Реализация проекта «Найди меня» началась с 01 января 2015 года на основании Постановления Правительства Москвы от 28.10.2014 № 624-ПП «О создании новых информационных возможностей поиска людей, местонахождение которых неизвестно родственникам и близким» (далее — Постановление № 624-ПП), а также Приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.11.2014 № 976 «Об утверждении Правил сбора и предоставления информации о гражданах, личность которых не установлена, поступающих на стационарное лечение в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы» (далее — Приказ ДЗ № 976), принятого во исполнение Постановления № 624-ПП.
Проект создан в первую очередь в виде интернет-портала «Найди меня» по адресу https://findme.mos.ru/ и представляет собой новую информационную возможность поиска и нахождения пропавших родственников и близких людей в случае их поступления в государственные больницы города Москвы в состоянии, не способном сообщить информацию о себе или контактные данные своих близких. В основном это пациенты, доставляемые в больницы столичными бригадами скорой медицинской помощи. Также предоставление гражданам сведений из общегородского сервиса «Найди меня» осуществляется круглосуточной «службой одного окна», организованной ГБУЗ г. Москвы «НИИ СП имени Н. В. Склифосовского ДЗМ города Москвы», которое было определено Департаментом здравоохранения города Москвы как ответственное за реализацию данных функций.
Без всякого сомнения реализация проекта «Найди меня» является благим делом, но мы (Факультет Медицинского Права) в силу специфики нашей деятельности решили оценить его работу еще и с точки зрения законности функционирования.
Сомнений не было в том, что разработчики такого важного государственного проекта должны были учесть требования действующего законодательства. «Погружение» в проект было в первую очередь обосновано интересом механизма правовой реализации защиты персональных данных и сведений, составляющих врачебную тайну пациентов, информация о которых попадает на портал. Первое удивление появилось после знакомства с публичной офертой (Соглашением), представленной на странице портала «Найди меня» https://findme.mos.ru/doc, почти что «лицом» проекта. Опережая развернутый правовой анализ публичной оферты портала, сообщим, что она составлена с грубыми нарушениями базового гражданского законодательства, содержит множество юридическо-технических пороков оформления и, как следствие, просто не может надлежащим образом регулировать правоотношения, возникающие при функционировании проекта. Далее мы подвергли тщательному правовому анализу нормативные правовые акты, регулирующие деятельность проекта, протестировали работу самого интернет-портала, даже пообщались с менеджерами проекта и пришли к выводу о том, что хотя его функционирование на сегодняшний день и преследует общественно-полезную цель, но не совсем вписывается в рамки существующего правового поля. Притом, прежде чем подвести итоговые выводы, мы старательно вставали как на сторону «защиты», так и на сторону «обвинения», что будет очевидно при знакомстве с предложенной нами правовой экспертизой проекта «Найди меня».
Содержание аналитической записки
№ п/п |
Наименование раздела |
---|---|
1. | Предисловие |
2. | Базовые промахи |
3. | Цели реализации проекта «Найди меня» |
4. | Категории граждан, информация о которых попадает на портал «Найди меня». Общие положения |
5. | Категории граждан, информация о которых попадает на портал «Найди меня». Детализация |
6. | Условия сбора и размещения информации на портале «Найди меня» |
7. | Небольшое отступление в пользу терминологии |
8. | Законность обработки персональных данных пациента и сведений, составляющих его врачебную тайну |
9. | Состав сведений о пациентах, размещаемых медицинскими организациями в базе сервиса «Найди меня» |
10. | Пять категорий информации, обрабатываемой на портале «Найди меня», и законные условия ее обработки |
11. | Простые данные, обрабатываемые на портале «Найди меня» |
12. | Простые персональные данные, обрабатываемые на портале «Найди меня» |
13. | Специальные персональные данные, обрабатываемые на портале «Найди меня» |
14. | Биометрические персональные данные, обрабатываемые на портале «Найди меня» |
15. | Сведения, составляющие врачебную тайну, обрабатываемые на портале «Найди меня» |
16. | Итоговые результаты анализа соответствия деятельности портала «Найди меня», законодательству об информации |
17. | Обобщенная характеристика правовых оснований занесения информации на портал «Найди меня» в зависимости от категории пациентов |
18. | Исключение информации, содержащейся на портале «Найди меня» |
19. | Изменение статуса пациента и его отображение на портале «Найди меня» |
20. | Информация, размещаемая на портале «Найди меня» |
21. | Условия получения информации на портале «Найди меня» |
22. | Правовой анализ оферты, размещенной на портале «Найди меня» |
23. | Влияние идентификации гражданина на статус информации, размещаемой на портале |
24. | Факт нахождения пациента в медицинской организации в контексте законодательства о врачебной тайне |
25. | Ответственность медицинских организаций, предоставляющих сведения о пациентах на портал |
26. | Общие выводы |
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения