурорского реагированияСогласно п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор в отношении медицинской организации может принять следующие меры прокурорского реагирования:

  • выдать медицинской организации представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Закона о прокуратуре);
  • вынести в отношении медицинской организации постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре).
  • выдать медицинской организации предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
4 990 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
9 990 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
1 990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!
Задать вопрос