16 сентября 2019 года Минздравом России внесен проект, согласно которому предлагается значительное количество изменений в лицензионные условия осуществления медицинской деятельности. На сегодняшний день такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее – ПП РФ № 291, Положение).
Напомним, что это уже не первая попытка федерального органа власти поменять лицензионные условия. Скорее это некоторое уточнение проекта, внесенного поздней осенью 2018 года. Ранее Факультет медицинского права подробно освещал предлагаемые поправки.
Отметим, что «в силе» остаются следующие предложения: в дополнение к сертификату специалиста вводится свидетельство об аккредитации специалиста, требование о соответствии структуры и штатного расписания соискателя лицензии заявляемым работам (услугам) (изменения должны затронуть медицинские организации всех систем здравоохранения, включая частную), а также исключается ряд документов для предоставления лицензии (копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованных в нотариальном порядке (п.п. «а» п. 7 Положения), копия документов, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии (п.п. «и» п. 7 Положения)) и ряд других.
«Новые» задумки
Проект лицензионных условий нельзя назвать новой задумкой регулятора. Это скорее исключение ранее внесенных предложений. Так, например, осенним проектом 2018 года предлагалось изменить требования к руководящему составу медицинской организации, однако данные предложения в «проект 2019 года» не вошли . В связи с чем полагаем, требования к руководителям клиник останутся прежними, то есть это строго медицинское образование, профпереподготовка по ОЗД и никаких вольностей типа юридического или экономического образования.
Кроме того, Минздрав предлагал требовать от соискателей копию документа, утверждающего порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Сейчас от такой затеи законодатель отказался, за что ему спасибо, хоть это и не отменяет требование об организации данной системы внутреннего контроля качества. К слову, недавно был принят долгожданный порядок по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.
Между тем, в проекте остались предложения о необходимости предоставления соискателем копий трудовых договоров, заключенных с работниками, имеющими образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, необходимое для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг) (п.п. «з.1» п. 7 Положения), а также копий документов, подтверждающих структуру и штатное расписание (для медицинских организаций и иных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность) (п.п. «з.2» п. 7 Положения). Еще раз напомним, что копии трудовых договоров на практике предоставлялись соискателями лицензии и ранее. При этом Порядок лицензирования медицинской деятельности, действующий в гор. Москве, и вовсе предусматривает такой пункт (Постановление Правительства Москвы от 16.12.2015 № 894-ПП).
Также законодатель вернул в проект ряд медицинских услуг, подлежащих лицензированию, которые ранее предлагал исключить из ПП РФ № 291, а именно услуги по:
- организации сестринского дела;
- организации здравоохранения и общественному здоровью;
- управлению сестринской деятельностью.
В тоже время предложения об исключении услуг (работ) по «стоматологии общей практики», а также по «стоматологии профилактической» остаются в силе. Подобный шаг, по нашему мнению, является не совсем разумным. Должность врача - стоматолога общей практики не предусмотрена Номенклатурой должностей медицинских работников (Приказ от 20.12.2012 № 1183н). Однако должность врача - стоматолога привязана к специальности «стоматология общей практики» (Приказ от 08.10.2015 № 707н), а услуга «стоматология» касается только доврачебной деятельности зубных врачей.
Документом также уточнено проектное предложение - лицензионное требование о соблюдении лицензиатами не только порядков оказания медицинской помощи, но и правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого - анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно – курортного лечения (п.п. «а» п. 5 Положения). Сейчас же предлагается «присоединить» к данному требованию и обязанность лицензиата соблюдать порядки организации и проведения медицинских экспертиз, порядки проведения медицинских осмотров, порядки проведения медицинского освидетельствования.
Данное уточнение вполне логично, поскольку в настоящее время, кроме порядков оказания медицинской помощи, в РФ действуют не только правила различных видов исследований, об организации некоторых видов медицинской помощи, но и множество порядков о медицинских осмотрах (например, Порядок проведения профилактического медицинского осмотра ... (Приказ от 13.03.2019 № 124н) и др), и медицинских освидетельствованиях (например, Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (Приказ от 18.12.2015 № 933н)).
Еще об одной коллизии
Справедливости ради стоит отметить еще одну коллизию, которую Минздрав наивно полагает устранить. Так, лицензирующие органы при лицензировании и оформлении бланка лицензии на медицинскую деятельность руководствуются требованиями Приказа Минздрава от 11.03.2013 № 121н, а не Положения № 291 и типовой формы лицензии, утвержденной ПП РФ от 06.10.2011 № 826 (бланки лицензий на МД дополняются разделением работ (услуг) по видам медицинской помощи и условиям их оказания, что не предусмотрено Положением № 291). Несомненно, целесообразно разносить услуги по видам и условиям медицинской помощи, однако для этого как раз необходимо внести изменения (включить нормы о видах и условиях МП) в Положение № 291.
Для этого проектом предлагается пункт 3 Положения дополнить словами «, а также в целях оформления лицензии». Таким образом, указанная норма, по мнению федерального органа, должна звучать следующим образом, цитируем:
«3. Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования, а также в целях оформления лицензии устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.»
Несомненно, логичным являются параллельные изменения в ПП РФ от 06.10.2011 № 826, о чем упоминает регулятор в своей пояснительной записке к проекту в ПП РФ № 291. Однако сам проект изменений именно в вышеназванное постановление пока отсутствует на портале.
Эпилог
Идея изменить лицензионные требования вполне достойна внимания. Однако подход к такой идее должен быть системным и продуманным. На сегодняшний день государство не слишком близко подошло к реалиям медицинской жизни. Это касается и вопросов лицензирования медицины. К примеру, недавно Минздрав исполнил требования ФАСа об установлении, просим прощения за тавтологию, требований к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в целях лицензирования. Однако на поверку это оказалось очередным мыльным пузырем, однако и это еще не вечер.
Надеемся, что выложенный на портале проектов НПА очередной проект о внесении изменений в Положение № 291 будет доработан.
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения