vk target
 
logo
16 мая 2022

Как отказать пациенту, или Об отказе в заключении договора и о его расторжении

logo
Автор:
  • 1982
  • 0
медицинская организация отказ от договора расторжение договора
Как отказать пациенту, или Об отказе в заключении договора и о его расторжении

Бывает, что пациенты в клинике ведут себя неадекватно: вместо сотрудничества с врачами хамят им и персоналу, пропускают приемы, не выполняют назначений, зато строчат жалобы и требуют особого отношения. Оказание таким людям медуслуг выливается для медорганизаций в постоянную «головную боль». Часто тревожные звоночки – признаки будущих проблем – видны уже «с порога», и тогда сотрудники клиники ищут способы отказать пациенту в заключении договора. Насколько это законно? Что делать, если договор уже заключен? Рассказываем, можно ли предотвратить или прервать эту кабалу на законных основаниях.

Отказ с порога: почему так нельзя?

Надо начать с того, что договор об оказании платных медицинских услуг (далее – ПМУ) является публичным договором (п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)), что подразумевает обязанность клиники оказывать услуги каждому, кто в нее обратился без права отдавать предпочтение одному пациенту перед другим и без права дифференцировать стоимость услуг. Безусловно, речь идет об оказании медицинских услуг в рамках лицензии клиники. Это значит, что медицинская организация не вправе отказать пациенту в заключении договора при наличии возможности оказать необходимые медицинские услуги.

Под этим подразумевается возможность клиники оказать услугу качественно и безопасно (наличие показаний, отсутствие противопоказаний), а также наличие соответствующих организационно-технических возможностей (лицензия, медицинские работники, оборудование и т. п.). Такие выводы были сделаны Конституционным Судом РФ (КС РФ) еще в далеком 2002 году при рассмотрении дела одной пациентки по поводу отказа ей в заключении договора об оказании медицинских услуг (определение КС РФ от 06.06.2002 №115-О).

«Наша встреча была ошибкой»: как прервать неконструктивные отношения?

Бывают ситуации, когда договор об оказании ПМУ уже заключен, при этом в ходе его исполнения у клиники возникает желание прервать отношения с пациентом.

Существует два механизма прекращения договора:

  • односторонний отказ от исполнения договора (ст. 310, ст. 450.1 и ст. 782 ГК РФ);
  • расторжение договора (ст. 450, ст. 451–453 ГК РФ). Законом предусмотрено расторжение договора по согласию сторон и расторжение договора в судебном порядке.

Оба варианта в итоге приводят к расторжению, т. е. прекращению договора, однако с юридической точки зрения это два разных механизма прекращения договорных отношений: один именуется расторжением договора, а другой – отказом от его исполнения. Процедуры регулируются различными положениями ГК РФ и имеют различные условия.

Отметим, что при расторжении договора любым из способов нельзя в дальнейшем требовать возвращения того, что было исполнено сторонами по обязательствам до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон (ст. 453 ГК РФ). Проще говоря, после прекращения договора пациент не сможет требовать возврата уплаченной по договору суммы, даже если в дальнейшем он решит обратиться с претензией или иском к клинике по поводу качества оказанных услуг или т. п.

Расторжение по взаимному согласию: что нужно учесть?

Если и клиника, и пациент согласны на прекращение договорных обязательств, то стороны могут просто подписать соглашение о расторжении договора (ст. 450 ГК РФ).

В соглашении обязательно нужно указать:
  1. сведения о расторгаемом договоре: его наименование, дату, номер;
  2. наименование и реквизиты сторон, подписавших соглашение;
  3. что договор именно расторгается;
  4. момент, с которого договор считается прекращенным (по общему правилу – с момента заключения соглашения о расторжении договора (п. 3 ст. 453 ГК РФ), но можно согласовать и другой момент прекращения);
  5. состояние обязательств сторон на основании проведенной сверки расчетов;
  6. что стороны не имеют претензий друг к другу на момент подписания соглашения.

Обращаем внимание, что при заключении соглашения о расторжении договора нужно произвести необходимые расчеты: неотработанная предоплата должна быть возвращена пациенту, а вот стоимость фактически оказанных ему услуг, наоборот, не возвращается (ст. 782 ГК РФ). Возмещению пациентом расходов клинике посвящен наш отдельный материал.

Идентичная финансовая ситуация складывается и при одностороннем отказе пациента от договора. По общей норме пациент не может требовать возврата стоимости оказанных услуг. При наличии претензий, например, к качеству услуг он может оформить их юридически, однако оснований для возврата денежных средств в законе не так много – им мы посвятим отдельный материал. В настоящей статье мы рассказываем про желание и возможности клиники прервать отношения с пациентом.

Подытожим, что расторжение договора по взаимному согласию применимо в бесконфликтной ситуации, когда обе стороны согласны и считают рациональным прекратить договорные отношения. Но не стоит забывать при заключении соглашения о необходимости сверки и осуществления расчетов.

Клиника в отказ, пациент тоже: что делать?

Если пациент не готов принять позицию клиники и не хочет прерывать договорные отношения, есть два варианта расторжения: односторонний отказ от исполнения договора и его судебное расторжение.

Закон защищает потребителя как более слабую сторону договорных отношений и дает клинике право на односторонний отказ от договора только в случае, когда обе стороны занимаются предпринимательской деятельностью (абз. 2 п. 2 ст. 310 ГК РФ). В паре «пациент – клиника» последняя, если она оказывает ПМУ, выступает предпринимателем. Поэтому медицинская организация не может отказаться от договора ПМУ в одностороннем порядке, таким правом обладает только пациент. Но из правила есть исключение…

Статья 36 Закона о защите прав потребителей (далее – ЗоЗПП) закрепляет возможность за исполнителем (в нашем случае медорганизацией) отказаться от договора в одностороннем порядке, если потребитель (пациент), несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, не изменит указаний о способе выполнения работы или не устранит зависящие от него обстоятельства, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги.

Связанное с этой статьей положение имеется в постановлении Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее – Правила №1006). Пункт 15 говорит о том, что «несоблюдение указаний медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу, может снизить качество оказываемой услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя». При этом медорганизация обязана уведомить об этом пациента в письменной форме до заключения договора ПМУ.

Проиллюстрируем, как эти нормы могут дать клинике законное право отказаться от договора в одностороннем порядке. Например, лечащий врач заподозрил у пациента кардиопатологию и до назначения основного лечения направил его на ЭКГ и на консультацию к врачу-кардиологу для получения соответствующего заключения о возможности проведения операции. Однако пациент от посещения кардиолога отказывался и настаивал на продолжении лечения без его консультации, несмотря на надлежащее информирование врачом о причинах направления к кардиологу и возможных негативных последствиях лечения без его заключения.

Такое положение дел может квалифицироваться как обстоятельство, влияющее на качество оказываемой услуги, поэтому согласно ст. 36 ЗоЗПП клиника имеет право отказаться от договора ПМУ в одностороннем порядке. Однако отметим, что на практике ситуация неоднозначна. По нашему мнению, положения ст. 36 ЗоЗПП и п. 15 Правил №1006 условно применимы, так как медицинские услуги имеют свою специфику. Отказавшись от их исполнения, клиника может причинить вред пациенту и нарушить его конституционное право на охрану здоровья, о чем сообщил КС РФ в определении от 06.06.2002 №115-О. На наш взгляд, приостановление договора до устранения пациентом создавшегося обстоятельства было бы более корректно и безопасно с юридической точки зрения.

NB! Односторонний отказ от исполнения публичного договора, связанный с нарушением со стороны потребителя, допускается, если право на такой отказ предусмотрено законом для договоров данного вида (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 20 апреля 2021 г. N 78-КГ21-12-К3). Однако ни в Федеральном законе от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ни в Правилах №1006 такого права нет, что в очередной раз сковывает медорганизации в вопросе одностороннего отказа от договора.

