logo
 
logo
09 января 2020

Новая система ввода лекарственных препаратов в гражданский оборот

logo
Автор:
  • 1956
  • 0
Новая система ввода лекарственных препаратов в гражданский оборот

С 29 ноября 2019 года в России начала действовать новая система ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - ЛП). С указанной даты правоотношения, связанные с вводом ЛП в гражданский оборот, были исключены из-под действия законодательства о техническом регулировании (на основании изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2019 № 489 в Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее – ПП РФ № 982)).

Так, ранее ЛП для медицинского применения подлежали обязательной сертификации или декларированию соответствия на основании Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - ФЗ № 184-ФЗ) и ПП РФ № 982.

Теперь же сертификация и декларирование соответствия более не применяются - данные процедуры заменены другими, а именно:

  • процедурой предоставления определенных документов и сведений в Росздравнадзор - в отношении обычных (т.е. не иммунобиологических) ЛП (далее – обыкновенные ЛП);
  • процедурой получения разрешения Росздравнадзора - в отношении иммунобиологических ЛП*.

*Под иммунобиологическими ЛП понимаются ЛП, предназначенные для формирования активного или пассивного иммунитета либо диагностики наличия иммунитета или диагностики специфического приобретенного изменения иммунологического ответа на аллергизирующие вещества. К иммунобиологическим ЛП относятся вакцины, анатоксины, токсины, сыворотки, иммуноглобулины и аллергены (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – ФЗ № 61-ФЗ)).

При этом, следует учитывать, что существует категория ЛП, которые не подпадают под указанные требования (т.е. их не нужно вводить в гражданский оборот), а именно: ЛП, предназначенные для проведения клинических исследований ЛП, ЛП, предназначенные для проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации ЛП, а также в отношении незарегистрированных ЛП, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента, ввозимых в РФ в соответствии с ч. 3 ст. 47 ФЗ № 61 (ч. 9 ст. 52.1 ФЗ № 61-ФЗ).

О регламентации новых правил

Напомним, что базовые изменения порядка ввода ЛП в гражданский оборот были произведены Федеральным законом от 28.11.2018 № 449-ФЗ (далее – ФЗ № 449-ФЗ), внесшим советующие поправки в следующие федеральные законы:

  • ФЗ № 61-ФЗ;
  • ФЗ № 184-ФЗ;
  • Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Основные правила ввода обыкновенных ЛП в гражданский оборот в новом порядке были зафиксированы в ч. 1-4 ст. 52.1 ФЗ № 61-ФЗ, а правила ввода в гражданский оборот иммунобиологических ЛП – в ч. 7 ст. 52.1 ФЗ № 61-ФЗ.

Более детальная же регламентация новых правил была введена с 29 ноября 2019 года Постановлением Правительства РФ от 26.11.2019 № 1510 «О порядке ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения» (далее – ПП РФ № 1510).

Названным ПП РФ № 1510 были утверждены:

  • Правила представления документов и сведений о ЛП для медицинского применения, вводимых в гражданский оборот (далее – Правила № 1);
  • Правила выдачи протокола испытаний о соответствии первых трех серий или партий ЛП для медицинского применения (за исключением иммунобиологического ЛП), впервые произведенного в РФ или впервые ввозимого в РФ, показателям качества, предусмотренным нормативной документацией (далее – Правила № 2);
  • Правила выдачи разрешения на ввод в гражданский оборот серии или партии иммунобиологического ЛП, выдачи заключения о соответствии серии или партии иммунобиологического ЛП требованиям, установленным при его государственной регистрации (далее – Правила № 3);
  • Правила принятия решения о прекращении гражданского оборота серии или партии ЛП для медицинского применения.

Также сообщаем, что в связи с началом применения новой процедуры ввода в гражданский оборот ЛП Росздравнадзором было направлено Письмо от 28.11.2019 № 01И-2906/19 «О вводе в гражданский оборот (далее – Письмо РЗН № 01И-2906/19), в котором сообщается, что все серии (партии) ЛП, в отношении которых сведения не введены в Автоматизированную информационную систему Росздравнадзора (далее – АИС) до 29.11.2019, должны проходить процедуру ввода в гражданский оборот в соответствии с ФЗ № 449-ФЗ и ПП РФ № 1510.

Кроме того, в указанном письме Росздравнадзором даны разъяснения относительно новых правил ввода ЛП в гражданский оборот. В частности, Письмо РЗН № 01И-2906/19 содержит отдельные разъяснения по вопросам:

  • Порядка ввода сведений в АИС для всех обыкновенных ЛП, кроме ЛП, впервые произведенных в РФ или впервые ввезенных в РФ;
  • Порядка ввода сведений в АИС Росздравнадзора для впервые производимых в РФ или впервые ввозимых в РФ ЛП;
  • Порядка ввода сведений в АИС Росздравнадзора для иммунобиологических ЛП (вакцин, сывороток, иммуноглобулинов, токсинов и антитоксинов, аллергенов) и контроль иммунобиологических ЛП;
  • Представления в Росздравнадзор протокола испытаний, проведенных в аккредитованной в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации испытательной лаборатории (центре), на одну серию ЛП конкретного производителя каждого торгового наименования (с учетом лекарственной формы и дозировки), поступившего в течение календарного года в гражданский оборот, подтверждающего соответствие ЛП требованиям нормативной документации;
  • Требований к уполномоченному представителю дистрибьютора;
  • Документов, подтверждающих качество ЛП, ввезенных на территорию РФ;
  • Подтверждения соответствия ввозимого ЛП требованиям, установленным при его государственной регистрации, уполномоченным лицом производителя лекарственных средств или представителем организации, осуществляющей ввоз ЛП в РФ и уполномоченной иностранным производителем лекарственных средств;
  • Ответственности за непредставление документов и сведений.

Кроме того, информацию по вопросам ввода ЛП в гражданский оборот по новым правилам (в т.ч. наглядную схему нового порядка введения ЛП в гражданский оборот) Росздравнадзор опубликовал на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Подробнее о правилах ввода в гражданский оборот обыкновенных ЛП

Как было отмечено выше, в соответствии с новым порядком для ввода обыкновенных ЛП в гражданский оборот необходимо предоставить в Росздравнадзор определенные документы и сведения о ЛП.

Порядок предоставления документов и сведений о ЛП, вводимых в гражданский оборот, утвержден Правилами № 1 и является следующим.

Предоставление документов и сведений о ЛП осуществляется производителями (т.е. организациями, осуществляющими производство ЛП в РФ) и импортерами (т.е. организациями, осуществляющими ввоз ЛП в РФ) в автоматизированную информационную систему Росздравнадзора через личный кабинет.

Росздравнадзор обеспечивает производителям и импортерам ЛП авторизованный доступ посредством предоставления личного кабинета в автоматизированной информационной системе Росздравнадзора (далее – АИС, личный кабинет) для представления соответствующих документов и сведений.

Примечание: как сообщается в Письме РЗН № 01И-2906/19 организации, осуществляющие производство ЛП в РФ или ввоз ЛП в РФ, вносят сведения в личный кабинет внешнего информационного ресурса АИС Росздравнадзора. Если у заявителя уже есть личный кабинет в АИС Росздравнадзора, то дополнительной регистрации не требуется. Для обыкновенных ЛП вход в систему Росздравнадзора осуществляется по ссылке на сайте Росздравнадзора: http://roszdravnadzor.ru/services/vk_ais. Для фармацевтических субстанций сохраняется ввод данных в объеме, предусмотренном Приказом Росздравнадзора от 07.08.2015 № 5539.

Производители перед вводом в гражданский оборот серии или партии ЛП представляют в АИС через личный кабинет:

  • для каждой серии или каждой партии ЛП:
    • документ производителя, подтверждающий качество ЛП*;
    • подтверждение уполномоченного лица производителя соответствия ЛП требованиям, установленным при его государственной регистрации;
  • для первых трех серий или партий ЛП, впервые произведенного в РФ, - протокол испытаний о соответствии серии или партии ЛП показателям качества, предусмотренным нормативной документацией (далее - протокол испытаний), проводимых аккредитованными федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Минздраву РФ или Росздравнадзору**.

Импортеры перед вводом в гражданский оборот ЛП представляют в АИС через личный кабинет:

  • для каждой серии или каждой партии ЛП:
    • сертификат производителя лекарственного средства, удостоверяющий соответствие ввозимого ЛП требованиям фармакопейной статьи, а в случае отсутствия фармакопейной статьи требованиям нормативной документации;
    • подтверждение представителя импортера, уполномоченного иностранным производителем лекарственных средств, соответствия ввозимого ЛП, установленным при его государственной регистрации;
  • для первых трех серий или партий ЛП, впервые ввозимого в РФ, - протокол испытаний, проводимых аккредитованными федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Минздраву РФ или Росздравнадзору**.

Росздравнадзор в течение 3 рабочих дней со дня поступления в АИС необходимых документов и сведений размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» сведения о сериях или партиях ЛП, вводимых в гражданский оборот (с соблюдением требований законодательства РФ о коммерческой и иной охраняемой законом тайне).

* В настоящее время не совсем ясно что именно следует понимать под документом, производителя, подтверждающим качество ЛП. Представляется, что таковым, в первую очередь, является регистрационное удостоверение на ЛП. При этом считаем необходимым отметить, что Росздравнадзор на своем официальном сайте в сети «Интернет» ранее давал разъяснения по вопросу о том, какие документы могут считаться подтверждающими качество ЛП при государственной регистрации медицинских изделий (далее – МИ), в состав которых входят ЛП, и назвал таковыми следующие:

  • документ производителя, подтверждающий качество ЛП промышленной серии или партии (протокол анализа или сертификат анализа);
  • документация по качеству с описанием методов контроля; копия лицензии на производство лекарственного средства, выданной уполномоченным органом страны-производителя;
  • копия заключения о соответствии производителя ЛП требованиям правил надлежащей производственной практики, выданного уполномоченным органом страны-производителя (при наличии);
  • дата государственной регистрации ЛП и его регистрационный номер в государственном реестре лекарственных средств для медицинского применения (при наличии).

Конечно, процедура регистрации МИ и процедура ввода ЛП в гражданский оборот являются различными. Однако представляется, что если по мнению Росздравнадзора указанные документы подтверждают качество ЛП в рамках государственной регистрации МИ, то они будут подтверждать качество ЛП и в рамках любой иной процедуры, в том числе ввода ЛП в гражданский оборот.

Отдельно сообщаем, что в разделе Письма РЗН № 01И-2906/19, который посвящен документам, подтверждающим качество ЛП, ввезенных в РФ, некоторые разъяснения даны лишь по вопросам соответствия сертификатов качества ЛП зарубежного производителя требованиям, установленным в РФ.

**Перед вводом в гражданский оборот первых трех серий или партий ЛП, впервые произведенного в РФ или впервые ввозимого в РФ, производитель/импортер должен получить протокол испытаний о соответствии таких серий или партий ЛП показателям качества, предусмотренным нормативной документацией, проводимых аккредитованными федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Минздраву РФ или Росздравнадзору (далее – протокол, испытания, ФГБУ, соответственно).

Следует учитывать, что порядок выдачи протокола указанных испытаний утвержден Правилами № 2.

Так, в Правилах № 2 установлено, что для получения протокола производитель или импортер должен обратиться в ФГБУ с соответствующей заявкой. В заявке указываются сведения, названные в п. 2 Правил № 2 и прилагаются следующие документы: документ производителя ЛП, подтверждающий соответствие качества серии или партии ЛП требованиям, установленным при его государственной регистрации и заверенная заявителем копия нормативной документации на ЛП.

Расходы, связанные с проведением испытаний, осуществляются за счет средств заявителя. Кроме того, заявитель должен произвести плату за выдачу протокола испытаний в размере 1 200 рублей.

Общий срок проведения испытаний образцов серии или партии ЛП не должен превышать 30 рабочих дней со дня получения ФГБУ запрошенных у производителя/импортера образцов ЛП и представления реквизитов документа, подтверждающего факт уплаты платежа за оказание услуги по проведению испытания. При этом срок проведения испытаний некоторых ЛП (названы в абз. 2 п. 7 Правил № 2) может быть продлен (например, биотехнологических ЛП).

Для оценки отдельных показателей качества при испытаниях ЛП ФГБУ вправе направлять образцы ЛП для проведения их испытаний в другие аккредитованные лаборатории.

Протокол испытаний должен быть направлен заявителю учреждением на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в течение 3 рабочих дней со дня завершения испытаний.

Примечание: Обращаем внимание, что каких-либо требований непосредственно к правилам, объему и методикам проведения испытаний ФГБУ в ПП РФ № 1510 не предусмотрено. В связи с указанным возникает вопрос о том, как именно и по каким методикам такие испытания должны проводиться. Интересным также является то, что в качестве оснований для отказа в выдаче протокола испытаний названы лишь такие формальные основания, как непредоставление требуемого количества образцов, непредоставление в полном объеме необходимых документов и сведений и пр. А такого основания невыдачи протокола, как, например, несоответствие испытанного ЛП предъявляемым к нему показателям качества, нет.

О правилах ввода в гражданский оборот иммунобиологических ЛП

Порядок ввода иммунобиологических ЛП в гражданский оборот определен в Правилах № 3.

Так, в соответствии с указанными правилами ввод иммунобиологических ЛП в гражданский оборот осуществляется на основании выданного Росздравнадзором разрешения на ввод в гражданский оборот в РФ серии или партии произведенного в РФ или ввозимого в РФ иммунобиологического ЛП (далее - разрешение).

Разрешение же выдается на основании заключения о соответствии серии или партии иммунобиологического ЛП требованиям, установленным при его государственной регистрации, которое, в свою очередь, выдается теми же ФГБУ, которые выдают протокол испытаний для первых трех серий или партий обыкновенных ЛП, впервые произведённых или впервые ввозимых в РФ (далее – заключение).

Формы указанных разрешения и заключения утверждены Приказом Росздравнадзора от 29.11.2019 № 8966.

Заключение выдается по результатам проведенных ФГБУ испытаний качества иммунобиологического ЛП.

Расходы, связанные с проведением указанных испытаний, осуществляются за счет средств заявителя. Кроме того, заявитель должен произвести плату за выдачу заключения в размере 2 000 рублей.

Для получения заключения производитель или импортер направляет в ФГБУ (по выбору заявителя на бумажном носителе или в форме электронного документа) заявление о выдаче заключения с приложением документов, названных в п. 4 Правил № 3.

Этап подготовки к проведению испытаний иммунобиологических ЛП является таким же, как и при подготовке к проведению испытаний обыкновенных ЛП.

Так, ФГБУ в течение 3 рабочих дней со дня получения в полном объеме необходимых документов и сведений, рассматривает представленные документы и содержащиеся в них сведения, определяет объем необходимых испытаний иммунобиологического ЛП и количество образцов такого ЛП, необходимых для проведения испытаний качества иммунобиологического ЛП, а также при необходимости количество образцов фармацевтической субстанции, тест-штаммов микроорганизмов, культур клеток, образцов веществ, применяемых для контроля качества ЛП путем сравнения с ними исследуемого ЛП, в объеме, необходимом для двукратного воспроизведения методов контроля качества (далее - образцы), запрашивает у заявителя требуемое количество образцов, а также уведомляет его о размере платы за оказание услуги по проведению испытаний и о банковских реквизитах для перечисления платежа за оказание указанной услуги.

Заявитель должен представить в ФГБУ запрашиваемые образцы и реквизиты документов, подтверждающих уплату платежа за услуги по проведению испытаний, в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения запроса.

При этом, в отличие от процедуры испытаний обыкновенных ЛП, установлено, что объем проводимых испытаний качества иммунобиологического ЛП конкретного наименования и производителя (с учетом лекарственной формы и дозировки) должен определяться специально созданной для этого Росздравнадзором Комиссией по качеству иммунобиологических ЛП (далее - Комиссия) (напомним, что правила определения объема испытаний обыкновенных ЛП в настоящее время не регламентированы вообще).

Отметим, что Положение о Комиссии уже утверждено Приказом Росздравнадзора от 29.11.2019 № 8967. Однако порядок оценки объема испытаний качества иммунобиологического ЛП Комиссией пока что не принят (указанный порядок так же подлежит утверждению Росздравнадзором).

В настоящее время в Правилах № 3 установлена лишь общая норма о том, что испытания качества серии или партии иммунобиологического ЛП конкретного наименования и производителя проводятся на соответствие требованиям нормативной документации, при этом объем необходимых испытаний может быть сокращен на основании решения Комиссии (решение о сокращении принимается Комиссией на основании проводимого ФГБУ анализа качества иммунобиологических ЛП, представляемого в Комиссию ежегодно, до 1 марта, и размещается на официальном сайте Росздравнадзора в сети «Интернет»). А при поступлении в Росздравнадзор информации об ухудшении качества иммунобиологического ЛП и (или) условий его производства Комиссия принимает решение об увеличении объема проводимых испытаний качества вводимого в гражданский оборот иммунобиологического ЛП.

ФГБУ в течение 3 рабочих дней со дня завершения проведения испытаний качества иммунобиологического ЛП оформляет заключение с приложением к нему протокола испытаний качества иммунобиологического ЛП и направляет их заявителю и в Росздравнадзор на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.

Далее заявитель посредством использования личного кабинета в АИС представляет заявление о выдаче разрешения с приложением заключения.

Примечание: в Письме РЗН № 01И-2906/19 разъяснено, что для получения разрешения необходимо заполнить электронную форму подачи заявления на получение государственной услуги с использованием Единой системы идентификации и аутентификации, размещенную в личном кабинете АИС на главной странице официального сайта Росздравнадзора: http://www.roszdravnadzor.ru/.

Росздравнадзор в течение 3 рабочих дней со дня поступления указанного заявления оформляет в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (заместителя руководителя) службы, и направляет заявителю разрешение (перечень информации, содержащейся в разрешении, определен в п. 17 правил и включает, в числе прочего, торговое наименование ЛП, форму выпуска ЛП, количество в упаковке, срок годности и др.).

Сведения о выданных разрешениях размещаются в течение 1 рабочего дня со дня их оформления на официальном сайте Росздравнадзора сети «Интернет» (с соблюдением требований законодательства РФ о коммерческой и иной охраняемой законом тайне).

Примечание: обращаем внимание, что, как и в случае с испытаниями обыкновенных ЛП, пока что непонятно каким именно образом указанные испытания будут проводиться в отношении иммунобиологических ЛП, поскольку требований к правилам и методикам их осуществления нет. Не определены и сроки проведения испытаний.

Аналогичным образом с обыкновенными ЛП обстоит и ситуация с основаниями для отказа в выдаче заключения ФГБУтаковыми названы лишь непредоставление необходимых документов и сведений, однако такое основание, как несоответствие испытанного иммунобиологического ЛП требованиям по качеству, отсутствует.

Об ответственности за нарушение новых правил ввода ЛП в гражданский оборот

Сообщаем, что в ч. 8 ст. 52.1 ФЗ № 61-ФЗ установлено, что производители и импортеры ЛП несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление документов и сведений, необходимых для ввода ЛП в гражданский оборот в соответствии с законодательством РФ.

При этом, в указанной статье не конкретизировано о какой именно ответственности идет речь.

Однако Росздравнадзор в своем Письме РЗН № 01И-2906/19 уточнил, что за совершение указанного правонарушения предусмотрена административная ответственность по ст. 19.7.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (непредставление или несвоевременное представление в Росздравнадзор сведений, если представление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, либо представление заведомо недостоверных сведений).

Названной статьей предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в следующих размерах:

  • на должностных лиц – от 10 000 до 15 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 70 000 рублей.

О причинах и последствиях произведенных изменений

В профессиональном сообществе высказываются различные точки зрения относительно эффективности и необходимости произведенной реформы системы ввода ЛП в гражданский оборот.

Так, одни считают, что смысла в предложенных изменениях нет, поскольку существовавшая ранее система сертификации и декларирования являлась достаточной. Другие же, наоборот, высказывают мнение о том, что «прежний барьер не выполнял свои функции, т.к. конкретный контроль качества, по которому выдавался сертификат или декларация, был очень ограничен. И было огромное количество лекарственных препаратов (особенно импортных), которые (…) никогда никем не контролировались по всем показателям нормативной документации»1.

  1. 1http://mosapteki.ru/material/vvod-lekarstv-v-grazhdanskiyo-oborot-ponovomu-12324

Отметим, что непосредственно в пояснительной записке к ПП РФ № 1510 сообщалось, что целью установления новой системы ввода ЛП в гражданский оборот является создание эффективного механизма «выпускного» контроля ЛП, поступающих в гражданский оборот.

Эффективность такой системы выражается в том, что теперь вместо обязательного подтверждения ЛП посредством процедур декларирования или сертификации, проводимых с участием третьей стороны – аккредитованных испытательных лабораторий, достаточно будет лишь предоставления производителями или импортерами ЛП определенных сведений о ЛП в Росздравнадзор.

Однако, по нашему мнению, а также по мнению ряда иных представителей профессионального сообщества, в действительности процедура ввода ЛП в гражданский оборот может усложниться.

Во-первых, отметим, что фактически «выпускной» контроль будет действовать лишь в отношении обыкновенных ЛП, которые ранее уже были введены в оборот.

В отношении же обыкновенных ЛП, которые вводятся в гражданский оборот впервые, а также в отношении всех иммунобиологических ЛП, как и ранее потребуется предварительно получать разрешительные документы, только теперь это будут не сертификат соответствия или декларация соответствия, а протокол испытаний (для обыкновенных ЛП) или разрешение, выдаваемое Росздравнадзором (для иммунобиологических ЛП). А, как нами было указано выше, правила проведения испытаний ЛП, по результатам которых названные разрешительные документы будут выдаваться, регламентированы на сегодняшний день крайне скудно, что, по нашему мнению, ставит производителей и импортеров в незащищенное положение.

Кроме того, теперь на производителей и импортеров ЛП возложена обязанность ежегодно, не позднее 1 февраля, представлять в Росздравнадзор протокол испытаний поступившего в течение года в гражданский оборот ЛП конкретного производителя (на одну серию каждого торгового наименования с учетом лекарственной формы и дозировки) (ч. 5 ст. 52. 1 ФЗ № 61-ФЗ).

В связи с указанным, в профессиональной среде существуют опасения, что новые требования потребуют от производителей больше времени и ресурсов, нежели получение декларации и сертификата соответствия и, что это, в конечном итоге может привести к увеличению времени выхода новых ЛП на рынок2.

  1. 2http://mosapteki.ru/material/kachestvo-lekarstv-i-meduslug-kak-ono-izmenitsya-11613
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
14036
2
Обращение медизделий и лекарственных средств
Уничтожение лекарственных средств
5192
0
Обращение медизделий и лекарственных средств
Руссо контрабандисто облико морале, или Дело Елены Боголюбовой
2428
0
Комментарии