vk target
 
logo
22 июля 2020

Обязанность врачей направлять информацию в полицию и органы опеки и попечительства

logo
Автор:
  • 12642
  • 0
Обязанность врачей направлять информацию в полицию и органы опеки и попечительства
Комментарии руководителя Факультета медицинского права Габай П.Г. по данной проблематике отражены в статье «Врачи стучат в опеку»: что стоит за страхами родителей» на Православном портале благотворительности «Милосердие.ru»

Медицинские работники зачастую сталкиваются с вопросами, разрешение которых требует юридических знаний. Правоотношения в детских медицинских организациях осложнены еще и тем, что цепочка «врач-пациент» дополняется родителями (законными представителями) пациентов, мнение которых иногда может отличаться от мнения врача-специалиста в отношении необходимости медицинского вмешательства. Мало того, врачи получают «сверху» указания о том, что надо сообщать в полицию и органы опеки о детях, поступивших с травмами и переломами. Но как это сделать, когда врачебная тайна охраняется федеральным законодательством? Именно о таких юридических нюансах и пойдет речь в настоящей статье.

Передача информации в органы МВД. Федеральное законодательство

Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Ее разглашение не допускается, об этом говорит часть 2 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323).

Однако на основании пункта 5 части 4 статьи 13 ФЗ № 323 информацию, составляющую врачебную тайну, допускается предоставлять в ОВД в целях информирования ОВД о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.

В статье 79 ФЗ № 323 информирование ОВД в таких случаях ставится в обязанность медицинской организации. Порядок сообщения о фактах поступления (обращения) пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 565н (далее – Порядок № 565н). Оговоримся, что и названные статьи закона, и Порядок № 565н действуют не только в отношении несовершеннолетних пациентов, но и взрослых.

В пункте 2 Порядка перечислены признаки причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий, при обнаружении которых необходимо информировать МВД. Перечислим их:

  • огнестрельные ранения, в том числе полученные при неосторожном обращении с оружием и боеприпасами;
  • ранения и травмы, полученные при взрывах и иных происшествиях, разрешение заявлений и сообщений о которых отнесено к компетенции органов внутренних дел;
  • колотые, резаные, колото-резаные, рваные раны;
  • переломы костей, гематомы, ушибы мягких тканей;
  • гематомы внутренних органов;
  • ушибы, сотрясения головного мозга;
  • повреждения, связанные с воздействием высоких или низких температур, высокого или низкого барометрического давления;
  • механическая асфиксия;
  • поражения электрическим током;
  • состояния, вызванные воздействием токсичных, ядовитых и психотропных веществ;
  • признаки проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию;
  • признаки изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера;
  • истощение;
  • иные признаки причинения вреда здоровью, в отношении которых есть основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий.

Однако, как указано в пункте 4 Порядка № 565н, одних признаков, перечисленных выше, недостаточно, у врача еще должны быть достаточные основания полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий.

Оговоримся, что законодательного разъяснения, что же такое «достаточные основания полагать» не существует. Если речь идет о травмах, то здесь врач может спросить самого ребенка о том, как он получил ту или иную травму, посмотреть и оценить то, как будет отвечать ребенок, его поведение. Если врач из разговора с ребенком и его родителями, предполагает, что он не «сам упал», а это следствие рукоприкладства родителей, или, например, характер травмы не сочетается с рассказом о том, как эта травма была получена, то врач должен сообщить о таком случае в МВД. То есть Факультет медицинского права полагает, что врач должен оценить ситуацию и постараться понять, при каких условиях получена ребенком травма.

Порядок передачи информации в МВД

Первоначально врачу необходимо передать телефонограмму в МВД, а затем, в течение одного рабочего дня, в МВД необходимо направить извещение, подписанное руководителем медицинской организации или одним из его заместителей и заверенного круглой печатью медицинской организации.

В таком извещении, в частности, должно быть указано следующее: характер имеющегося состояния, возможные его причины, степень тяжести состояния пациента.

Пунктом 6 Порядка № 565н предусмотрено, что в медицинской организации должен вестись специальный журнал регистрации сведений о фактах поступления (обращения) пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

Справка: не установлено законодательной нормы о том, что медицинский работник должен ставить в известность родителей несовершеннолетнего пациента о своем намерении сообщить в полицию.

Передача информации в органы и организации. Региональное законодательство

Помимо федеральных норм, существует еще и региональное законодательство. Мы будем рассматривать на примере г. Москвы. В Москве установлен Регламент межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации (Приложение №1к протоколу Московской межведомственной заседания городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, протокол №04-15 от 25 ноября 2015г.) (далее – Регламент).

Согласно пункту 2.3.5. Регламента, руководители лечебно-профилактических медицинских организаций, имеющих в своей структуре отделения травматологии, при выявлении ребенка (детей), поступившего с признаками жестокого обращения с ним, включая физическое, психическое или сексуальное насилие, непринятия родителями (иными законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно (в течение 3 часов) направляют информацию в целый ряд органов и организаций, в том числе в прокуратуру, МВД и органы опеки.

Отметим, что законодателями четко не определены состояния, при которых создается угроза жизни и здоровья. Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» позволяет вывести некоторые состояния, свидетельствующие об угрозе жизни. Например, нарушения сознания; нарушения дыхания; нарушения системы кровообращения; психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц; болевой синдром; травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов); термические и химические ожоги; кровотечения любой этиологии.

О сообщении информации в органы опеки и попечительства будет указано в следующем разделе настоящей статьи.

Передача информации при отказе родителей от медицинского вмешательства

Родители принимают решение о медицинском вмешательстве за детей, не достигших возраста 15 лет. Частью 3 статьи 20 ФЗ № 323 предусмотрено право родителей на отказ от медицинского вмешательства за исключением ряда случаев, которые мы сейчас не будем рассматривать в той связи, что они не относятся к рассматриваемой ситуации.

Во-первых, здесь стоит отметить, что на медика ложится обязанность по разъяснению всех последствий отказа от медицинского вмешательства (часть 4 статьи 20 ФЗ № 323). А во-вторых, при отказе родителей от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов маленького пациента. Данное право закреплено в части 5 статьи 20 ФЗ № 323. Однако обращаем внимание, что здесь речь идет именно об обращении в суд, а не в полицию или органы опеки.

Сообщение информации в органы опеки и попечительства

При этом не стоит забывать о том, что существует Семейный кодекс РФ (далее – СК РФ). Согласно статье 122 СК РФ должностное лицо медицинской организации, располагающее сведениями о ребенке, которому действиями или бездействием родителей были созданы условия, представляющие угрозу жизни или здоровью либо препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, а также о ребенке, в отношении которого имеются другие случаи отсутствия родительского попечения (ст. 121 СК РФ) обязано сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

По смыслу СК РФ органы опеки должны знать о детях, находящихся в условиях, угрожающих их жизни и здоровью. Второе, на что можно обратить внимание, это «бездействие родителей, препятствующее нормальному развитию», подобная фраза может трактоваться весьма широко.

Справка: создание родителями условий, препятствующих нормальному воспитанию и развитию несовершеннолетнего, не учтено в ФЗ № 323, как исключительное основание, при наличии которого врачебная тайна может быть раскрыта. В этой части, несомненно, имеется юридическая коллизия, когда один закон обязывает передать информацию, а другой запрещает это делать. Отметим, что оба закона, о которых сейчас идет речь, имеют равную юридическую силу – это федеральные законы, следовательно, здесь применим принцип применения нормы права, принятой позже. А позже был принят ФЗ № 323. Факультет медицинского права считает незаконным и необоснованным передачу информации о бездействии родителей, которое может трактоваться как «препятствующее нормальному развитию» в органы опеки и попечительства, так как это ведет к разглашению врачебной тайны.

Как уже указано выше, пункт 2.3.5 Регламента предписывает медицинским организациям сообщать в органы опеки и попечительства о несовершеннолетних пациентах с признаками жестокого обращения, в том числе физического насилия.

Также согласно Регламенту участковые врачи и участковые медицинские сестры при посещении детей на дому и на приемах в поликлинике выявляют обстоятельства, свидетельствующие о наличии семейного неблагополучия.

А согласно пункту 2.3.6 Регламента* администрация медицинской организации (не только поликлиники, но и иной медицинской организации) должна сообщить в органы опеки и попечительства о выявленных обстоятельствах, свидетельствующих о наличии семейного неблагополучия в семьях, имеющих детей.

Отметим, что у термина «неблагополучная семья» нет четкого определения в литературе и тем более в законодательстве. Однако, например, легкомыслие, беззаботное отношение к будущему в соответствующей литературе отнесено к скрытой форме неблагополучия. Что это значит? Это, например, может значить, что отказываясь от госпитализации, родитель беззаботно относится к заболеванию ребенка, не думает о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить для ребенка при неоказании медицинской помощи в стационаре. Вот и повод позвонить в опеку.

Примечание: интересно заметить, что из контекста пункта 2.3.6 Регламента следует, что невозможность обоих родителей или единственного родителя самостоятельно осуществлять уход и воспитание ребенка (детей) в случаях длительной и тяжелой болезни обоих родителей или единственного родителя является обстоятельством, свидетельствующим о семейном неблагополучии.

При этом Регламент противоречит ФЗ № 323 в части сохранения врачебной тайны, а следовательно, применение пункта 2.3.6 Регламента в качестве основания для передачи данных в органы опеки и попечительства, юридически некорректно.

Ответственность медицинских работников за ложные сообщения в органы

Стоит начать с того, какой смысл каждый вкладывает в понятие «ложное сообщение». Ответственность за заведомо ложное сообщение о преступлении есть (статья 306 УК РФ). При этом, в случаях, когда при направлении заведомо ложного сообщения о якобы совершенном преступлении используются служебные источники или каналы распространения информации, конкретные служебные полномочия, содеянное квалифицируется как превышение должностных полномочий (статья 285 УК РФ).

Но стоит понимать, что ответственность наступает в тех случаях, когда сообщавший знал о том, что преступления не было, но все равно намеренно сообщил о его совершении.

Если к врачу поступает травмированный ребенок и у этого врача появляются основания полагать, что травмы получены им в результате противоправных действий других лиц (в том числе родителей), то это уже не будет являться заведомо ложным сообщением даже тогда, когда опасения врача не подтвердятся. В такой ситуации врач не знает истинного положения дел, а задача ОВД провести проверку сообщения и прояснить ситуацию.

Не единичны случаи насилия детей в семье, и если врачи будут закрывать глаза на причины травм ребенка, то вероятно, некоторым детям уже никто не сможет помочь.

Определение угрозы жизни и здоровью органами опеки и медицинскими организациями

У органов опеки и попечительства есть нормы, согласно которым они работают. При поступлении сигнала о семейном неблагополучии или о наличии условий, угрожающих жизни и здоровью ребенка, представители опеки приходят и проводят обследование условий жизни ребенка. По результатам обследования органами опеки и попечительства принимаются те или иные меры, направленные на защиту ребенка, например, могут провести профилактическую беседу, установить социальный патронат над ребенком. Если же будет выявлена реальная угроза жизни и здоровью ребенка, то в таком случае законодательство разрешает применить оперативную меру реагирования в виде отобрания ребенка (статья 77 СК РФ).

Справка: официальных разъяснений по вопросу того, что значит «реальная угроза» нет. Однако в литературе встречается следующая точка зрения.

О наличии непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью могут свидетельствовать следующие обстоятельства: необеспечение ребенка предметами первой необходимости (едой, одеждой, средствами гигиены и т.д.); уклонение от обеспечения ребенка необходимой медицинской помощью, в которой ребенок нуждается; несоблюдение требований пожарной безопасности и эксплуатации помещения при наличии выявленных административным органом и зафиксированных в протоколах нарушений; наличие травм, телесных повреждений у несовершеннолетних; систематическое оставление ребенка без надзора; оставление ребенка в опасных местах; регулярные острые конфликты между членами семьи, существенно влияющие на психоэмоциональное состояние ребенка; нахождение родителей в тяжелом состоянии опьянения; неудовлетворительное санитарное состояние места жительства несовершеннолетнего и др.1

Для примера можно привести Постановления ЕСПЧ от 18.04.2013 «Дело «Агеевы (Ageyevy) против Российской Федерации» (жалоба № 7075/10). Суть данного дела такова, что ребенок по недосмотру родителей облился кипятком, потом упал с лестницы в результате чего ребенок получил травмы и ожоги. Родители неоднократно предупреждались о необходимости привести лестницу в безопасное состояние, однако они этого не сделали. В итоге ребенок был отобран. По данному делу суд единогласно постановил, что по делу требования статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в части отобрания Г. и П. под публичную опеку нарушены не были.

Как уже отмечено выше, нет механизма определения угрозы жизни и здоровья. Но стоит разделять следующее. В компетенции врачей будет определить угрожает ли то или иное состояние ребенка его жизни и здоровью. Например, насколько угрожает здоровью ребенка пять съеденных им бабушкиных «сердечных» таблеток?

А вот органы опеки при оценке условий жизни ребенка компетентны оценить условия, в которых находится ребенок и могут сделать вывод о том, предоставляют ли такие условия угрозу жизни и здоровья ребенка. Например, если лекарства находятся в свободном для детей доступе, то угрожает ли это обстоятельство здоровью и жизни ребенка?

  1. 1Якушев П.А. Изъятие ребенка из семьи без судебного постановления в контексте приоритета семейного воспитания ребенка как традиционной и правовой ценности // Российская юстиция. 2017. № 5. С. 17 - 20.
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
4 990 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
9 990 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
1 990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
12346
0
Задать вопрос