Все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие медицинские организации должны быть оборудованы водопроводом, канализацией и централизованным горячим водоснабжением, требования к которым будут описаны ниже.

Требования к водоснабжению лечебно-профилактической организации
На случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения для вновь строящихся и реконструируемых лечебно-профилактических организаций (далее — ЛПО) должно быть предусмотрено централизованное резервное горячее водоснабжение, а для существующих учреждений в качестве резервного источника могут быть установлены водонагревательные устройства. С соблюдением установленных правил ЛПО вправе использовать собственный источник водоснабжения при наличии у него санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник.
Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в точках разбора детских и психиатрических палат, душевых, санузлов для пациентов не должна превышать 37 °C. В палатах, шлюзах при палатах умывальники устанавливаются в соответствии с заданием на проектирование.
Если помещение требует соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала (например, предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер (в строящихся и проектируемых ЛПО) и другие), их следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков.
Такие же краны и дозаторы устанавливаются в инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических, гнойных, ожоговых, гематологических отделениях, клинико-диагностических и бактериологических лабораториях, а также в санпропускниках, в шлюзах-боксах, полубоксах и санузлах для персонала.
В кабинетах, где проводится обработка инструментов, следует предусматривать отдельную раковину для мытья рук или двугнездную раковину (мойку). Данное требование особенно актуально для небольших медицинских организаций, не имеющих отдельно выделенной ЦСО, и размещающих стерилизационное оборудование непосредственно в кабинетах врачей (при условии, что это допустимо санитарными правилами. Например, в стоматологических клиниках это допустимо при наличии не более 3 стоматологических кресел).
Некоторые дополнительные требования к организации водоснабжения в ЛПО
В палатах новорожденных устанавливаются раковины с широкой чашей и с высокими смесителями.

Санузлы обеспечиваются туалетной бумагой, средствами для мытья рук. Санитарные комнаты палатных отделений должны быть оборудованы устройствами для обработки и сушки суден, клеенок.
Для удобства пациентов в санитарных узлах при палатах конструкция душевых кабин может предусматривать слив без установки душевых поддонов или душевых поддонов без бортиков.
В целях профилактики внутрибольничного легионеллеза в отделениях (палатах) для лечения иммунокомпрометированных пациентов (трансплантологии, онкогематологии, ожоговых и т.п.) при температуре горячей воды в точках разбора (душевые сетки) ниже 60 °C рекомендуется применять дополнительные средства защиты (специальные фильтры). Микробиологический контроль на наличие легионелл в этих учреждениях осуществляется два раза в год, точка отбора — перед поступлением в распределительную сеть. При температуре горячей воды выше 65 °C и холодной воды ниже 20 °C микробиологический контроль не проводится.
Nota bene!
Важно, что качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил (СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы).
Требования к канализации лечебно-профилактических организаций
Как было указано выше все ЛПО должны быть оборудованы канализацией. По правилам СанПиН 2.1.3.2630-10 очистка и обеззараживание сточных вод от ЛПО должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских или других очистных сооружений сточные воды ЛПО должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.

Отвод сточных вод из помещений грязевых процедур, грязевой кухни и других помещений грязелечебницы должен осуществляться через специальные трапы в сборный грязеотстойник.
Для очистки производственных сточных вод из здания пищеблока в больницах на 500 коек и более следует предусмотреть установку (вне здания) жироуловителей.
С целью предупреждения засорения канализационных систем здания в помещениях для приготовления гипса следует предусмотреть установку гипсоотстойника.
Рекомендуем Вам ознакомиться с другими статьями настоящего раздела:
- «Критерии размещения медицинской организации»;
- «Проекты медицинской организации: регламентные и целесообразные»;
- «Требования к набору помещений и их метражу в медицинских организациях»;
- «Требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде медицинской организации»;
- «Требования к естественному и искусственному освещению».
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения