vk target
 
logo
27 марта 2019

Требования к работе с лазерами в медицинской организации

logo
Автор:
  • 11369
  • 0
РАБОТА С ЛАЗЕРАМИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Данное юридическое заключение разработано специально для членов Ассоциации «Национальная коллегия флебологов»

В первую очередь медицинская организация должна соблюдать требования, предусмотренные в СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10). Данный СанПиН остается для медицинских организаций в приоритете.

В первую очередь медицинская организация должна соблюдать требования, предусмотренные в СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10). Данный СанПиН остается для медицинских организаций в приоритете.

Помимо вышеуказанных СанПиНов необходимо учитывать Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31.07.1991 № 5804-91 (далее - Правила № 5804-91). Однако с учетом письма Роспотребнадзора от 10.02.2017 № 09-2438-17-161 с 1 января 2017 года данный документ применяется только в части, не противоречащей СанПиН 2.2.4.3359-16.

Различные требования относительно размещения и эксплуатации лазеров, обеспечения безопасности и пр. обозначены в ГОСТах (ГОСТ 31581-2012 и другие, в том числе см. Приложение № 1 к Правилам № 5804-91 с учетом актуальности документов).

Класс опасности лазерных аппаратов

Согласно п. 10.10.6. СанПиН 2.1.3.2630-10, требования к размещению и эксплуатация лазерных аппаратов и приборов в медицинской организации определяются в соответствии с классом лазерной опасности. Определение класса опасности лазеров осуществляет предприятие-изготовитель. Класс опасности отражается в эксплуатационной документации. Однако на практике класс опасности на лезерные медицинские аппараты далеко не всегда указан в эксплуатационной документации на изделие, поэтому медицинской организации приходится определять его самостоятельности, исходя из критериев, определенных СанПиН 2.1.3.2630-10. Чаще всего медицинские лазеры относятся к 3 или 4 классу опасности.

В СанПиН 2.1.3.2630-10 обозначена таблица (таблица 26) с четырьмя классами опасности:

Классы опасности Степень опасности, описание риска
Коллимированное излучение Диффузно отраженное
излучение на расстоянии
10 см от отражающей поверхности
Глаз Кожа Глаз Кожа
I Безопасно Безопасно Безопасно Безопасно
I Безопасно Безопасно Безопасно Безопасно
II Выходное излучение
представляет опасность
Опасность при облучении
кожи существует только
в I и III спектральных диапазонах
Безопасно Безопасно
III (распространяется только на лазеры,
генерирующие излучение во II спектральном диапазоне
- свыше 380 до 1400 нм)
Выходное излучение
представляет опасность
Выходное излучение
представляет опасность
Выходное излучение
представляет опасность
Безопасно

Однако обращаем внимание, что в актах порой по-разному обозначаются классы опасности. Например, в СанПиН 2.1.3.2630-10 и Правилах № 5804-91 обозначено 4 класса опасности: I, II, III и IV классы. В СанПиН 2.2.4.3359-16 и некоторых ГОСТах (например, ГОСТ Р 50723-94, ГОСТ Р МЭК 60601-2-22-2008 и т.д.) установлено ранжирование лазерной аппаратуры по семи классам - 1, 1М, 2, 2М, 3R, 3В и 4. Выходит, что 1 и 1М – это I класс, 2 и 2М – это II класс, 3R и 3В – III класс и 4 – IV класс.

Требования к размещению и эксплуатации

Согласно п. 10.10.6. СанПиН 2.1.3.2630-10 при использовании лазера любого класса опасности внутренняя отделка помещений должна быть выполнена из материалов с матовой поверхностью. Запрещается использование зеркал и других отражающих поверхностей. Работа с источниками лазерного излучения должна проводиться в соответствии с действующими санитарными правилами*.

Для аппаратов 1 и 2 классов лазерной опасности отдельных помещений не требуется. Аппараты 3 и 4 классов опасности должны размещаться в отдельных кабинетах, оснащенных наружным табло «Не входить, работает лазер», знаком лазерной опасности, внутренним запорным устройством. На данные кабинеты оформляется санитарный паспорт. При работе с лазерными аппаратами 2 - 4 классов опасности необходимо использовать индивидуальные средства защиты органов зрения для пациентов и персонала.

*Иные требования к размещению и эксплуатации лазеров обозначены в СанПиН 2.2.4.3359-16, в Правилах № 5804-91 (в части, не противоречащий СанПиН 2.2.4.3359-16), а также в различных ГОСТах (ГОСТ 31581-2012 и т.д., см. в том числе приложение № 1 к Правилам № 5804-91 с учетом актуальности документов).

Документация при работе с лазерами

При использовании лазера в медицинской организации должна быть документация на лазер от производителя/изготовителя (в том числе эксплуатационная документация и регистрационное удостоверение на медицинское изделие).

На основании п. 10.10.6. СанПиН 2.1.3.2630-10 на кабинеты, в которых размещены лазерные аппараты 3 и 4 классов опасности, оформляется санитарный паспорт. Образец санитарного паспорта представлен в Правилах № 5804-91. Санитарный паспорт заполняется самой медицинской организацией, а уже далее подается на согласование в соответствующее Управление Роспотребнадзора субъекта РФ. Однако данная процедура законодательно не урегулирована, поэтому информацию о согласовании санитарного паспорта необходимо уточнять в РПН субъекта.

Для справки

В отделе по надзору за условиями труда Управления Роспотребнадзора города Москвы (именно оно согласовывает паспорта на лазерный кабинет) нам сообщили о необходимости предварительного проведения ряда исследований/измерений (на излучение и т.д.). Такие исследования проводит ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве». Услуга «сидит» в разделе «производственный контроль» и называется «проведение работ, лабораторных и инструментальных исследований, измерений». Специалисты Центра сами знают («определяют») необходимый перечень исследования и измерения согласования соответствующего лазера. Информация о подаче заявление на проведение исследований (исследования стоят от 40 000 до 80 000 рублей). Предполагаем, что возможно провести исследования и измерения в любой другой аккредитованной лаборатории.

По итогам Центр выдает экспертное заключение и результаты соответствующих исследований/измерений. Далее заполняется санитарный паспорт, собирается сопроводительная документация на лазерный аппарат (все документы от производителя: техническая документация, инструкции и т.д.) и результаты проведенных исследований и измерений. С таким пакетом документов необходимо обращаться в Управление Роспотребнадзора г. Москвы (занимается этим отдел надзора за условиями труда: (+ 7 (495) 687-31-08; 495-687-33-23) или иное территориальное управление субъекта РФ для согласования санитарного паспорта.

Кроме того согласно СанПиН 2.2.4.3359-16, лазерные изделия 2 - 4-го классов до начала их эксплуатации должны быть приняты комиссией, назначенной администрацией учреждения, с обязательным включением в ее состав представителей органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (т.е. Роспотребнадзора). Комиссия устанавливает выполнение требований СанПиН, решает вопрос о вводе лазерных изделий в эксплуатацию. Для ввода лазерного изделия 3 - 4-го классов в эксплуатацию, комиссии должна быть представлена следующая документация:

  1. эксплуатационная документация (паспорт на лазерное изделие; инструкция по эксплуатации и технике безопасности);
  2. утвержденный план размещения лазерных изделий;
  3. протокол замеров лазерного излучения на рабочем месте.

Однако на практике данное требование редко соблюдается, а фактически почти никогда. Это связано как минимум с тем, что представители Роспотребнадзора отрицают возможность участия их представителей в такой комиссии. Однако если ваша медицинская организация намерена строго соблюдать нормы закона, то в случае устного отказа специалистов Роспотребнадзора вам следует обратиться в указанный орган с письменным заявлением с просьбой принять участие в работе комиссии со ссылкой на нормы действующего законодательства. По итогам принятия лазерных изделий обозначенной комиссией специалистов составляется соответствующий акт.

