vk target
 
logo
11 июля 2022

Санкции для пациента при пропуске приемов врача или отказа от лечения

logo
Автор:
  • 1379
  • 0
пропуск приема отказ от лечения неустойка задаток
Санкции для пациента при пропуске приемов врача или отказа от лечения

Нередко пациент не приходит на запланированный прием или просит перенести его, предупреждая об этом слишком поздно, а иногда и вовсе хочет отказаться от лечения. В связи с этим медицинские организации пытаются финансово обезопасить себя, включая в договор об оказании платных медицинских услуг положения о задатке, предоплате или «штрафах» для пациентов. Насколько такие приемы правомерны в ситуации пропуска приема врача или отказа от лечения и как разрубить этот гордиев узел, рассмотрим в статье.

Я ждала тебя, так ждала…

Часто у клиник возникает вопрос: что делать, если пациент не приходит на запланированный прием и не предупреждает об этом? Как быть, если срок действия договора закончился, а план лечения не удалось реализовать по вине пациента: он не выполнил необходимые исследования, не сдал анализы, не посетил смежного специалиста, консультация которого была необходима для дальнейшего лечения? Неужели никак нельзя «наказать» пациента?

Отвечаем: можно, но осторожно…

У пациента есть не только права, но и обязанности. Одной из них по договору платных медицинских услуг (далее – договор ПМУ) может быть предупреждение о любых обстоятельствах, мешающих реализовать услугу, в том числе заблаговременно сообщить клинике о невозможности прийти на прием за определенное количество часов.

Кроме того, согласно ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе … правила поведения пациента в медицинских организациях. Типовых правил внутреннего распорядка (далее – ПВР) для пациентов на сегодняшний день нет. В связи с этим будет нелишним помимо договоров с пациентами разработать собственные ПВР и включить в них условия об обязательном информировании клиники пациентом, когда он не сможет прийти на прием.

Данные условия являются обязательствами пациента, и он должен их исполнять. В случае их нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) медорганизация вправе применить такие «меры защиты», как задаток или неустойка. Их объединяет обязательная письменная форма. А о различиях этих конструкций поговорим далее.

Задаток (ст. 380 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ) – простым языком, это гарантия того, что сторона по договору согласна с его условиями и исполнит свои обязательства. В доказательство этого пациент платит определенную денежную сумму. Если пациент не выполнит свои обязанности (например, не предупредит о неявке на прием), клиника может оставить эту сумму себе. Дополнительно отметим, что в договоре понятие «задаток» должно быть расшифровано, так как в противном случае сумма учитывается как аванс и подлежит возврату.

Довольно часто задаток путают с авансом, залогом и обеспечительным платежом. Однако нельзя ставить между ними знак равенства, так как они имеют характерные различия.

Задаток Аванс
Остается у получателя в случае неисполнения договора плательщиком задатка. Если же виноват получатель – задаток возвращается плательщику в двойном размере (п. 2 ст. 381 ГК РФ) Получатель не вправе присвоить его. Если аванс подлежит возврату, то он возвращается в исходном размере (п. 3 ст. 487 ГК РФ)
Может быть внесен только деньгами (п. 1 ст. 380 ГК РФ) Получатель не вправе присвоить его. Если аванс подлежит возврату, то он возвращается в исходном размере (п. 3 ст. 487 ГК РФ)
Задаток Обеспечительный платеж
Защищает интересы обеих сторон договора, так как при неисполнении договора получателем задаток возвращается в двойном размере плательщику (п. 2 ст. 381 ГК РФ) Защищает только его получателя, так как обеспечительный платеж можно вернуть (если он подлежит возврату) лишь в изначальном размере (п. 2 ст. 381.1 ГК РФ)
Уплачивает плательщик по договору (п. 1 ст. 380 ГК РФ) Может вносить любая сторона (п. 1 ст. 381.1 ГК РФ)
Задаток Залог
Защищает обе стороны (п. 2 ст. 381 ГК РФ) Защищает только залогодержателя, так как он может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (п. 1 ст. 334 ГК РФ)
Вносится только деньгами (п. 1 ст. 380 ГК РФ) В качестве залога может быть внесено разное имущество, в том числе недвижимое (п. 1 ст. 336 ГК РФ)

Неустойка (ст. 330 ГК РФ), в отличие от задатка, выплачивается уже после нарушения обязательства (пациент не предупредил, не пришел, и время приема прошло). К тому же она защищает только ту сторону, которая может ее требовать, т. е. в контексте нашего вопроса – клинику.

Так в какой ситуации можно применить механизм задатка и неустойки?

По нашему мнению, оба обеспечительных механизма допустимо применить только в экстренном случае, когда пациент систематически (неоднократно) без предупреждения осуществляет пропуск приема либо постоянно, систематически переносит приемы. Однако для запуска задатка и неустойки необходимо описать нарушения и возможные механизмы воздействия в договоре об оказании медицинских услуг и правилах внутреннего распорядка. Правила внутреннего распорядка обязательно разместить на информационном стенде клиники.

В договоре необходимо обязательно указать, что от потребителя принимается задаток. В противном случае сумма, принимаемая от пациента, будет учитываться как аванс и подлежит возврату в случае неоказания услуги.

В любом случае позиция довольно рискованна, так как суды могут встать на сторону пациента (потребителя) как наименее защищенную сторону договора. Это следует из Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП), который не предусматривает никаких санкций для потребителя в случае несоблюдения договора ПМУ.

Регулятор в начале мая 2022 года внес изменения в ЗоЗПП, тем самым дополнительно защитил потребителей. Об этих изменениях мы подробно писали здесь. К недопустимым условиям отнесли и иные условия, установленные законодательством о защите прав потребителей. Поскольку положений о возможности применения задатка и неустойки по отношению к пациенту нет, то не исключено, что надзорные органы или суды на практике посчитают такие условия договора незаконными.

На нет и суда нет: отказ пациента от лечения

Совсем по-другому обстоят дела, когда пациент отказывается от лечения (услуги) в целом. В законодательстве РФ нет нормы, обязывающей потребителя воспользоваться услугой. Напротив, регулятор наделяет его правом отказаться от услуги в любой момент исходя из ст. 782 ГК РФ и ст. 32 ЗоЗПП.

Однако есть обязательное условие такого отказа – оплата исполнителю (клинике) фактически понесенных им расходов (далее – ФПЗ). Например, если медицинская организация в рамках договора ПМУ закупила лекарства или заказала брекет-систему по индивидуальным слепкам, то она в случае отказа заказчика от услуги вправе рассчитывать на возмещение ФПЗ. Подробнее о порядке возмещения пациентом расходов клинике при отказе от договора читайте в нашем материале.

Однако необходимо помнить о том, что ФПЗ и задаток/неустойка – совершенно разные «вещи» и подменять одно другим нельзя. Задаток/неустойка применимы только в случае неисполнения стороной своих обязательств по договору, а ФПЗ возмещаются при реализации права на отказ от услуги (договора).

Этот вывод подтверждает и судебная практика. Так, Краснодарский краевой суд указал, что включение в договор условия об удержании суммы задатка с потребителя при отказе от договора противоречит действующему законодательству, ухудшает положение потребителя и ущемляет его права в соответствии со ст. 16 ЗоЗПП (апелляционное определение от 22.02.2018 по делу №33-2175/2018).

Аналогичную судебную практику по платным медицинским услугам мы не нашли, однако к договорам ПМУ применяются те же нормы (ст. 782 ГК РФ и ст. 32 ЗоЗПП). При их нарушении медорганизации будет грозить административный штраф в размере от 10 до 20 тыс. рублей (п. 2 ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Свет в конце туннеля

Однако некоторые способы защиты для клиники все-таки есть:

  1. Установить цену за разовую услугу в договоре ПМУ или ПВР. Так, при расторжении договора, предусматривающего оказание комплекса услуг, можно будет удерживать стоимость оказанных услуг исходя из прейскуранта. Как правило, заключая договор, в котором предусмотрен комплекс услуг (или абонемент на них), цена за каждую услугу значительно ниже стоимости разовой услуги. Поэтому если в договоре ПМУ установить условие, что при расторжении договора расчет стоимости услуг производится исходя из прейскуранта на разовые услуги, то клиника в итоге пострадает меньше. Суды в этом случае тоже не видят нарушения (например, определение Московского городского суда от 05.11.2019 по делу №4г-13769/2019).
  2. В случае заключения договора ПМУ при неявке пациента после истечения срока действия договора клиника не обязана возвращать уплаченные денежные средства, поскольку услуги не оказывались из-за неявки пациента, а не из-за отказа клиники их предоставить. При рассмотрении одного из дел Верховный Суд отметил, что по истечении указанной в договоре ПМУ даты прекращения договора обязательства сторон считаются исполненными, а договор – прекратившим действие независимо от объема полученных услуг (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.02.2021 №49-КГ20-27-К6).
Медицинским организациям следует быть очень внимательными и не включать в договор пункты о том, что обязательства сторон продолжаются после истечения срока действия договора. В этом случае деньги придется возвращать, о чем также напомнил в своем решении Верховный Суд РФ.

Таким образом, на практике может возникнуть две ситуации: 1) пропуск пациентом приема врача и 2) его отказ от лечения. В первом случае штрафные санкции в виде задатка или неустойки допустимы, если они установлены за данные нарушения условиями договора между клиникой и пациентом, Правилами внутреннего распорядка клиники (или иным локальным актом). Во втором – нельзя никоим образом «наказать» пациента, так как отказаться от лечения (в данном случае от медицинской услуги) – это его право.

Но все же существуют лайфхаки для медорганизаций, чтобы финансово себя обезопасить:

  1. установить условие в договоре, что при его расторжении расчет стоимости осуществляется исходя из прейскуранта на разовые услуги;
  2. удержать денежные средства после истечения срока действия договора (при учете того, что услуги не оказывались из-за неявки пациента).
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
4 990 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
9 990 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
1 990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!
Задать вопрос