logo
09 марта 2021

Новые правила проведения предварительных и периодических медосмотров

logo
Автор:
  • 883
  • 0
Новые правила проведения предварительных и периодических медосмотров

С 1 апреля 2021 года в России начнет действовать новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Также обновлен перечень медицинских противопоказаний к выполнению определенных работ и перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры.

Медосмотры будут проводить в соответствии с новыми нормативными правовыми актами, а именно:

  • Приказом Минздрава России от 28.01.2021 №29н (далее – Приказ №29н), которым утверждены:
    • Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса РФ (далее – Порядок № 29н). Порядком № 29н установлены непосредственно правила проведения медосмотров (в т.ч., правила подготовки документов до и после проведения осмотров, правила взаимодействия работодателей с медорганизациями, проводящими медицинские осмотры, сроки проведения медосмотров). В приложении к Порядку № 29н определена периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
    • Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
  • Приказом Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2020 № 988н/1420н (далее – Приказ № 988н/1420н), которым утвержден:
    • Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Указанные акты будут применяться до 1 апреля 2027 года.

Соответственно, действующий в настоящее время Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302 «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ №302н, Порядок № 302н, соответственно), утратит силу 1 апреля 2021 года.

В настоящей статье мы провели правовое исследование нового порядка и перечней, и выделили их основные отличия от предыдущих.

Об общих требованиях Порядка № 29н

В соответствии с Порядком № 29н предварительные и периодические медицинские осмотры могут проводиться медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющими право на проведение таких осмотров (лицензию).

При этом Порядок № 29н дополнен нормой о том, что периодический осмотр работников может проводиться мобильными бригадами врачей-специалистов медицинских организаций*. Но в этом случае перед медосмотрами работникам необходимо пройти диагностические исследования в медицинской организации. Отметим, что современные условия позволяют проводить некоторые диагностические исследования: забор крови, рентген и др., с применением мобильных средств. Однако наличие данных возможностей в Порядке № 29н не учтено, поэтому все диагностические процедуры должны по-прежнему выполняться в медицинской организации.

*Примечание: обращаем внимание, что действующий Порядок № 302н не содержит норм, позволяющих мобильным медицинским бригадам (далее – ММБ) проводить медосмотры. При этом, еще до утверждения Приказа № 29н возможность проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации взрослого населения ММБ уже была установлена в следующих нормативных правовых актах:
  • Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н;
  • Порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утв. Приказом Минздрава России от 13.03.2019 № 124н (далее – Порядок № 124н).

Данным функционалом ММБ были наделены в мае 2019 года (это связано с тем, что в 2019 году диспансеризация и профилактический медицинский осмотр были связаны в «единый узел» на основании Порядка № 124н).

При этом, необходимо обратить внимание на то, что согласно пункту 19 Порядка № 124н ММБ может проводить профилактический медицинский осмотр и первый этап диспансеризации (а второго этапа диспансеризации деятельность ММБ никак не касается). Перечень объема профилактического медицинского осмотра и первого этапа диспансеризации установлены пунктами 16 и 17 Порядка № 124н.

С подробной информацией о деятельности ММБ и передвижных медицинских комплексов Вы можете ознакомиться в соответствующей статье Факультета Медицинского Права.

А информация о новых правилах проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, утвержденных Порядком № 124н, представлена в статье «Утверждены новые порядки профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения».

Кроме того, следует учитывать, что в Порядке № 29н, в отличие от Порядка № 302н, не предусмотрено требование о необходимости внесения данных о прохождении медицинских осмотров в личные медицинские книжки.

Отметим также, что в Порядке № 29н установлено, что медицинская организация обязана качественно осуществить проведение предварительных и периодических осмотров работников (подобная норма в несколько иной редакции была предусмотрена и ранее).

Примечание: по нашему мнению, представленная норма является крайне «размытой» и требует конкретизации. На сегодняшний день отсутствуют четкие критерии качества медосмотров. В связи с этим, теоретически, при любом даже техническом недочете, возникшем при проведении медосмотра, можно говорить о рисках признания такого медосмотра некачественным. Полагаем, что в Порядке № 29н следовало установить критерии качества для медосмотров или же дать четкое указание на то, какие критерии из существующих могут быть использованы.

Возможность электронного документооборота

Также новым Порядком № 29н прописана возможность электронного документооборота и, при необходимости, обмена информацией. Например, Порядок № 29н предусматривает возможность для работодателя сформировать в электронном виде направление на предварительный медицинский осмотр (с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу). Также установлена возможность формировать электронное заключение по результатам медицинского осмотра и пр.

Примечание: обращаем внимание, что с 1 февраля 2021 года начал действовать Порядок организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в электронном формате, утвержденный Приказом Минздрава России от 07.09.2020 № 947н (далее – Порядок № 947н). Указанным документом установлены требования к формированию, подписанию, хранению и иным элементам ведения электронной медицинской документации.

Отметим, что в соответствии с Порядком № 947н для ведения медицинской документации в электронной форме, медицинская организация должна быть зарегистрирована в Федеральном реестре медицинских организаций, а медицинские работники, формирующие и подписывающие электронные документы, должны быть внесены в Федеральный регистр медицинских работников ЕГИСЗ.

Электронные медицинские документы должны формироваться медицинскими работниками с использованием определенных информационных систем. Подписание электронной документации должно осуществляться усиленной квалифицированной подписью медицинского работника по общему правилу.

Подробная информация о порядке электронного документооборота представлена в статье Факультета Медицинского Права «Новый порядок организации электронной медицинской документации».

Состав врачебной комиссии и требования к врачам-специалистам

Как и ранее, для проведения предварительного или периодического осмотров медицинской организацией должна быть сформирована постоянно действующая врачебная комиссия.

Как и прежде, в состав врачебной комиссии включается врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по этому направлению.

Примечание: непонятно, почему в новом Порядке № 29н указано лишь про сертификат по профпатологии, а возможность иметь свидетельство об аккредитации по указанной специальности не установлена. Напомним, что с 1 января 2021 года процесс сертификации завершен (при этом будут продолжать действовать сертификаты специалистов, которые были получены ранее). Теперь специалисты должны проходить процедуру аккредитации и, соответственно, получать свидетельство об аккредитации специалиста, а не сертификаты.

Перечень обязательных исследований и осмотров работников

Порядком № 29н предусмотрено, что для всех категорий работников, независимо от наличия вредных и (или) опасных производственных факторов и видов выполняемых работ, предварительные или периодические медосмотры включают в себя:

  • анкетирование для сбора анамнеза;
  • общий анализ крови;
  • клинический анализ мочи;
  • осмотры: врача-терапевта, врача-невролога, врача-психиатра, врача-нарколога;
  • для граждан от 18 лет и старше: расчет на основании антропометрических данных индекса массы тела; ЭКГ в покое; измерение артериального давления; определение уровня общего холестерина в крови, глюкозы (допускается использование экспресс-метода); флюорография или рентгенография легких в двух проекциях (прямая и правая боковая);
  • для граждан от 18 до 40 лет определение относительного сердечно-сосудистого риска;
  • для граждан старше 40 лет: определение абсолютного сердечно-сосудистого риска; при прохождении предварительного осмотра измерение внутриглазного давления (в соответствии с Приказом № 302н данное исследование всем обследуемым не проводилось);
  • для всех женщин обязателен осмотр акушера-гинеколога с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования, УЗИ органов малого таза; для женщин старше 40 лет -- маммография молочных желез в 2-х проекциях (Приказом № 302н не было предусмотрено УЗИ органов малого таза, но при этом была прописана кратность осмотра акушером-гинекологом с исследованием мазков на флору и атипичные клетки – 1 раз в год, а проведение маммографии для женщин старше 40 лет или УЗИ молочных желез проводилось 1 раз в 2 года).

На сегодняшний день кратность проведения указанных исследований определена Порядком № 124н.

Иные исследования и осмотры врачей-специалистов проводятся в случаях, установленных приложением к Порядку № 29н (в соответствии с данным приложением частота и объем обязательных предварительных и периодических медосмотров зависят от конкретных вредных и (или) опасных производственных факторов, присутствующих на рабочем месте работника, а также от вида работ, выполняемых им).

Помимо этого, новый Порядок № 29н, как и предыдущий документ, при проведении предварительных или периодических осмотров позволяет учитывать результаты проведенных не более 1 года назад предварительных или периодических осмотров, диспансеризации, иных медосмотров. Исключение составляют случаи выявления у человека симптомов и синдромов заболеваний, при которых показано повторное исследование либо иные медицинские мероприятия предварительного или периодического осмотра. При этом исключении даже полученные менее года назад исследования могут не приниматься во внимание при проведении предварительного или периодического осмотров, их необходимо пройти заново.

Организация и оплата предварительных и периодических медосмотров

Как и прежде, обязанности по организации предварительных и периодических медицинских осмотров работников возложены на работодателя.

При этом, Порядком №29н, в отличие от Порядка №302н, предусмотрено, что работодатель вправе организовать поступающим на работу диспансеризацию (первый этап) и (или) ежегодный профилактический медицинский осмотр взрослого населения для предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам периодического/предварительного осмотра.

В указанном случае стоимость услуг по диспансеризации (первому этапу) и (или) ежегодному профилактическому медицинскому осмотру и оплачиваемых за счет средств ОМС не учитывается в оплате по договору, заключенному работодателем на проведение периодического осмотра.

Примечание: обращаем внимание, что, как и прежде, обязанность по оплате предварительных и периодических медицинских осмотров работников возложена на работодателя в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ.

При этом, в связи с введением указанных выше норм Порядка № 29н с 1 апреля 2021 года работодатель будет вправе не оплачивать услуги при проведении диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профилактического осмотра, остальные же услуги предварительного или периодического осмотров будут и далее подлежать оплате за счет средств работодателя. Также необходимо учитывать, что, как указано выше, для реализации такой возможности работодатель должен организовать прохождение диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра. Однако Приказ № 29н не раскрывает, что подразумевается под словом «организовать». По нашему мнению, в данном случае под организацией может пониматься просто направление будущего работника (или работника) на диспансеризацию или ежегодный профосмотр, поскольку подобными вопросами занимаются органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья и медицинская организация, реализующая программу (территориальную программу) государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пп. 7 - 9 Порядка № 124н).

О предварительных медицинских осмотрах

Предварительные медицинские осмотры проводятся при трудоустройстве для определения соответствия состояния здоровья человека поручаемой ему работе.

Заключение по результатам предварительного медицинского осмотра составляется в 3-х экземплярах. Не позднее 5 рабочих дней один экземпляр выдается работнику, второй приобщается к медицинской карте, оформленной в организации, где проводился медицинский осмотр, а третий – направляется работодателю.

Ранее заключение составлялось в 4-х экземплярах, при этом четвертый экземпляр направлялся в медицинскую организацию, к которой лицо, поступающее на работу, прикреплено для медицинского обслуживания.

Также согласно новому Порядку № 29н заключение в электронном виде должно быть внесено в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в срок не позднее 5 рабочих дней (при наличии доступа к ЕГИСЗ). Передача электронных документов может осуществляться только по защищенным каналам связи.

О периодических медицинских осмотрах

Периодические медицинские осмотры проводят для динамического наблюдения за состоянием здоровья сотрудников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, трудового процесса на состояние здоровья работников, что позволяет выявить группы риска по развитию профзаболеваний и определить медицинские противопоказания к отдельным видам работ.

Частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ (периодические осмотры должны проводиться не реже, чем в сроки, предусмотренные приложением к Порядку № 29н).

При этом работники в возрасте до 21 года (как и ранее) должны проходить периодические осмотры ежегодно.

Обращаем внимание, что в Порядке № 29н (в отличие от Порядка № 302н) установлены также случаи, при которых работники должны проходить внеочередные осмотры. К ним относятся: выданное работодателем направление при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника. Документом не конкретизировано, но можно предположить, что нетрудоспособность должна быть обусловлена выполнением работ с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Периодические медицинские осмотры в Центре профпатологии (или ММБ врачей-специалистов Центров профпатологии) проводятся:

  • первый осмотр в Центре проводится при стаже 5 лет во вредных (опасных) условиях труда (подклассы 3.1-3.4 класс 4), далее один раз в пять лет;
  • работникам, имеющим стойкие последствия несчастных случаев на производстве (один раз в 5 лет);
  • работникам, имеющим заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания, в месячный срок, с момента получения заключения.

В год проведения данного осмотра периодический осмотр в другой организации не проводится.

О списке контингентов работников и поименном списке лиц

Понятие список контингентов работников изменено на список работников, который утверждается работодателем и не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора (по фактическому месту нахождения работодателя). На основании списка работников формируется поименный список работников, подлежащих периодически медицинским осмотрам.

В списке работников указываются:

  • наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
  • наименование вредных производственных факторов, работ согласно Приложению к Порядку №29н;
  • вредные производственные факторы, установленные в результате СОУТ.

В поименных списках указываются:

  • ФИО работника;
  • профессия (должность) работника, стаж работы в ней (в соответствии с Порядком № 302н указание стажа работы не требовалось);
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);
  • наименование вредных производственных факторов или видов работ.

Поименные списки, утвержденные работодателем, направляются в медицинскую организацию не позднее, чем за 2 месяца до даты начала проведения периодического медицинского осмотра, если иной срок не установлен договором между работником и работодателем (указанного примечания в предыдущем Порядке № 302н не было).

Медицинская организация на основании поименного списка составляет календарный план (не позднее 10 рабочих дней с момента получения поименного списка, но не позднее, чем за 14 рабочих дней до согласованной даты проведения периодического осмотра), который согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медицинской организации.

Работники, подлежащие периодическому осмотру, не позднее, чем за 10 рабочих дней должны быть ознакомлены с календарным планом.

Перечень врачей-специалистов необходимых для участия в медицинских осмотрах, виды и объем необходимых лабораторных и функциональных исследований определяется врачебной комиссией с учетом:

  • оснований, указанных в поименном списке;
  • результатов ранее проведенных (не позднее 1 года) медицинских осмотров, диспансеризаций (подтвержденный документами, в том числе, полученных с применением электронного обмена между медицинскими организациями);
  • перечня медицинских противопоказаний к выполнению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (Приложение №2 к Приказу №29н).

О заключении по результатам периодического медосмотра

По окончании прохождения работником периодического медицинского осмотра медицинской организацией оформляется заключение по его результатам в 5 экземплярах, как и ранее. Не позднее 5 рабочих дней один экземпляр выдается работнику, второй экземпляр приобщается к медицинской карте, третий – направляется работодателю, четвертый – в медицинскую организацию, где обслуживается работник, пятый по письменному запросу в Фонд социального страхования (с письменного согласия работника).

Также предусмотрено, что медицинская организация может вносить заключения в форме электронного документа в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранение в срок не позднее 5 рабочих дней (при наличии доступа).

Оформление заключительного акта о прохождении периодического медосмотра

Не позднее 30 рабочих дней после завершения периодического медицинского осмотра медицинская организация обобщает его результаты и совместно с территориальным органом федеральной исполнительной власти, выполняющим функции контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и представителями работодателя составляет заключительный акт.

Перечень информации, которая указывается в заключительном акте, остался практически неизменным, за исключением того, что в соответствии с новым Порядком № 29н необходимо также указывать численность работников, имеющих медицинские противопоказания к работе, не конкретизируя, являются ли данные противопоказания временными или постоянными. Также добавилась графа «перечень впервые установленных инфекционных заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда».

Заключительный акт составляется в 5 экземплярах, и в течение 5 рабочих дней с даты утверждения председателем врачебной комиссии направляется:

  • работодателю;
  • Центру профпатологии субъекта РФ;
  • ФСС;
  • территориальному органу Роспотребнадзора (в предыдущем порядке данная формулировка была более обобщенной и указывалось – в территориальный орган исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данная формулировка более логична, так как функции государственного эпидемиологического надзора возложены не только на органы Роспотребнадзора, но и на структурные подразделения ФМБА России, ФСБ и другие ведомства).