Требования к образованию и обучению

В п. 8.4.3.1. СанПиН 2.2.4.3359-16 указано, что персонал, допускаемый к работе с лазерными изделиями, должен пройти инструктаж и специальное обучение безопасным приемам и методам работы. Однако ни в одном акте не пояснено, что это за специальное обучение и в какой форме оно должно быть проведено, следовательно полагаем, что достаточно простого тематического усовершенствования. Инструктаж по охране труда и технике безопасности бывает различных видов и проводится с различной периодичностью (вводный, первичный, повторный, внеплановый). Результаты фиксируются в соответствующих журналах

Также в 8.4.2.1. СанПиН 2.2.4.3359-16 обозначено, что при эксплуатации лазерных изделий 3 - 4-го классов назначается инженерно-технический работник, прошедший специальное обучение, отвечающий за обеспечение безопасных условий работы.

Также специальное образование, необходимое для работы с лазерами, упоминается в следующих актах:

  • Типовая инструкция по охране труда при проведении работ с лазерными аппаратами (утв. Минздравом СССР 26.05.1988 № 06-14/20). К самостоятельной работе на лазерных установках допускаются лица не моложе 18 лет, с законченным высшим и средним медицинским образованием, имеющие удостоверения о прохождении курса специального обучения, обученные безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-79*, имеющие 1 группу по электробезопасности.
  • ГОСТ 31581-2012. Межгосударственный стандарт. Лазерная безопасность. Общие требования безопасности при разработке и эксплуатации лазерных изделий (введен в действие Приказом Росстандарта от 01.11.2012 № 664-ст). К работе с лазерными изделиями допускаются лица, достигшие 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие курс специального обучения в соответствии с ГОСТ 12.0.004*, обучение в установленном порядке работе с конкретным лазерным изделием и аттестацию на группу по охране труда при работе на электроустановках с соответствующим напряжением.
**Приказом Росстандарта от 9 июня 2016 г. № 600-ст данный ГОСТ отменен с 1 марта 2017 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 12.0.004-2015 для добровольного применения в РФ. Однако это не отменяет необходимость специального обучения персонала, допускаемого к работе с лазерными изделиями

Условия труда при работе с лазерами

Согласно п. 15.5. СанПиН 2.1.3.2630-10 условия труда медицинских работников, выполняющих работы на лазерных установках, должны соответствовать требованиям действующих санитарных норм и правил устройства и эксплуатации лазеров.

На рабочих местах медицинского и другого персонала должно быть обеспечено соблюдение соответствующих гигиенических нормативов (параметры микроклимата, уровни освещенности, ионизирующих и неионизирующих излучений, чистоты воздуха рабочей зоны, а также шума, ультразвука, вибрации, электромагнитных полей, ультрафиолетового, лазерного излучения).

В зависимости от типа, конструкции и целевого назначения лазеров и лазерных установок на работников могут воздействовать различные опасные и вредные факторы, в частности, лазерное излучение, шум, вибрация и т.д.

Уровни опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте не должны превышать значений, установленных действующими нормативными документами, в частности СанПиН 2.1.3.2630-10 и СанПиН 2.2.4.3359-16.

Например, лазеров касаются требования к допустимым уровням звука, создаваемым изделиями медицинской техники (приложение № 7 к СанПиН 2.1.3.2630-10):

Тип изделия Уровни звукового давления, в дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц Уровни звука L_А(экв)/ L_Амакс, (ДБА)
лазерные установки 81 64 53 45 39 35 32 30 28 40/50

Данные факторы должны учитываться в ходе проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) медицинских работников. Напомним, что СОУТ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и рядом подзаконных нормативных актов.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
4 990 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
9 990 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
1 990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
12613
0
Задать вопрос