
В связи с новым Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н), а также поступившим от нашего читателя вопросом об отсутствии в новом приказе положения о том, что предварительные/периодические медицинские осмотры проводятся за счет работодателя, при том что оговорена необходимость предоставления полиса ОМС/ДМС и использования в предварительных/периодических медицинских осмотрах данных диспансеризации, нами был подготовлен следующий материал. Есть ли шанс, что предварительные/периодические осмотры теперь будут проводиться за счет средств ОМС?
Согласно п. 6 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса РФ, утвержденного Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н (далее – приказ № 29н, Порядок проведения медицинских осмотров), обязанности по организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников возлагаются на работодателя. Следует отметить, что формулировка «обязанности по организации проведения … медицинских осмотров» в более широком смысле подразумевает и несение работодателем бремени расходов на проведение предварительных/периодических медицинских осмотров. Более того, пункт 6 содержит отсылку к статье 212 Трудового кодекса РФ. Согласно указанной норме, на работодателя возложена обязанность в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований работников, в том числе по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований.
Между тем приказ № 29н содержит специальные нормы относительно применения результатов диспансеризации и иных медицинских осмотров.
Зачет результатов диспансеризации и иных медицинских осмотров
Так, в силу пункта 7 Порядка проведения медицинских осмотров при проведении предварительного или периодического осмотра работника (лица, поступающего на работу) учитываются результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотров, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученных путем электронного обмена между медицинскими организациями, за исключением случаев выявления у лица симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотров.
Кроме того, работодатель вправе организовать лицам, поступающим на работу, прохождение диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра взрослого населения с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам предварительного осмотра (абз. 6 п. 12.4 Порядка проведения медицинских осмотров). Аналогичная норма установлена и для периодического медицинского осмотра (абз. 6 п. 31.4 Порядка проведения медицинских осмотров). Указанными нормами приказа № 29н также установлено, что при этом стоимость услуг, оказываемых при проведении диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра и оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования, не учитывается в оплате по заключенному с работодателем договору на проведение предварительного или периодического осмотров (абз. 7 п. 12.4, абз. 7 п.31.4 Порядка проведения медицинских осмотров).
Следует отметить, что на сегодняшний день Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 13.12.2019 № 1032н) (п. 6.1), содержит аналогичную норму об учете результатов диспансеризации и иных медицинских осмотров, однако акт не предусматривает механизма учета услуг, которые оплачиваются в рамках ОМС при диспансеризации и иных медицинских осмотрах.
Обязан, но не все
Таким образом, принимая во внимание положения приказа № 29н, мы приходим к следующим выводам:
- Работодатель с 1 апреля 2021 года обязан организовывать за свой счет предварительные и периодические медицинские осмотры.
- С 1 апреля 2021 года услуги, оказываемые за счет средств обязательного медицинского страхования, не учитываются в оплате по договору, заключенному с работодателем на проведение предварительного или периодического осмотров. Данное правило действует при совокупности следующих условий:
- сюда входят лишь те услуги, которые оказываются при проведении диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профилактического осмотра (здесь следует отметить, что перечень исследований в рамках предварительного или периодического медицинских осмотров отличается от перечня услуг, который установлен в рамках диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профилактического осмотра);
- работодатель организовывает лицам, поступающим на работу (работникам), прохождение диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра.
На основании изложенного работодатель НЕ оплачивает проведение предварительного или периодического медицинского осмотра лишь в той части, которая касается услуг при проведении диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профилактического осмотра. Остальные услуги предварительного или периодического медицинских осмотров подлежат оплате за счет средств работодателя в силу ст. 212 Трудового кодекса РФ. Кроме того, как указано выше, для реализации такой возможности работодатель должен организовать прохождение диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра. В данном случае порядок не раскрывает, что подразумевается под словом «организовать», однако, по нашему мнению, это может быть просто направление будущего работника (или работника) на диспансеризацию или ежегодный профилактический осмотр, поскольку подобными вопросами занимаются органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья и медицинская организация в рамках реализации программы (территориальной программы) государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пп. 7 - 9 Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного приказом Минздрава России от 13.03.2019 № 124н).
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения