vk target
 
logo
15 марта 2017

Место нахождения медицинской организации - юридического лица и ее обособленных подразделений

logo
Автор:
  • 9084
  • 0
Размещение

В сегодняшней заметке затронем тему юридических лиц и различных видов их обособленных подразделений, в частности разберемся с местом нахождения и адресом каждого из них.

Место нахождения медицинской организации-юридического лица и ее обособленных подразделений

Место нахождения и адрес юридического лица

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА (МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ), в последствии мы обратим на это особое внимание. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа (часть 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ).

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица. При этом, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (часть 2 статьи 54 ГК РФ). Также, согласно пункту «в» части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - ФЗ № 129) в ЕГРЮЛ должны быть указаны сведения об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

Напомним, что в соответствии со статьей 165.1 ГК РФ к юридически значимым сообщениям относятся заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Здесь интересно отметить, что ранее в ГК РФ не было предусмотрено, что юридическое лицо несет риск неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Фактически, указанная поправка в ГК РФ, приравняла так называемый «юридический адрес» с «фактическим адресом» юридического лица. И по сути юридическое лицо не может иметь адреса, отличающегося от адреса, указанного в ЕГРЮЛ.

На практике же нередки случаи, когда юридическое лицо в силу различных причин не имеет возможности полностью располагаться по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. В такой ситуации не стоит упускать из вида обособленные подразделения юридических лиц, которые будут расположены по другим адресам.

Обособленные подразделения юридического лица

Для начала отметим, что понятие обособленное подразделение юридического лица ГК РФ не содержит.

Обособленные подразделения юридического лица

Понятие обособленного подразделения содержит Налоговый кодекс РФ. Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (статья 11 Налогового кодекса РФ, далее – НК РФ).

При этом интересно отметить, что при анализе статьи 23 НК РФ выясняется, что в налоговой сфере выделяют такие виды ОП, как:

  • Филиал;
  • Представительство;
  • Иные ОП.

Согласно статье 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Также филиалы и представительства должны быть зарегистрированы, информация о них должна быть отражена в учредительных документах и в ЕГРЮЛ (об этом еще будет упомянуто ниже).

В чем различия между иными ОП и филиалами (представительствами)? Отметим повторно, что речь об иных ОП идет только в Налоговом кодексе РФ, тогда как в Гражданском кодексе РФ говорится только о филиалах и представительствах. Какую форму лучше выбрать юридическому лицу? На эти вопросы легче будет ответить после того, как мы разберем основные отличия иных ОП от филиалов (представительств).

Отличия филиала и представительства от иного ОП

Отталкиваясь от определений, данных выше, можно сделать вывод о том, что филиал (представительство) должен быть расположен в другом населенном пункте (муниципальном образовании), т.к. находится ВНЕ МЕСТА НАХОЖДЕНИЯ юридического лица. Иное ОП, согласно Налоговому кодексу РФ, может быть расположено как в ином, так и в данном населенном пункте, главное, чтоб оно было территориально обособлено от юридического лица, но не обязательно вне его места нахождения.

Отличия филиала и представительства от иного ОП

Сведения о филиале (представительстве) должны быть отражены как в учредительных документах юридического лица (статья 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статья 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», статья 5 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), так и в ЕГРЮЛ (статья 55 ГК РФ, пункт «н» части 1 статьи 5 ФЗ № 129). При этом указывать сведения об иных ОП нет необходимости в связи с тем, что подобное требование не установлено законодательно.

В ГК РФ и в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» нет перечня сведений, которые должны быть указаны в ЕГРЮЛ о филиале или представительстве, но сложившаяся практика, а также анализ судебной практики показывают, что в сведения о филиале или представительстве должны входить и сведения об адресе указанных обособленных подразделений. То есть в ЕГРЮЛ должны быть внесены адрес юридического лица (по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа) и адрес(адреса) филиалов и представительств юридического лица.

Отсюда вытекает и следующее различие: процесс создания иного ОП гораздо проще, чем процесс создания филиала (представительства). Для создания иного ОП достаточно, например, распоряжения руководителя юридического лица. Данная позиция подтверждается Решением Верховного Суда РФ от 09.02.2007 № ГКПИ06-1614: «…гражданское законодательство выделяет представительства и филиалы и определяет их правовой статус, позволяющий установить их существование и место нахождения на основании официальных документов юридического лица, прошедшего государственную регистрацию (его учредительных документов).

Иные обособленные подразделения юридического лица (заявитель ссылается на созданные им обособленные подразделения филиала юридического лица) официально нигде не обозначены, место их нахождения не зафиксировано и может произвольно изменяться путем издания юридическим лицом внутренних распорядительных документов, не представляемых на государственную регистрацию…»

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Не стоит упускать из виду и такой момент, как то на каком основании будет действовать руководитель любого из ОП. Исходя из статьи 55 ГК РФ, руководители филиалов (представительств) действуют на основании доверенности, выданной руководителем юридического лица. Что же касается руководителей иных ОП, то им также необходимо иметь доверенность на основании статьи 185 ГК РФ. Здесь различий существенных нет.

Налоговое законодательство и проведение проверок

Постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения филиала (представительства) производится на основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ. Постановка на учет в налоговых органах иного ОП производится на основании сообщения, представляемого юридическим лицом.

Налоговое законодательство и проведение проверок

Одно из самых важных моментов в обсуждаемой теме является то, что юридическое лицо, имеющее филиалы (представительства) не имеет право использовать упрощённую систему налогообложения (часть 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ).

В отношении налоговых проверок в Письме МНС РФ от 24.02.2004 № 09-3-02/755 сообщается, что в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить выездные налоговые проверки филиалов и представительств налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Проведение выездной налоговой проверки структурных подразделений налогоплательщика, не являющихся филиалами и представительствами, независимо от проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика Налоговым кодексом не предусмотрено.

А согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» проверки лицензирующими органами проводят по месту осуществления лицензируемого вида деятельности (статья 19). При этом, согласно статье 3 данного закона место осуществления лицензируемого вида деятельности - это объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. То есть осуществлять лицензируемый вид деятельности можно как в филиале, так и в ином ОП, при этом лицензионная проверка будет проведена в каждом из обособленных подразделений юридического лица.

Подводя выводы, отметим, что на первый взгляд кажется, что для юридического лица вес же проще организовать иное ОП, это будет менее хлопотно и гораздо быстрее, чем заниматься открытием филиала (представительства). Но стоит обратить внимание все же на такой нюанс, как:

  • Если есть необходимость передать хотя бы часть функций юридического лица обособленному подразделению, находящемуся вне места нахождения юридического лица (в ином населенном пункте или муниципальном образовании), то такое ОП все же лучше организовать в качестве филиала для того, чтобы не нарушать норм гражданского законодательства.
  • На территории того же населенного пункта (муниципального образования) для того, чтоб не усложнять ситуацию, имеет смысл организовать иное ОП, а не филиал.

Написав данную статью и подробно разобрав ситуацию очередной раз грустно констатируем факт, что законы в РФ оставляют желать лучшего. Данная тема может стать актуальной в жизнедеятельности почти любой организации, чтобы не дает ей права оставаться настолько запутанной и не ясной, так как такое положение дел безусловно способно внести диссонанс и разночтение при рассмотрении данного вопроса органами надзора и судами.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
4 990 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
9 990 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
1 990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!
Задать вопрос