logo
31 марта 2021

Порядок осуществления фармаконадзора

logo
Автор:
  • 405
  • 0
Порядок осуществления фармаконадзора

Как и любая другая процедура, отвечающая за безопасность лекарственных препаратов (далее – ЛП), порядок фармаконадзора достаточно подробно урегулирован актами профильных ведомств. Существует Приказ Росздравнадзора от 15 февраля 2017 № 1071 «Об утверждении Порядка осуществления фармаконадзора» (далее – Приказ № 1071), полностью посвященный вопросам проведения фармаконадзора. О других актах, регулирующих различные вопросы фармаконадзора, было рассказано здесь.

В первую очередь определимся, откуда может браться информация о реакциях. Порядком осуществления фармаконадзора (п.6 ), утвержденным Приказом № 1071, определены источники передаваемых сведений в государственные органы о проблемах безопасности ЛП (например, побочное действие ЛП, не входящее в инструкцию): сообщения субъектов обращения лекарственных средств; периодические отчеты по безопасности ЛП (далее - ПОБ); периодические отчеты по безопасности разрабатываемого лекарственного препарата (далее - РООБ); информация, полученная в ходе государственного контроля (надзора). Сообщения направляются в Росздравнадзор через Интернет-портал Росздравнадзора (о чем будет рассказано далее), либо по электронной почте (pharm@roszdravNadzor.ru).

При получении сообщения о проблеме с безопасностью ЛП, Росздравнадзор в соответствии с п.42 Приказа № 1071 направляет информацию научного и клинического характера на оценку в экспертную организацию ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» (далее – ФГБУ «НЦЭСМП»). Экспертное учреждение может проводить экспертизу российских и зарубежных ЛП как на предрегистрационном этапе, так и на пострегистрационном этапе обращения ЛП.

Приложением к Приказу № 1017 закреплен образец извещения государственных органов о проблемах с безопасностью ЛП (см. рис. 1). Скачать образец извещения можно здесь.

Образец извещения государственных органов о проблемах с безопасностью ЛП

Если согласно заключению экспертной организации причиной нежелательной реакции могло быть нарушение законодательных требований к фармаконадзору, либо правил надлежащей клинической практики, Росздравнадзор организует проверку деятельности субъектов обращения ЛП. В случае несоответствия требованиям качества проводится выборочный контроль качества препарата.

При выявлении ФГБУ «НЦЭСМП» в ходе экспертизы сведений, отсутствующих в инструкции по медицинскому применению, изменяющих отношение пользы к возможному риску применения ЛП, экспертная организация направляет заключение об этом в Росздравнадзор. Росздравнадзор, в свою очередь, уведомляет об этом держателя регистрационного удостоверения (далее - ДРУ) лекарственного препарата. ДРУ обязан провести проверку полученной информации и предпринять меры по минимизации рисков, связанных с обращением ЛП (разработать План управления рисками – ПУР). Подробнее об обязанностях и функциях участников фармаконадзора можно прочитать здесь.

На основании заключения ФГБУ «НЦЭСМП», проведенных проверок и контроля качества ЛП, а также после поступления дополнительной информации, предоставленной ДРУ, Росздравнадзор уведомляет Минздрав РФ о вынесении вопроса о:

  • необходимости внесения изменений в регистрационное досье ЛП;
  • отмене государственной регистрации, проведении доклинических или клинических исследований ЛП;
  • иных дополнительных исследованиях качества, эффективности и безопасности ЛП;
  • необходимости, либо об отсутствии необходимости приостановления обращения ЛП на период проведения дополнительных исследований, либо на период, необходимый для внесения изменений в регистрационную документацию ЛП.

АИС «Фармаконадзор»

Для ускорения сбора и анализа информации о случаях побочных действий, не указанных в инструкции ЛП, о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях, об особенностях взаимодействия ЛП с другими была введена в действие с 2019 года обновленная Автоматизированная информационная система «Фармаконадзор» (далее – АИС «Фармаконадзор»), отвечающая рекомендациям Международной конференции по гармонизации требований к регистрации лекарственных средств для человека (ICH) E2B (R3). Получение доступа к системе определено письмами Росздравнадзора от 29.03.2019 № 01И-841/19 и от 08.04.2019 № 01И-945/19. Для входа необходимо зарегистрироваться в базе данных через портал Росздравнадзора.

Автоматизированная информационная система «Фармаконадзор»

Аутсорсинг фармаконадзора

Иногда фармкомпания приходит к решению, что эффективнее и выгоднее для бизнеса полное делегирование функции фармаконадзора, другими словами, аутсорсинг. В фармацевтическом бизнесе аутсорсинг известен уже давно, многие компании от мала до велика передают самые разные задачи сторонним специальным организациям: продвижение компании на Интернет-рынке, бухгалтерское обслуживание, транспортные услуги, HR-сервис и др. По данным исследования рекрутинговой копании «Юнити», 60% фармкомпаний на российском рынке пользуются аутсорсингом. Тем не менее, у этого есть и свои минусы, как, например, риск недобросовестности партнера, раскрытие конфиденциальных данных, проблемы обеспечения доступа к результатам интеллектуальной деятельности. «Надлежащая практика фармаконадзора» не обходит стороной такую популярную практику фармацевтического бизнеса. В п.7.1.7. закреплено требование подробного документирования передачи деятельности (или ее части) по фармаконадзору на аутсорсинг. Должны быть четко прописаны процессы обмена информацией по безопасности ЛП, в том числе временные интервалы представления информации и обязанности представления сообщений о нежелательных реакциях в госорганы.

