Право и обязанность пациентов иметь представителей
15 марта 2017
Право и обязанность пациентов иметь представителей
Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»
9123
В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323 — ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрена возможность для пациента реализовывать свои права, как через законного представителя, так и через представителя по доверенности (добровольное представительство). Институт представительства регулируется главой 10 части первой Гражданского кодекса РФ.
Третьи лица могут участвовать во взаимоотношениях пациента с клиникой при осуществлении двух основных категорий его прав: имущественных и неимущественных.
При этом, для каждой из указанных категорий предусмотрен особый объем дееспособности гражданина и, соответственно, различается степень участия его представителей в реализации и защите этих прав.
Представительство при реализации имущественных прав
Об имущественных правах пациента можно говорить прежде всего в контексте договора на оказание платных медицинских услуг. Как гражданско-правовая сделка, она может быть заключена с помощью институтов добровольного и законного представительства.
Согласно п. 2 Постановления № 1006 сторонами по такому договору являются (иначе это можно назвать субъектным составом сделки):
«потребитель» — физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
«заказчик» — физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;
Юридические заключения по самым актуальным и проблемным вопросам здравоохранения, подробный разбор конкретных правовых ситуаций, анализ проектов нормативных актов
Структура медицинской помощи, правила и порядки оказания медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз и медосмотров, трансплантация, донорство, контроль качества медпомощи и многое другое
Порядок и нюансы обращения медицинских изделий, а также лекарственных средств всех классификационных групп (простые и ПКУ, комбинированные, сильнодействующие, НС и ПВ)
Открытие и эксплуатация медицинской организации, критерии размещения, санитарно-противоэпидемические мероприятия в сфере здравоохранения, санитарные требования и нормы, получение разрешительной документации