Таким образом, разовое нарушение пациентом предписаний врача не является основанием для одностороннего отказа медорганизации от договора ПМУ. Систематическое же неисполнение врачебных рекомендаций и условий договора в теории дает медорганизации такое право, однако стоит понимать, что отказ может быть обжалован в суде – и с большой вероятностью успешно, если будет доказано, что у клиники была возможность оказывать услуги.

Ход врачом: возможно, это решение

Врачу, в отличие от медицинской организации, куда проще отказаться от лечения пациента без согласия последнего. Согласно ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач имеет право отказаться от оказания медпомощи при соблюдении двух условий:

  1. отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих;
  2. отказ согласован с руководством клиники (исключение составляет отказ лечащего врача от проведения искусственного прерывания беременности, который не требует согласования руководства).

В случае отказа врача от лечения пациента клиника должна организовать замену. Однако действующее законодательство не регламентирует процедуру замены лечащего врача, не устанавливает критерии принятия или непринятия отказа руководителем и не дает ответа на вопрос, как поступать при отсутствии в клинике иных профильных специалистов.

Резюмируем. Односторонний отказ клиники от договора ПМУ скорее запрещен, чем разрешен, а отказ лечащего врача от пациента скорее разрешен, чем запрещен. Однако оба не в полной мере регламентированы законодателем, что следует учитывать при разработке локальных нормативно-правовых актов клиники.

Дойти до суда: как и на каких основаниях?

При несогласии пациента с расторжением договора медорганизация может потребовать этого в суде. Но перед подачей искового заявления нужно выполнить два важных условия:

а) обязательно направить другой стороне досудебное предложение о расторжении договора. Если она отказалась прекращать договорные отношения либо не дала ответ в установленный законом или договором срок, то только тогда следует обратиться в суд (п. 2 ст. 452 ГК РФ);

б) иметь основание для расторжения договора в судебном порядке, а именно:

  1. существенное нарушение договора другой стороной (п. 2 ст. 450 ГК РФ);
    Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (например, пациент систематически пропускает приемы, не соблюдает предписаний врача и не оплачивает лечение).
  2. существенное изменение обстоятельств (п. 1 ст. 451 ГК РФ).
    Речь идет о ситуациях, когда обстоятельства изменились настолько, что если бы стороны могли это предвидеть, то они не заключили бы договор (например, аннулирование лицензии в части тех или иных услуг по решению суда).

Таким образом, вариант прекращения договорных отношений в судебном порядке возможен только в том случае, когда стороной нарушены существенные условия договора или же произошли независящие от сторон изменения, которые невозможно было предвидеть. Но перед обращением в суд необходимо направить пациенту письменное предложение о расторжении договора (см. выше).

Давайте жить дружно

Подводим итоги.

В целом медицинская организация не может отказать пациенту в заключении договора об оказании ПМУ и оказании услуг. Исключение составляет ситуация, когда у клиники нет реальной возможности оказать медицинские услуги, т. е. отсутствует лицензия, квалифицированные специалисты, техническое оборудование и т. д.

Также в силу специфики медуслуг недопустим и односторонний отказ клиники от уже заключенного договора ПМУ: таким правом обладает только пациент как более слабая сторона. При наличии не устраняемых со стороны пациента обстоятельств, влияющих на качество медицинских услуг (например, пациент не получает необходимое для продолжения лечения заключение смежного специалиста), клиника теоретически имеет право отказаться от договора. Однако, по нашему мнению, данное право носит скорее теоретический характер и клинике следует скорее применять приостановку договора. Но и отказ, и приостановка могут быть успешно обжалованы в суде, если будет доказано, что у клиники имелась возможность качественно и безопасно оказать услуги.

Лечащий врач имеет право отказаться от наблюдения и лечения конкретного пациента, притом даже без объяснения причин, однако клиника обязана организовать замену профильного специалиста.

Таким образом, клиника вправе прекратить договорные отношения с пациентом только двумя доступными способами: путем заключения соглашения о расторжении договора по обоюдному согласию сторон или путем обращения в суд, предварительно направив досудебное предложение о расторжении договора и не получив согласия или ответа со стороны пациента.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!
Задать вопрос