vk target
 
logo
13 апреля 2022

Осенью болеть дороже: как меняются правила ПМУ

logo
Автор:
  • 900
  • 0
проект платных медуслуг письменное согласие потребителя дистанционный договор на платные медуслуги
Осенью болеть дороже: как меняются правила ПМУ

В марте был опубликован проект новых правил оказания платных медицинских услуг. Он сохранил большую часть положений ныне действующего постановления Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 (далее – Правила №1006). Неизменными остались: условия предоставления платных медуслуг, положения о предоставлении необходимой информации пациенту и заказчику, порядок заключения договора и его условия, ответственность медицинской организации. Вместе с тем предлагается обновить порядок оказания платных медуслуг участниками территориальных программ госгарантий: когда выделенные объемы медпомощи будут исчерпаны, медорганизация сможет оказывать платные услуги без ограничений. Это фактически означает легализацию софинансирования оказания медпомощи населением. Проект предусматривает также новые положения о дистанционном договоре, об увеличении объема информации, предоставляемой потребителям. Предлагаются и иные поправки. Обо всем подробнее далее.

Новые правила игры для участников программ госгарантий

Медицинские организации – участники федеральной и территориальных программ госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – участник программ госгарантий) – вправе предоставлять платные медицинские услуги, как и прежде. Однако изменится порядок их оказания.

Предполагается, что пока участник программы госгарантий не исчерпал выделенные объемы по профилю медицинской помощи, он может оказывать платные медицинские услуги только по нему и в следующих случаях.

Более того, необходимо письменное согласие потребителя (а не просто выражение его желания, как предусмотрено Правилами №1006).

К таким случаям относятся:

  1. Оказание платной медпомощи на иных условиях, чем предусмотрено федеральной и территориальной программами госгарантий при условии:
    • если применяется лекарственный препарат, не входящий в известный перечень ЖНВЛП, и если его назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости;
    • если данные препараты не закупаются за счет бюджетных ассигнований;
    • в случае применения медизделий, лечебного питания, если они не закупаются за счет бюджетов и не подлежат оплате в рамках программ госгарантий;
    • по установлению индивидуального поста медицинского наблюдения в стационарных условиях при отсутствии медицинских показаний к его установлению (по Правилам №1006 такие услуги оказываются платно без ограничений к показаниям).
  2. Оказание платных анонимных услуг (без указания в договоре персональных данных частично или полностью).
  3. Оказание услуг гражданам иностранных государств или лицам без гражданства. Условие о платности не действует, если они застрахованы по ОМС. Также платные услуги могут оказываться гражданам России, которые не проживают постоянно на ее территории и не застрахованы по ОМС. Если международными договорами предусмотрено иное или таким лицам оказывается скорая медицинская помощь в экстренной форме, то условие о платности предложено исключить.
  4. Оказание услуг при самостоятельном обращении потребителя в случае, если он не прикреплен к данной медорганизации или не имеет направления на оказание медпомощи. Исключение: потребителю оказывается бесплатно скорая или экстренная медицинская помощь.

В случае если объем профильной медицинской помощи исчерпан, медицинская организация может оказывать платные медуслуги без соблюдения указанных условий. Действующие Правила №1006 не содержат такого положения для участника территориальной программы, поэтому сейчас платная медпомощь оказывается только при определенных условиях.

По замыслу регулятора, предлагаемые изменения поспособствуют разделению потоков пациентов, обратившихся за медицинской помощью по ОМС, и пациентов, желающих получить помощь на платной основе.

Однако некоторые эксперты полагают, что нововведения станут проблемой для госклиник. Объемы оказания медпомощи у некоторых из них заканчиваются осенью, а это значит, что с осени и до конца года медорганизация будет вправе оказывать помощь только в платном формате. Не думаем, что это будет способствовать соблюдению гарантий бесплатного оказания медпомощи.

Полагаем, что проект вновь поднял острую правовую проблему о том, кто заплатит за необходимую медпомощь, полученную пациентом сверх выделенных объемов. Сейчас медорганизация не может отказать пациенту в оказании помощи вне зависимости от того, имеются ли у нее установленные объемы или нет. По проекту она получит возможность предлагать платные медицинские услуги при исчерпании ею объемов бесплатной медпомощи.

Вместо того чтобы урегулировать распределение объемов между медорганизациями и положить начало дифференцированной системе страхования, Минздрав (разработчик проекта) фактически предлагает легализовать модель софинансирования населением оказания медицинской помощи. Принятие подобного постановления приведет к росту социальной напряженности из-за того, что государство решило переложить оплату бесплатных услуг на плечи и так не самого счастливого пациента.

Больше информации для пациента: об исполнителе и платных услугах

Проект предлагает расширить перечень обязательной информации, доводимой до сведения потребителей. Она должна размещаться на информационных стендах (стойках) и на сайте медицинских организаций.

В частности, предлагается дополнительно доводить до пациентов:

  • Предельные сроки ожидания оказания бесплатной медпомощи в соответствии с программами госгарантий.
  • Стандарты медпомощи (при наличии) и клинические рекомендации, на основании которых оказываются медуслуги. При этом предложено указать ссылки на стандарты медпомощи на сайте Минздрава России и на информационных стендах. Что касается клинических рекомендаций, то как их нужно доводить до пациентов, исполнителю остается только гадать.
  • Требования, которые должны обеспечивать безопасность оказания услуги (однако неясно, что под ними следует подразумевать).
  • Сроки оказания платных медуслуг.
  • Образцы договоров об их оказании.
  • Сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медуслуг, об уровне их профессионального образования и квалификации (сейчас эта информация предоставляется только по требованию потребителя).
  • Перечень категорий потребителей, имеющих право на льготы при оказании платных медуслуг, а также перечень самих льгот в соответствии с федеральным законодательством.

Кроме того, медицинская организация будет обязана доводить до потребителей информацию о дате и времени приостановления деятельности в случае ремонта, проведения санитарных и иных работ.

Информация на сайте клиники и информационных стендах должна быть предоставлена по требованию потребителя (заказчика) письменно или путем направления ее на электронную почту (п. 16 проекта). При этом позволяется установить плату за ее подготовку и предоставление в письменной форме. Согласно действующим Правилам №1006 по требованию потребителя предоставляются копии учредительного документа медорганизации и лицензии на осуществление меддеятельности. Условий о платности их выдачи нет.

Также предлагается при заключении договора обязательно предоставлять пациенту в доступной форме информацию о порядке и стандартах оказания медпомощи, о возможности отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем стандарт медпомощи, информацию о медработнике, другие сведения, относящиеся к предмету договора. По Правилам №1006 предоставляется только часть этих сведений и только по требованию потребителя (заказчика).

Полагаем, что многие нормы проекта о предоставлении информации чересчур излишни, загружают медицинскую организацию дополнительными обязанностями и не способствуют действительному оказанию качественной медицинской помощи. К примеру, вызывает удивление ознакомление пациента с клиническими рекомендациями. Они предназначены исключительно для медицинских работников, и потребитель, не обладающий специальными познаниями, может неверно их истолковать.

Более того, законом уже предусмотрен механизм доведения до пациента информации о его здоровье и медицинских вмешательствах (ст. 20 федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ). Также этой нормой предусмотрено оказание медпомощи на основе информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Оно предполагает, что пациенту дается вся необходимая информация: о методах, риске, альтернативных вариантах лечения и пр. Неясным является также обязанность предоставлять информацию о сроках оказания медуслуг. Во-первых, срок и так должен содержаться в договоре оказания услуг. Во-вторых, в некоторых ситуациях невозможно установить не только конкретный срок лечения, но и приблизительный (например, при сложной, высокотехнологичной медицинской помощи с многоступенчатой процедурой лечения и перерывами между ее этапами, срок которых будет зависеть от процесса заживления ран, восстановления организма пациента, что обусловлено физико-анатомическими особенностями отдельного человека).

Раздел печальный: сверхзащита потребителей и бесправность медорганизаций

В своих публикациях мы уже не раз писали, что законодательство содержит только обязанности медицинской организации (исполнителя) по отношению к пациенту (потребителю). Однако ни одним актом не установлено, что пациент как минимум должен способствовать надлежащему исполнению договора медорганизацией (например, для качественного оказания услуг предоставлять информацию о перенесенных заболеваниях, аллергических реакциях и т. п.). Проект новых правил оказания платных медуслуг по-прежнему не устанавливает подобных положений.

Более того, проектом исключен п. 15 действующих Правил №1006: до заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение его указаний (рекомендаций), в том числе назначенного режима лечения, может снизить качество предоставляемой платной медуслуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Позиции потребителя дополнительно укрепляются установлением запрета включать в договор положения об ограничении ответственности исполнителя за результат лечения при выполнении потребителем условий договора об оказании медпомощи (п. 21 проекта).

Жалобы потребителей: порядок и сроки

На исполнителя предлагается возложить обязанность доводить до потребителя информацию о форме и способах направления обращений (жалоб), а также сообщать почтовый или электронный адрес, куда они могут быть отправлены. Также дублируются нормы о сроках ответа на требования потребителя, заявленные в рамках закона о защите прав потребителей (10 дней). При поступлении иного обращения потребителя срок ответа – 30 дней (согласно федеральному закону от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

Нововведения по договору оказания платных медуслуг

В договор предлагается дополнительно включить сведения о документах, удостоверяющих личности потребителя и его законного представителя. Остальные сведения остаются прежними.

Также предлагается включить в договор положение, согласно которому медицинская организация по завершении исполнения договора выдает пациенту меддокументы (их копии) (выписки, сведения о результатах обследования и пр.). Данное нововведение считаем обоснованным, поскольку потребитель не может принять оказанные медуслуги по акту в силу отсутствия специальных познаний. В этом случае выписки или копии из медицинских документов как раз подтверждают оказание услуг. В настоящее время Правилами №1006 закреплена обязанность выдачи таких документов, однако нет обязанности исполнителя закреплять данное положение в договоре оказания платных медуслуг.

Текст договора должен быть напечатан шрифтом, размер (кегль) которого составляет не менее 14 пунктов.

Вводится срок хранения договора – не менее 5 лет.

Заключение дистанционного договора на платные медуслуги

Впервые проект предусматривает возможность заключения договора об оказании платных медуслуг с помощью сети «Интернет» (дистанционный договор). Перед его заключением потребитель должен иметь возможность ознакомиться с описанием медуслуг и информацией, которая размещается на сайте медорганизации.

К ней относится:

  • наименование (фирменное наименование) медорганизации или ф. и. о. индивидуального предпринимателя;
  • информация о государственной регистрации медорганизации;
  • режим работы;
  • ИНН;
  • информация об оказываемой услуге (ст. 10 закона о защите прав потребителей);
  • способы оплаты услуг;
  • сведения о лицензии на меддеятельность;
  • адрес электронной почты и адрес, по которому принимаются претензии потребителей;
  • телефоны исполнителя.

Установлен порядок заключения и исполнения дистанционного договора: в частности, предусматривается идентификация пациента, которая может осуществляться с помощью ЕСИА, если ее необходимость предусмотрена законом.

Отказ потребителя от исполнения дистанционного договора может быть совершен тем же способом, который использовался при его заключении.

Напоследок

Проект предусматривает и иные изменения.

Кроме того, он разграничивает полномочия Росздравнадзора и Роспотребнадзора.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!
Задать вопрос