Появляются дополнительные требования к ведению Мастер-файла (далее – МФ) системы фармаконадзора. Необходимо добавить дополнительный раздел в МФ с информацией о местонахождении и соглашениях по аутсорсингу (загружаются копии соглашений), полном описании услуг по выполнению фармаконадзора (принятых обязательствах, лекарственных препаратах по которым осуществляется фармаконадзор и территориях государств-членов, на которых осуществляется фармаконадзор и т.д.) (п. 3.4.2.2.2). Полный разбор ведения Мастер-файла рассмотрен здесь.

Ответственность за ненадлежащее исполнение требований фармаконадзора

Бывает так, что даже в такой регламентированной и серьезной процедуре, как фармаконадзор, случаются нарушения со стороны субъектов обращения лекарственных средств. Чтобы в дальнейшем предотвратить неправомерное поведение субъектов, способное причинить вред здоровью населения, в российской юрисдикции установлены санкции к таким нарушителям. Общая гипотеза в п. 6 ст. 64 ФЗ № 61 устанавливает ответственность за несообщение или сокрытие предоставляемой в рамках фармаконадзора информации для субъектов обращения, а также должностных лиц, которым эта информация стала известна по роду их профессиональной деятельности.

В соответствии с п. 9 ст. 32 ФЗ № 61 в случае невыполнения держателем или владельцем регистрационного удостоверения либо уполномоченным ими другим юридическим лицом мероприятий по обеспечению безопасности ЛП, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в рамках осуществления фармаконадзора, предусмотрена отмена государственной регистрации лекарственного препарата.

Также согласно п. 2 ст. 65 ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств» при неисполнении или ненадлежащем исполнении держателями или владельцами регистрационных удостоверений, юридическими лицами, на имя которых выданы разрешения на проведение клинических исследований в РФ, или уполномоченными ими другими юридическими лицами обязанностей по фармаконадзору, установленных п. 3 и 4 ст. 64 ФЗ № 61, рассматривается вопрос о приостановлении применения лекарственного препарата.

Более подробно освещая вопросы ответственности, Росздравнадзор в своём Письме от 14 июня 2017 г. № 01И-1420/17 «О новых законодательных требованиях к фармаконадзору» отмечает, что непредставление или несвоевременное представление информации по безопасности лекарственных средств (включая срочные сообщения, ПОБ, РООБ, ПУР) влечет за собой наступление административной ответственности юридических лиц и должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включая статью 19.7.8 КоАП РФ.

Статьей 19.7.8. КоАП РФ предусмотрена санкция в виде штрафа для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 15 тыс. рублей; для юридических лиц в размере от 30 тыс. до 70 тыс. рублей. Дела по этой статье рассматриваются Росздравнадзором или его территориальным органом (ст. 23.81. КоАП РФ).

Результатом существующего регулирования должно стать уменьшение случаев причинения вреда здоровью населения вследствие вредоносных свойств ЛП, что повысит уровень обеспеченности качественными лекарственными средствами населения по всей стране. На предрегистрационном этапе сложно определить всевозможные сценарии развития состояния пациента после принятия ЛП, здесь играют роль не только побочные действия, но и субъективное восприятие пациентом последствий лекарственной терапии. К тому же информация о побочных эффектах ЛП в специфических группах пациентов (беременные, дети) бывает неполной, а иногда и недоступной.

Система фармаконадзора в общемировом разрезе прошла долгий путь развития. С каждым годом в ней появляется больше новых инструментов, позволяющих более эффективно подходить к вопросам сбора и анализа выявленных сообщений о проблемах безопасности ЛП. Одним из глобальных направлений развития фармаконадзора профессиональное сообщество видит повсеместное обучение и вовлечение в процесс пациентов путем создания обновляемой цифровой базы данных о продуктах1. Впереди много возможностей и дорог совершенствования системы (например, использование искусственного интеллекта в фармаконадзоре), вместе с этим хочется верить, что с развитием технологий получится достигнуть цели, когда принятие любой таблетки будет абсолютно безопасно для каждого человека.

  1. 1Arlett P, Straus S, Rasi G. Pharmacovigilance 2030: Invited Commentary for the January 2020 "Futures" Edition of Clinical Pharmacology and Therapeutics. Clin Pharmacol Ther. 2020 Jan;107(1):89-91. doi: 10.1002/cpt.1689. Epub 2019 Nov 22. PMID: 31758540; PMCID: PMC6977396.
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
407
0
Обращение медизделий и лекарственных средств
Фармаконадзор. Общая характеристика
366
0
Обращение медизделий и лекарственных средств
Субъекты фармаконадзора и особенности его проведения
406
0
Обращение медизделий и лекарственных средств
Порядок осуществления фармаконадзора
Комментарии