Один экземпляр Заключительного акта в течение 50 лет хранится в медицинской организации, проводившей периодические медицинские осмотры, как это было предусмотрено и в Порядке № 302н.

Порядок проведения медосмотров работников медорганизаций, организаций медицинской промышленности и аптечной сети

В соответствии с Приложением к Порядку № 29н периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медосмотров для работников медицинских организаций предусмотрены пунктом 27.

Также на основании СОУТ, если для работников медицинских организаций будут определены дополнительные производственные факторы, то в соответствии с вышеуказанным приложением будет определено участие иных врачей-специалистов, проведение лабораторно-диагностических исследований, а также периодичность проведения медицинских осмотров с учетом влияния конкретного фактора.

Работы в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств не выделены в отдельную категорию. При этом данный вид работ относится к фармацевтической деятельности и не является медицинской, в связи с чем, можно сделать вывод, что работники, занятые в данной сфере, проходят предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с имеющимися вредными и (или) опасными производственными факторами и видами выполняемых работ, которые установлены на основании результатов СОУТ. Периодичность проведения медицинских осмотров зависит от конкретных вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в Приложении №1.

Работники медицинских организаций проходят периодические медицинские осмотры 1 раз в год с участием врачей специалистов: врач-отоларинголог, врач дерматовенеролог, врач стоматолог. Количество лабораторных и инструментальных исследований уменьшилось. Исследования на гельминтозы теперь проводятся при поступлении на работу и по эпидемиологическим показаниям. А мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка проводить не требуется.

Медицинские противопоказания к работам в медицинских организациях

При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров могут быть выявлены медицинские противопоказания к работам с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (перечень таких противопоказаний установлен в Приложении № 2 к Приказу № 29н).

В соответствии с данным приложением противопоказаниями к выполнению работ в медицинских организациях являются:

  • кишечные инфекции;
  • туберкулез органов дыхания, других органов и систем;
  • сифилис в заразном периоде;
  • вирусные инфекции, микозы, педикулез и другие инфестации с поражениями открытых участков кожи и слизистых оболочек;
  • гельминтозы;
  • хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
  • воспалительные заболевания центральной нервной системы (тяжелые формы заболеваний, их последствия в виде выраженных функциональных нарушений);
  • системные атрофии, поражающие преимущественно ЦНС, экстрапирамидные и другие двигательные нарушения, демиелинизирующие болезни ЦНС (тяжёлые формы заболеваний, их последствия в виде выраженных функциональных нарушений);
  • другие дегенеративные болезни ЦНС (тяжёлые формы заболеваний, их последствия в виде выраженных функциональные нарушений);
  • хронические болезни кожи и подкожной клетчатки (тяжелые формы заболеваний).

Ранее к противопоказаниям также относились гонорея (все формы) на срок проведения лечения антибиотиками и до получения отрицательных результатов первого контроля, а также озена (в Приказе № 29н данные противопоказания отсутствуют).

Примечание: обращаем внимание, что в случае отказа работника от прохождения медосмотра или выявленных на медосмотре противопоказаний к выполнению работ в соответствующей должности, работодатель вправе отказать ему в приеме на работу. А в случае выявления у работника противопоказаний при периодическом осмотре (равно как и в случае отказа работника от прохождения периодического осмотра), работодатель обязан отстранить работника от работы (не допускать к работе). Это следует из статьи 76 Трудового кодекса РФ.

Заключение

Основная идея и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров остались прежними.

Порядок проведения медицинских осмотров практически не изменился.

Добавлены возможности применения электронного документооборота между медицинскими организациями, органами исполнительной власти и работодателями. Предусмотрено внесение сведений в единые государственные информационные системы.

Сокращены перечни работ, при выполнении которых необходимо проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, обусловлено тем, что основное внимание обращено на работу с вредными и (или) опасными производственными факторами, наличие которых определяется при проведении СОУТ.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии