logo
22 ноября 2021

Минюст предложил уточнить правила помещения в психиатрические стационары подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей

logo
Автор:
  • 125
  • 0
психиатрия психиатрический стационар права обвиняемых права подсудимых
Минюст предложил уточнить правила помещения в психиатрические стационары подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей

Минюст России подготовил проекты поправок в Уголовно-процессуальный ‎кодекс РФ, а также в Федеральный закон от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Поправки призваны уточнить правила помещения в психиатрические стационары подозреваемых и обвиняемых, к которым в качестве меры пресечения применено содержание под стражей.
Необходимость внесения поправок обусловлена тем, что на сегодняшний день в законодательстве фактически отсутствует надлежащая регламентация оснований, условий, правил и сроков помещения подозреваемых и обвиняемых в психиатрические стационары.
Проекты частично устраняют указанные правовые пробелы: установлен срок, на который лицо может быть помещено в психиатрический стационар, также предусмотрено, что суд сможет рассматривать вопрос о помещении лица в психиатрический стационар не только по ходатайству следователя или дознавателя, как сейчас, но и по собственной инициативе (по уголовному делу, находящемуся в производстве суда). Однако некоторые положения вызывают вопросы. В частности, зафиксировано, что наличие психического заболевания, которое может быть основанием для помещения в психиатрический стационар подозреваемого/обвиняемого, может быть установлено либо по результатам судебно-психиатрической экспертизы, либо по заключению медорганизации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях. При этом неясно, какие именно психические заболевания будут являться основаниями для помещения заключенных в психиатрический стационар. Также не регламентирована процедура принятия указанного заключения медорганизацией.

Минюст России подготовил проект поправок в Уголовно-процессуальный ‎кодекс РФ (УПК РФ), предусматривающий уточнение правил помещения подозреваемых/обвиняемых, к которым в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, в медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях (далее – психиатрические стационары).

Корреспондирующие изменения ведомством подготовлены также в Федеральный закон от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – закон № 3185-1).

Как сообщается в пояснительных записках к обоим проектам поправок, документы разработаны в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2018 № 20-П. В данном постановлении Конституционный Суд указал на целесообразность уточнения механизма и условий помещения лиц, к которым в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, в психиатрические стационары.

Из названного постановления следует, что такое уточнение необходимо, в частности, в связи с тем, что в настоящее время уголовно-процессуальное законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих срок, на который подозреваемый/обвиняемый, содержащийся под стражей, может быть помещен в психиатрический стационар.

Более того, на сегодняшний день не установлены условия и правила такого помещения: в законе № 3185-1 подобных норм нет вообще, а в УПК РФ –лишь краткая, крайне общая регламентация.

Так, в действующей редакции УПК РФ указано лишь то, что при установлении у подозреваемых/обвиняемых, содержащихся под стражей, факта психического заболевания по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора, суд принимает решение о переводе данных лиц в психиатрический стационар (ч. 1 ст. 435 УПК РФ). При этом определено, что такое решение суд должен принимать в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ (данной статьей установлены правила принятия судом решения о заключении лица под стражу).

Таким образом, в УПК РФ фактически лишь предусмотрена возможность помещать задержанных подозреваемых/обвиняемых в психиатрические стационары на основании решения суда, при условии, что с ходатайством об этом обратился либо следователь, либо дознаватель. При этом основания и правила принятия таких решений, а также правила пребывания лица в психиатрическом стационаре не регламентированы.

Как было отмечено выше, такие основания и правила не регулируются и в законе № 3185-1. Названный закон в настоящее время предусматривает только два механизма (впрочем, не распространяющихся на подозреваемых/обвиняемых, содержащихся под стражей) недобровольного оказания психиатрической помощи в психиатрических стационарах:

  • принудительная медицинская помощь – применяется по основаниям, предусмотренным УК РФ, исключительно в отношении совершивших преступление лиц с психическими расстройствами, а не в отношении подозреваемых/обвиняемых, находящихся под стражей;
  • медицинская помощь в рамках принудительной госпитализации в психиатрический стационар – применяется по основаниям, установленным в ст. 29 закона № 3185-1 в отношении обычных (не совершивших общественно опасное деяние) граждан с психическим расстройством. Решение о недобровольной госпитализации также принимает суд, при этом с иском о такой госпитализации могут обратиться либо представитель медицинской организации, в которой уже находится больной, либо прокурор.

Подробная информация о механизмах, основаниях и правилах применения принудительных мер медицинского характера и недобровольной психиатрической госпитализации представлена на сайте «Факультета медицинского права» в следующих материалах: «Недобровольная госпитализация в психиатрический стационар и применение принудительных мер медицинского характера (сравнительное правовое исследование)», «Мифы о «карательной психиатрии» и принудительное психиатрическое лечение в XXI веке».

Содержание поправок

В предложенных Минюстом проектах поправок частично устранены правовые пробелы в рассматриваемой сфере. Так, к числу наиболее значимых новелл проекта поправок в УПК РФ относятся следующие:

  • Предлагается устанавливать наличие психического заболевания, которое может быть основанием для помещения подозреваемого/обвиняемого, содержащегося под стражей, в психиатрический стационар либо по результатам судебно-психиатрической экспертизы, либо по заключению медорганизации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.
    Примечание: неясно, какие именно психические расстройства будут являться основаниями для помещения заключенных в психиатрический стационар. Напомним, что, согласно п. 3 ч. 9 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинское вмешательство без согласия больного (его законного представителя) допустимо в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами. Однако из действующих норм законодательства неясно, какие именно психические расстройства признаются тяжелыми. Кроме того, в законодательстве не определено, при каких именно заболеваниях и состояниях обследование и лечение возможны только в условиях стационара. Также важно отметить, что законопроект дает возможность поместить лицо в психиатрический стационар не только по результатам судебно-психиатрической экспертизы, но и на основании «заключения медицинской организации». В то же время ни форма, ни порядок и основания выдачи такого медицинского заключения не определены, а это может привести к различным злоупотреблениям, в т. ч. со стороны правоохранительных органов.
  • Предлагается рассмотрение судом вопроса о помещении подозреваемого/обвиняемого в психиатрический стационар не только по ходатайству следователя или дознавателя, но и по собственной инициативе (по уголовному делу, находящемуся в производстве суда).
  • Предлагается установить срок, на который лицо может быть помещено в психиатрический стационар: подозреваемый/обвиняемый сможет быть помещен в психиатрический стационар на срок не более 6 месяцев. При этом суд сможет продлять этот срок неоднократно (каждый раз не более чем на 6 месяцев) по ходатайству следователя, если производство по уголовному делу не может быть закончено ‎до истечения установленного судом срока и отсутствуют основания для прекращения пребывания лица в психиатрическом стационаре.
    Примечание: в соответствии с проектом поправок в закон № 3185-1 для решения вопроса ‎о необходимости дальнейшего пребывания подозреваемого/обвиняемого в психиатрическом стационаре, медорганизация информирует орган предварительного расследования или суд, в производстве которых находится уголовное дело, о состоянии здоровья лица не позднее чем за 15 дней до истечения установленного судом срока пребывания в стационаре.
  • Указано, что при принятии решения о помещении подозреваемого/обвиняемого в психиатрический стационар суд вправе обязать больного соблюдать следующие запреты:
    • общаться с определенными лицами;
    • отправлять и получать корреспонденцию;
    • использовать средства связи и интернет.
    Примечание: в проекте не уточнено, кто и как именно должен обеспечивать соблюдение больным указанных запретов. При этом в проекте поправок в закон № 3185-1 указано, что медорганизация должна информировать о соблюдении пациентом запретов органы предварительного расследования или суд, в производстве которых находится уголовное дело. Срок и форма такого информирования не определены, однако, полагаем, что делать это необходимо будет как минимум ежемесячно: из проекта поправок в закон № 3185-1 следует, что направлять информацию о соблюдении запретов необходимо вместе с информацией о результатах освидетельствования, которое проводится не реже чем один раз в месяц.
  • Предлагается ввести срок, в течение которого суд должен рассматриваться вопросы о помещении лица в психиатрический стационар, а также ‎о продлении срока пребывания в психиатрическом стационаре – не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства.
  • Предлагается возложить обязанность контролировать психическое состояние подозреваемого/обвиняемого, помещенного в психиатрический стационар, на следователя, дознавателя и суд. В случае улучшения психического состояния лица следователь, дознаватель или суд будут решать вопрос о возможности применения к лицу меры пресечения в пределах компетенции.
    Примечание: подозреваемый/обвиняемый, помещенный в психиатрический стационар, должен будет проходить освидетельствование комиссией врачей-психиатров стационара не реже одного раза в месяц. По результатам освидетельствования комиссия будет определять состояние его здоровья и возможность проведения с ним процессуальных действий. Соответственно, на медорганизацию возложена обязанность информировать органы предварительного расследования или суд о результатах освидетельствования.
  • Предлагается ввести норму, согласно которой судебные постановления о временном помещении и о продлении срока пребывания лица в психиатрическом стационаре могут быть обжалованы в апелляционном порядке с учетом ст. 389.3 УПК РФ в течение 10 суток со дня их вынесения, а решение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 47.1 УПК РФ.

А закон № 3185-1 дополнен новой ст. 13.1 «Временное помещение подозреваемого, обвиняемого, заключенного под стражу, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях», содержащей корреспондирующие поправкам в УПК РФ нормы (наиболее значимые нормы проекта поправок в закон № 3185-1 были приведены выше в примечаниях).

О рисках, связанных с поправками

Несмотря на то, что проекты устранили часть правовых пробелов в сфере регламентации правил, условий и сроков помещения задержанных в психиатрический стационар, отмеченные выше положения проектов вызывают вопросы и опасения.

Существуют и иные недостатки проектов, которые, по мнению представителей профессионального сообщества, создают определенные риски.

В частности, непонимание возникает в части базового срока содержания лица в медорганизации – 6 месяцев. По мнению экспертов «Адвокатской газеты», такой период очень большой, поскольку на практике срок следствия продлевается каждый раз примерно на 2 месяца, а ст. 162 УПК РФ первоначально вообще не предполагает установления 6-месячного срока, поскольку речь в ней идет сначала о двух месяцах, потом о трех.

Кроме того, высказываются опасения, связанные с тем, что из текста законопроекта неясно, когда прекращаются процедуры продления срока содержания обвиняемого в стационаре при отсутствии у него улучшений. Этот правовой пробел приводит к тому, что психически здоровый обвиняемый, содержащийся в СИЗО, подлежит освобождению из-под стражи, если следователь за 30 суток до истечения предельного срока по ст. 109 УПК РФ не закончил расследование, а для помещенного в стационар обвиняемого такого ограничения нет, так как законопроект не содержит аналогии с ограничениями, установленными в ст. 109 УПК РФ.

Также, по мнению представителей адвокатского сообщества, в законопроекте происходит подмена понятий «место оказания медицинской помощи» и «место содержания под стражей»: медицинскую организацию используют в качестве места изоляции гражданина, а не в качестве места его лечения.

Мы считаем, что обозначенные риски и неясности в проекте поправок требуют обязательной доработки.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии
Задать вопрос