vk target
 
logo
22 июля 2020

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

logo
Автор:
  • 1969
  • 0
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Одним из конституционных прав граждан, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации, является право на получение бесплатной медицинской помощи. Определено, что бесплатно граждане получают медицинскую помощь за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Реализуется такое право путем установления программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Однако, когда с одной стороны государство дает право гражданам, это не может не отразиться на противоположной стороне правоотношений - медицинских организациях, которые в свою очередь приобретают ряд прав и обязанностей.

Программа государственных гарантий сегодня

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый Минздравом России доклад о ее реализации.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – ПГГ) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Содержание программы государственных гарантий

Для начала раскроем содержание ПГГ и обозначим, что программа:

  • устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно;
  • перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно;
  • категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;
  • средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
  • средние подушевые нормативы финансирования;
  • порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты;
  • требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Приложением к ПГГ также определены два перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи: первый – это виды высокотехнологичной медицинской помощи, входящие в рамки базовой программы обязательного медицинского страхования; второй – не входящие в рамки базовой программы обязательного медицинского страхования.

Виды медицинской помощи

Отметим, что статьей 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) определено, что в рамках ПГГ должны оказываться следующие виды медицинской помощи:

  • первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
  • специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи;
  • скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;
  • паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях*.
*Примечание: статьей 36 ФЗ № 323 определено, что паллиативная медицинская помощь оказывается в стационарных и амбулаторных условиях. При этом из статьи 32 ФЗ № 323 ясно, что под амбулаторными условиями понимается оказание медицинской помощи в том числе и на дому при вызове медицинского работника. Таким образом, Факультет медицинского права считает не совсем корректной формулировку статьи 80 ФЗ № 323 в той части, что в рамках ПГГ паллиативная медицинская помощь осуществляется именно в медицинских организациях. Отметим, что в действующей ПГГ верно установлено, что паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных или стационарных условиях, то есть в рамках ПГГ оказание такой помощи возможно и на дому.

Перечень заболеваний и состояний, при которых медицинская помощь должна оказываться бесплатно

В разделе III ПГГ определено, что гражданин имеет право на перечисленные выше виды медицинской помощи при следующих заболеваниях или состояниях (приведено выборочно):

  • инфекционные и паразитарные болезни;
  • новообразования;
  • болезни эндокринной системы;
  • расстройства питания и нарушения обмена веществ;
  • болезни крови, кроветворных органов;
  • беременность, роды, послеродовой период и аборты;
  • отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период;
  • психические расстройства и расстройства поведения;
  • симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям и другие.

Помимо непосредственно оказания медицинской помощи, граждане имеют право на обеспечение лекарственными препаратами (о бесплатном лекарственном обеспечении можно узнать из одноименной статьи на сайте Факультета медицинского права). Отметим, что частью 2 статьи 80 ФЗ № 323 определено, что в рамках ПГГ при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан:

  • лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (на 2020 год перечень установлен Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р);
  • медицинскими изделиями, включенными в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека (Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р).

Отдельные категории граждан – отдельные права

Государство также выделяет отдельные категории граждан, для которых предусмотрено право на проведение определенных медицинских манипуляций, в частности на:

  • профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию - определенные группы взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), в том числе работающие и неработающие граждане, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме;
  • медицинские осмотры, в том числе профилактические медицинские осмотры, в связи с занятиями физической культурой и спортом - несовершеннолетние;
  • диспансеризацию - пребывающие в стационарных учреждениях дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью;
  • диспансерное наблюдение - граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих*, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями;
    *примечание: перечни заболеваний утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.
  • пренатальную (дородовую) диагностику нарушений развития ребенка - беременные женщины;
  • неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний - новорожденные дети;
  • аудиологический скрининг - новорожденные дети и дети первого года жизни.

Базовая программа ОМС

Одной из важных частей ПГГ является базовая программа обязательного медицинского страхования (ОМС). Как определено статьей 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», базовая программа ОМС определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.

Важно! Статьей 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ определено, что застрахованное лицо имеет право на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС на всей территории России.

Медицинская помощь по программе госгарантий

Основной закон, который регулирует правоотношения, связанные с оказанием медицинской помощи, это ФЗ № 323. Статьей 78 указанного закона определено, что медицинская организация имеет право участвовать в оказании гражданам Российской Федерации медицинской помощи в соответствии с ПГГ, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.

При этом законом строго определено, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с ПГГ и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (статья 11 ФЗ № 323).

Справка:

Согласно статье 15 ФЗ № 326 медицинской организацией в сфере ОМС может стать:

  • Медицинская организация любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;
  • Индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность.

Для этого необходимо направить уведомление в Территориальный Фонд ОМС до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС.

Образец уведомления об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования медицинских организаций не утвержден нормативным правовым актом, однако, рекомендуемый образец приводится в приложении 7 Методических указаний по представлению информации в сфере обязательного медицинского страхования (Письмо ФФОМС от 30.12.2011 № 9161/30-1/и).

Реестр медицинских организаций ведется территориальным фондом ОМС, размещается в обязательном порядке на его официальном сайте в сети «Интернет».

Важно! Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций.

При этом медицинские организации, включенные в указанный реестр, не имеют права в течение года, в котором они осуществляют деятельность в сфере ОМС, выйти из числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, за исключением случаев:

  • ликвидации медицинской организации;
  • утраты права на осуществление медицинской деятельности;
  • банкротства;
  • иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.

Также возможно исключение медицинской организации из реестра в случае, когда еще не был заключен договор со страховой медицинской организацией на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Информирование о бесплатной медицинской помощи

Обращаем внимание, что любая медицинская организация, вне зависимости от того, участвует она в оказании гражданам медицинской помощи в рамках ПГГ или нет, обязана информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках ПГГ и территориальных ПГГ (часть 1 статьи 79 ФЗ № 323).

Согласно Правилам предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, при заключении договора потребителю необходимо предоставить о возможности получения бесплатной медицинской помощи в рамках ПГГ и территориальной ПГГ.

Помимо этого, на сайте и на информационном стенде медицинской организации необходимо разместить информацию о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с ПГГ.

Одновременно с этим медицинские организации, участвующие в реализации ПГГ также обязаны предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с ПГГ.

Санкции за нарушение данных обязанностей прямо предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ):

Статья КоАП РФ Ответственность
Часть1 статьи 6.30
Невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
наложение административного штрафа:
  • на должностных лиц в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей.
Часть 2 статьи 6.30
Невыполнение медицинской организацией, участвующей в реализации ПГГ помощи, обязанности о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
наложение административного штрафа:
  • на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 рублей.

Возможность оказывать платные медуслуги

Несмотря на то, что основная обязанность медицинских организаций, участвующих в реализации ПГГ, состоит в оказании бесплатной медицинской помощи, часть 5 статьи 84 ФЗ № 323 дает право таким медорганизациям оказывать платные медицинские услуги:

  • на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами*;
  • при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
  • при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 ФЗ № 323 (речь идет о выборе врача и медицинской организации пациентом при оказании медицинской помощи в рамках ПГГ).
*Примечание: пунктом 7 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, предусмотрена аналогичная норма. При этом в указанных Правилах конкретизируется, что к таким условиям, в частности, по желанию пациента могут быть отнесены:
  • установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;
  • применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи.

Отметим, что в некоторых информационных источниках можно увидеть мнение о том, что оказание платных медицинских услуг государственными бюджетными учреждениями здравоохранения нарушает права граждан на бесплатное оказание медицинской помощи. При этом, сторонники такой точки зрения ссылаются на статью 41 Конституции РФ.

Однако для оказания ГБУЗами платной медицинской помощи существует достаточно прочная нормативная база. Более подробно данная проблематика разобрана в новостной статье Факультета медицинского права.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
4 990 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
9 990 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
1 990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!
Задать вопрос