
Нередко пациент не приходит на запланированный прием или просит перенести его, предупреждая об этом слишком поздно, а иногда и вовсе хочет отказаться от лечения. В связи с этим медицинские организации пытаются финансово обезопасить себя, включая в договор об оказании платных медицинских услуг положения о задатке, предоплате или «штрафах» для пациентов. Насколько такие приемы правомерны в ситуации пропуска приема врача или отказа от лечения и как разрубить этот гордиев узел, рассмотрим в статье.
Я ждала тебя, так ждала…
Часто у клиник возникает вопрос: что делать, если пациент не приходит на запланированный прием и не предупреждает об этом? Как быть, если срок действия договора закончился, а план лечения не удалось реализовать по вине пациента: он не выполнил необходимые исследования, не сдал анализы, не посетил смежного специалиста, консультация которого была необходима для дальнейшего лечения? Неужели никак нельзя «наказать» пациента?
Отвечаем: можно, но осторожно…
У пациента есть не только права, но и обязанности. Одной из них по договору платных медицинских услуг (далее – договор ПМУ) может быть предупреждение о любых обстоятельствах, мешающих реализовать услугу, в том числе заблаговременно сообщить клинике о невозможности прийти на прием за определенное количество часов.
Кроме того, согласно ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе … правила поведения пациента в медицинских организациях. Типовых правил внутреннего распорядка (далее – ПВР) для пациентов на сегодняшний день нет. В связи с этим будет нелишним помимо договоров с пациентами разработать собственные ПВР и включить в них условия об обязательном информировании клиники пациентом, когда он не сможет прийти на прием.
Данные условия являются обязательствами пациента, и он должен их исполнять. В случае их нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) медорганизация вправе применить такие «меры защиты», как задаток или неустойка. Их объединяет обязательная письменная форма. А о различиях этих конструкций поговорим далее.
Задаток (ст. 380 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ) – простым языком, это гарантия того, что сторона по договору согласна с его условиями и исполнит свои обязательства. В доказательство этого пациент платит определенную денежную сумму. Если пациент не выполнит свои обязанности (например, не предупредит о неявке на прием), клиника может оставить эту сумму себе. Дополнительно отметим, что в договоре понятие «задаток» должно быть расшифровано, так как в противном случае сумма учитывается как аванс и подлежит возврату.
Довольно часто задаток путают с авансом, залогом и обеспечительным платежом. Однако нельзя ставить между ними знак равенства, так как они имеют характерные различия.
Задаток | Аванс |
---|---|
Остается у получателя в случае неисполнения договора плательщиком задатка. Если же виноват получатель – задаток возвращается плательщику в двойном размере (п. 2 ст. 381 ГК РФ) | Получатель не вправе присвоить его. Если аванс подлежит возврату, то он возвращается в исходном размере (п. 3 ст. 487 ГК РФ) |
Может быть внесен только деньгами (п. 1 ст. 380 ГК РФ) | Получатель не вправе присвоить его. Если аванс подлежит возврату, то он возвращается в исходном размере (п. 3 ст. 487 ГК РФ) |
Задаток | Обеспечительный платеж |
Защищает интересы обеих сторон договора, так как при неисполнении договора получателем задаток возвращается в двойном размере плательщику (п. 2 ст. 381 ГК РФ) | Защищает только его получателя, так как обеспечительный платеж можно вернуть (если он подлежит возврату) лишь в изначальном размере (п. 2 ст. 381.1 ГК РФ) |
Уплачивает плательщик по договору (п. 1 ст. 380 ГК РФ) | Может вносить любая сторона (п. 1 ст. 381.1 ГК РФ) |
Задаток | Залог |
Защищает обе стороны (п. 2 ст. 381 ГК РФ) | Защищает только залогодержателя, так как он может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (п. 1 ст. 334 ГК РФ) |
Вносится только деньгами (п. 1 ст. 380 ГК РФ) | В качестве залога может быть внесено разное имущество, в том числе недвижимое (п. 1 ст. 336 ГК РФ) |
Неустойка (ст. 330 ГК РФ), в отличие от задатка, выплачивается уже после нарушения обязательства (пациент не предупредил, не пришел, и время приема прошло). К тому же она защищает только ту сторону, которая может ее требовать, т. е. в контексте нашего вопроса – клинику.
Так в какой ситуации можно применить механизм задатка и неустойки?
По нашему мнению, оба обеспечительных механизма допустимо применить только в экстренном случае, когда пациент систематически (неоднократно) без предупреждения осуществляет пропуск приема либо постоянно, систематически переносит приемы. Однако для запуска задатка и неустойки необходимо описать нарушения и возможные механизмы воздействия в договоре об оказании медицинских услуг и правилах внутреннего распорядка. Правила внутреннего распорядка обязательно разместить на информационном стенде клиники.
В любом случае позиция довольно рискованна, так как суды могут встать на сторону пациента (потребителя) как наименее защищенную сторону договора. Это следует из Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП), который не предусматривает никаких санкций для потребителя в случае несоблюдения договора ПМУ.
На нет и суда нет: отказ пациента от лечения
Совсем по-другому обстоят дела, когда пациент отказывается от лечения (услуги) в целом. В законодательстве РФ нет нормы, обязывающей потребителя воспользоваться услугой. Напротив, регулятор наделяет его правом отказаться от услуги в любой момент исходя из ст. 782 ГК РФ и ст. 32 ЗоЗПП.
Однако есть обязательное условие такого отказа – оплата исполнителю (клинике) фактически понесенных им расходов (далее – ФПЗ). Например, если медицинская организация в рамках договора ПМУ закупила лекарства или заказала брекет-систему по индивидуальным слепкам, то она в случае отказа заказчика от услуги вправе рассчитывать на возмещение ФПЗ. Подробнее о порядке возмещения пациентом расходов клинике при отказе от договора читайте в нашем материале.
Однако необходимо помнить о том, что ФПЗ и задаток/неустойка – совершенно разные «вещи» и подменять одно другим нельзя. Задаток/неустойка применимы только в случае неисполнения стороной своих обязательств по договору, а ФПЗ возмещаются при реализации права на отказ от услуги (договора).
Этот вывод подтверждает и судебная практика. Так, Краснодарский краевой суд указал, что включение в договор условия об удержании суммы задатка с потребителя при отказе от договора противоречит действующему законодательству, ухудшает положение потребителя и ущемляет его права в соответствии со ст. 16 ЗоЗПП (апелляционное определение от 22.02.2018 по делу №33-2175/2018).
Аналогичную судебную практику по платным медицинским услугам мы не нашли, однако к договорам ПМУ применяются те же нормы (ст. 782 ГК РФ и ст. 32 ЗоЗПП). При их нарушении медорганизации будет грозить административный штраф в размере от 10 до 20 тыс. рублей (п. 2 ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Свет в конце туннеля
Однако некоторые способы защиты для клиники все-таки есть:
- Установить цену за разовую услугу в договоре ПМУ или ПВР. Так, при расторжении договора, предусматривающего оказание комплекса услуг, можно будет удерживать стоимость оказанных услуг исходя из прейскуранта. Как правило, заключая договор, в котором предусмотрен комплекс услуг (или абонемент на них), цена за каждую услугу значительно ниже стоимости разовой услуги. Поэтому если в договоре ПМУ установить условие, что при расторжении договора расчет стоимости услуг производится исходя из прейскуранта на разовые услуги, то клиника в итоге пострадает меньше. Суды в этом случае тоже не видят нарушения (например, определение Московского городского суда от 05.11.2019 по делу №4г-13769/2019).
- В случае заключения договора ПМУ при неявке пациента после истечения срока действия договора клиника не обязана возвращать уплаченные денежные средства, поскольку услуги не оказывались из-за неявки пациента, а не из-за отказа клиники их предоставить. При рассмотрении одного из дел Верховный Суд отметил, что по истечении указанной в договоре ПМУ даты прекращения договора обязательства сторон считаются исполненными, а договор – прекратившим действие независимо от объема полученных услуг (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.02.2021 №49-КГ20-27-К6).
Таким образом, на практике может возникнуть две ситуации: 1) пропуск пациентом приема врача и 2) его отказ от лечения. В первом случае штрафные санкции в виде задатка или неустойки допустимы, если они установлены за данные нарушения условиями договора между клиникой и пациентом, Правилами внутреннего распорядка клиники (или иным локальным актом). Во втором – нельзя никоим образом «наказать» пациента, так как отказаться от лечения (в данном случае от медицинской услуги) – это его право.
Но все же существуют лайфхаки для медорганизаций, чтобы финансово себя обезопасить:
- установить условие в договоре, что при его расторжении расчет стоимости осуществляется исходя из прейскуранта на разовые услуги;
- удержать денежные средства после истечения срока действия договора (при учете того, что услуги не оказывались из-за неявки пациента).
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения