Факультетом Медицинского Права уже был опубликован ряд статей, связанных с врачебной комиссией.

В сегодняшней статье мы подробнее остановимся на вопросе, связанном с ролью врачебной комиссии в области контроля качества медицинской помощи.
Напомним нашим читателям, что врачебная комиссия представляет собой структуру, состоящую из врачей и возглавляемую руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. Врачебная комиссия функционирует на постоянной регулярной основе и создается при каждой медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и др. (ч. 1 и 2 ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ), ч. 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ № 502н).
Подробнее информация о правилах организации деятельности врачебных комиссий, их функциях, целях деятельности и документации при работе врачебной комиссии представлена в статьях по следующим ссылкам:
- Правила организации деятельности врачебной комиссии
- Функции врачебной комиссии
- Документация при работе врачебной комиссии
- Протокол заседания врачебной комиссии
Немного о внутреннем контроле качества медицинской помощи
В соответствии с п. 4.22 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н одной из важнейших функций врачебной комиссии является организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее – внутреннего контроля).

Основным значением внутреннего контроля является повышение эффективности работы медицинской организации за счет проводимого на регулярной основе внутреннего контроля качества оказываемой медицинской помощи и принятия соответствующих управленческих решений.
Обращаем внимание наших читателей, что организация и проведение внутреннего контроля осуществляется по решению руководителя медицинской организации. Так, согласно ст. 90 ФЗ № 323-ФЗ обязанность по осуществлению внутреннего контроля возложена на органы, организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
На основании данной нормы следует вывод о том, что организационные механизмы, устанавливающие порядки проведения внутреннего контроля должны определяться руководителем конкретной медицинской организации.
Подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня, определяющие порядок организации и проведения данной формы контроля, которые могли бы использовать руководители медицинских организаций, в настоящее время отсутствуют. В связи с этим на практике при реализации норм, связанных с внутренним контролем, возникают сложности.
Однако, на региональном уровне существует Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 16.08.2013 № 820 «О совершенствовании организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы» (далее – Приказ № 820), в котором даны Рекомендации по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы.
Данным приказом установлена трехступенчатая система контроля качества медицинской помощи с указанием определенных нормативов контроля на каждом уровне.
Так, в большинстве медицинских организаций на сегодняшний день предусмотрены следующие уровни внутреннего контроля (Глава II Приказа № 820):
- 1-й уровень – проводится заведующим структурным подразделением медицинской организации путем оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи;
- 2-й уровень – осуществляется заместителем руководителя медицинской организации в разрезе структурных подразделений и медицинской организации в целом путем проведения контроля качества случаев оказания медицинской помощи первого уровня, оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи (осмотр пациента, оценка тактики его ведения, др.);
- 3-й уровень – проводится врачебной комиссией, которая осуществляет контроль качества наиболее сложных и конфликтных ситуаций, требующих комиссионного рассмотрения. В рамках внутреннего контроля, приводимого врачебной комиссией, осуществляется выработка и принятие решения по дальнейшей тактике ведения пациента, о профессиональном, должностном соответствии медицинских работников и другим вопросам.
Непосредственно о роли врачебной комиссии при проведении внутреннего контроля
Как мы уже отмечали выше, врачебная комиссия осуществляет контроль относительно наиболее сложных медицинских ситуаций.

В связи с этим, существуют случаи, при которых контроль качества медицинской помощи проводится в обязательном порядке именно врачебной комиссией медицинской организации.
Так, например, контроль качества и безопасности медицинской помощи должен быть осуществлен врачебной комиссией, если случай оказания медицинской помощи, сопровождался жалобами граждан или их законных представителей на доступность и качество медицинской помощи (Глава II Приказа № 820).
Кроме того, такие случаи могут быть прописаны руководителем медицинской организации с учетом специфики деятельности, структуры, штатного расписания медицинской организации.
Отметим, что объем проведения контроля качества врачебной комиссии медицинской организации также должен определяться приказом руководителя медицинской организации.
Основные задачи врачебной комиссии в области контроля качества
Исходя из функций врачебной комиссии, установленных в Приказе № 502н, а также из положений о внутреннем контроле качества медицинской помощи, установленных Приказа № 820, к основным целям работы врачебной комиссии по осуществлению внутреннего контроля качества медицинской помощи можно отнести следующее:

- выявление дефектов в организации лечебно-диагностического процесса, факторов, повлекших за собой снижение качества оказания медицинской помощи, и установление причин их возникновения;
- выбор оптимальных управленческих решений и проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения дефектов в организации и оказании медицинской помощи, повышение эффективности использования ресурсов медицинской организации;
- предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований безопасности условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
- предупреждение, выявление и пресечение нарушений соблюдения медицинскими и фармацевтическими работниками, руководителями медицинских организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
Для выполнения данных задач врачебной комиссией могут быть использованы различные механизмы: разработка планов и документов, контроль и анализ отчетности, работа с обращениями граждан, разбор сложных и конфликтных случаев лечения и т. д.
О Критериях оценки качества медицинской помощи при осуществлении внутреннего контроля врачебной комиссией
В связи с тем, что положение о внутреннем контроле должно быть утверждено руководителем медицинской организации (ст. 90 ФЗ № 323-ФЗ), то и критерии оценки качества медицинской помощи, которыми должна руководствоваться врачебная комиссия при осуществлении внутреннего контроля так же должны быть определены в данном положении.

Как правило, врачебная комиссия осуществляет оценку следующих критериев при проведении внутреннего контроля:
- соблюдение требований о своевременности оказания медицинской помощи;
- правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, медицинских технологий при оказании медицинской помощи с учетом минимизации риска их применения для конкретного пациента, а также соблюдение в учреждении правил хранения и применения (назначения) лекарственных препаратов и расходных материалов;
- оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;
- разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
- изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;
- соблюдение выполнения этапов, условий и сроков оказания медицинской помощи по соответствующему виду, профилю заболеваний или состояний;
- соответствие организации деятельности структурного подразделения, врача требованиям положений, регламентированных порядками оказания медицинской помощи;
- соблюдение требований стандартов оснащения структурных подразделений;
- соответствие штатного расписания рекомендуемым штатным нормативам; соблюдение стандартов медицинской помощи;
- соблюдение требований безопасности медицинских изделий, предусмотренных нормативной документацией производителя;
- соблюдение требований к утилизации (уничтожению) медицинских изделий, предусмотренных технической и эксплуатационной документацией производителя;
- соблюдение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий и др.
Решения Врачебной комиссии оформляются протоколом заседаний ВК, вносятся в медицинскую документацию пациента (если рассмотренное ВК дело затрагивает случай лечения конкретного пациента), а также в журнал работы ВК. Подробнее об этом в наших других статьях раздела «Врачебная комиссия».
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения