logo
 
logo
05 февраля 2018

Конфликт интересов в сфере здравоохранения

logo
Автор:
  • 9348
  • 0

В статье представлен подробный юридический анализ проблемы конфликта интересов в сфере здравоохранения в разрезе медицинских и иных работников медицинской организации. Проанализирована проблема конфликта интересов в сфере здравоохранения, а также ответственность медицинских работников.

Статья опубликована в журнале «Медицинское право», 2017, № 6, с. 10-16

Настоящая статья посвящена исследованию проблемы конфликта интересов в сфере здравоохранения в разрезе медицинских и иных работников медицинской организации.

Отметим, что в юридической доктрине под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой лицо, работающее в государственной или частной организации, имеет в частном плане интересы, могущие повлиять или показаться влияющими на то, как данное лицо справляется со своими обязанностями или задачами, которые были ему доверены данной организацией1.

Между тем в действующем законодательстве РФ термин «конфликт интересов» употребляется в контексте совершенно различных правоотношений, а его смысловое содержание является различным в зависимости от сферы возникновения конфликта. Так, понятие конфликта интересов и способы его урегулирования предусматриваются, в частности, в следующих нормативных правовых актах: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ № 273-ФЗ); Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ); Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и др.

Ниже будет представлен правовой анализ проблемы конфликта интересов, возникающей в рамках правоотношений в сфере здравоохранения.

Конфликт интересов в здравоохранении с точки зрения антикоррупционного законодательства

С точки зрения антикоррупционного законодательства конфликт интересов представляет собой один из видов коррупционных проявлений2.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ № 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Для того чтобы определить, в рамках каких правоотношений в сфере здравоохранения может возникать подобный конфликт интересов, считаем необходимым более детально исследовать все три основные составляющие понятия «конфликт интересов», закрепленного в ч. 1 ст. 10 ФЗ № 273-ФЗ, а именно:

  • наличие личной заинтересованности (прямой или косвенной);
  • наличие влияния или возможности влияния личной заинтересованности на надлежащее, объективное или беспристрастное исполнение профессиональных (служебных, должностных) обязанностей;
  • субъект конфликта интересов – лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Отметим, что только одновременное наличие всех трех названных составляющих является основанием квалифицировать ситуацию как «конфликт интересов» с точки зрения антикоррупционного законодательства.

Личная заинтересованность – первая составляющая конфликта интересов

Что касается первой составляющей конфликта интересов – личной заинтересованности лица – ее дефиниция дана в самом ФЗ № 273-ФЗ. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 10 названного закона под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) следующими лицами (или одним из них):

  • лицами, замещающими должности, замещение которых предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее – Обязанное лицо);
  • лицами, состоящими с Обязанным лицом в близком родстве или свойстве (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей);
  • гражданами или организациями, с которыми Обязанное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Влияние личной заинтересованности исполнения профессиональных обязанностей – вторая составляющая конфликта интересов

В отношении второй составляющей конфликта интересов – влияния или возможности влияния личной заинтересованности на надлежащее, объективное или беспристрастное исполнение профессиональных (служебных, должностных) обязанностей – считаем необходимым сообщить следующее.

Оценка «надлежащего, объективного и беспристрастного исполнения обязанностей» – дело достаточно тонкое и неизбежно связанное с субъективной характеристикой отношения к действиям (решению) субъекта конфликта интересов, поскольку не существует объективных и точных критериев измерения беспристрастности и объективности (в одних случаях не обусловленное каким-либо личным пристрастием и объективное (формально адекватное действительности) решение не может быть признано таковым, в других же случаях пристрастное и совершенно субъективное решение (действие) может быть оценено как справедливый, честный, разумный и целесообразный акт)3.

При этом, как показывает практика, ненадлежащее, необъективное или небеспристрастное исполнение профессиональных (служебных, должностных) обязанностей будет иметь место почти всегда, когда имеется личная заинтересованность (это всего лишь вопрос детального разбора трудовой функции и квалификационных характеристик работника).

Субъект конфликта интересов – третья составляющая конфликта интересов

Наибольшее количество вопросов в правоприменительной практике и юридической доктрине возникает с третьей составляющей конфликта интересов – его субъектом.

Отметим, что согласно первоначальной редакции ст. 10 ФЗ № 273-ФЗ субъектами отношений конфликта интересов были исключительно государственные и муниципальные служащие4.

В настоящее же время из названной нормы следует, что субъектом конфликта интересов может являться любое лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (в том числе, например, в коммерческой организации). Однако при этом в ФЗ № 273-ФЗ круг таких лиц не определен, в связи с чем представляется верным вывод о том, что подобное положение должно быть предусмотрено каким-либо иным нормативным правовым актом, для того чтобы лицо, замещающее ту или иную должность, могло быть признано субъектом конфликта интересов в рамках ФЗ № 273-ФЗ.

Отметим, что именно в отношении медицинских работников такая обязанность установлена ФЗ № 323-ФЗ. Кроме того, обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов для ряда иных должностей (в том числе должностей работников сферы здравоохранения) вытекает также из общегражданских законодательных норм, регламентирующих деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм. Подробная информация представлена в нижеследующих разделах настоящей статьи.

О конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности

В Российской Федерации понятие конфликта интересов медицинского работника дано в ч. 1 ст. 75 ФЗ № 323-ФЗ.

Так, в соответствии с названной нормой под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой у медицинского работника (также как и у фармацевтического работника) при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании* материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника и интересами пациента.

*Примечание: из совокупного анализа норм ст. 74 и 75 ФЗ № 323-ФЗ следует, что в данном случае под компанией понимаются следующие организации:

  • организации, занимающиеся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов;
  • организации, занимающиеся разработкой, производством и (или) реализацией медицинских изделий;
  • организации, обладающие правами на использование торгового наименования лекарственного препарата;
  • организации оптовой торговли лекарственными средствами;
  • аптечные организации.

В ч. 2 ст. 75 ФЗ № 323-ФЗ установлена обязанность медицинского работника в случае возникновения такого конфликта интересов принять соответствующие меры по предотвращению конфликта, а именно: проинформировать об этом в письменной форме руководителя медицинской организации, в которой он работает (а индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность, обязан проинформировать о возникновении конфликта интересов уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти).

Таким образом, из представленного следует, что прямо поименованный в ФЗ № 323-ФЗ конфликт интересов медицинского работника, возникающий у последнего в рамках осуществления медицинской деятельности, подпадает также под регламентацию ФЗ № 273-ФЗ, поскольку содержит в себе все три составляющие конфликта интересов с точки зрения антикоррупционного законодательства (обозначены в предыдущем разделе статьи).

Считаем необходимым еще раз отметить, что в контексте ФЗ № 323-ФЗ конфликтом интересов признается исключительно та ситуация, при которой данный конфликт возникает у медицинского работника при взаимодействии исключительно с представителями различного рода компаний (перечислены выше).

Урегулирование конфликта интересов медицинских работников

Одной из важнейших причин введения ФЗ № 323-ФЗ обязательных мер по предотвращению конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности является борьба с участившейся практикой «продвижения» врачами дорогостоящих медицинских препаратов отдельных фармацевтических компаний и в конечном счете вынуждения пациентов поликлиник и больниц к их покупке. В связи с тем что подобные «рекламные» услуги известным образом вознаграждаются компанией-производителем, это способствует развитию коррупционных элементов в медицинской практике, нарушению этических правил и норм деятельности медицинских работников5.

При этом в правовой доктрине существует мнение о том, что предусмотренный в настоящее время механизм урегулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности является неэффективным и имеет ряд проблем. Напомним, что процедура урегулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности регламентирована ст. 75 ФЗ № 323-ФЗ и предусматривает следующий порядок действий.

После того как медицинский работник проинформировал руководителя медицинской организации о возникновении у него конфликта интересов, руководитель данной медицинской организации обязан в семидневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, в письменной форме уведомить об этом уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (ч. 3 ст. 75 ФЗ № 323-ФЗ). Таким уполномоченным органом является Комиссия Минздрава РФ по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, действующая на основании приказа Минздрава РФ от 21.12.2012 № 1350н (далее – приказ № 1350н).

По результатам рассмотрения уведомлений, поступивших в адрес Комиссии, принимается одно из трех решений: о направлении материалов в уполномоченный орган (если рассмотрение дела не входит в компетенцию Комиссии), об отсутствия конфликта интересов или о констатации факта конфликта интересов. В последнем случае Комиссия дает рекомендации о способе урегулирования конфликта.

Одна из проблем заключается в том, что действующим законодательством об охране здоровья граждан конкретные способы урегулирования конфликта не предусмотрены6. Также ни ФЗ № 323-ФЗ, ни приказом № 1350н не определен статус решений указанной Комиссии (т. е. не установлено, насколько обязательны решения Комиссии для медицинских организаций, в какие сроки должны исполняться решения и рекомендации Комиссии и чем такие решения обеспечиваются)7. Помимо этого, также отметим, что состав Комиссии на сегодняшний день так и не был сформирован и утвержден8. В связи с этим функционирование Комиссии Минздрава является очевидно формальным.

Кроме того, некоторые специалисты подвергают критике сам механизм урегулирования конфликта интересов по ФЗ № 323-ФЗ, поскольку полагают, что «довольно трудно представить себе ситуацию, при которой врач или медсестра, получив от представителя фармацевтической компании или пациента не предусмотренное законом вознаграждение, тут же пойдет к главному врачу с покаянием, а тот сразу же напишет заявление в комиссию…»9.

При этом обращаем внимание, что, несмотря на наличие перечисленных проблем и неясностей, в настоящее время ст. 6.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность для медицинских работников и медицинских организаций за невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности. Таким образом, ответственность в данном случае наступает не за сам факт конфликта интересов, а лишь за «недонесение» о нем.

Актуальность проблемы конфликта интересов за пределами России

В дополнение отметим, что проблема конфликта интересов, возникающая в сфере взаимоотношений медицинских работников и определенных компаний (фармкомпании и иные, см. выше), является актуальной не только для России, но и для большинства иностранных государств и международного сообщества в целом.

Это подтверждается многочисленными скандалами, возникающими в последние годы в связи противозаконным «лоббированием» и «продвижением» крупными фармацевтическими компаниями – производителями своих лекарственных средств. Такое положение дел явилось толчком для внедрения «солнечных» норм в финансовые взаимоотношения врачей и «фармы». Подробно данная тема была рассмотрена журналистом Аллой Астаховой10, а также проанализирована с юридической точки зрения ООО «Факультет Медицинского Права» в статье «Над всей Европой солнечно, а в России опять идут дожди, или О взаимоотношениях врачей и «фармы»11.

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

О конфликте интересов, возникающем в рамках осуществления деятельности некоммерческой медицинской организацией

В том случае, если медицинская организация зарегистрирована в форме некоммерческой организации (например, учреждения), то на нее в том числе распространяются положения Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ № 7). Это крайне важно, так как в соответствии с ФЗ № 7 в рамках осуществления некоммерческими организациями хозяйственной деятельности также возможно возникновение конфликта интересов, который представляет собой коррупционное проявление с точки зрения ФЗ 273-ФЗ.

Так, в силу ч. 1 ст. 27 ФЗ № 7 заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок с другими организациями или гражданами, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации (далее – НКО).

При этом заинтересованность в совершении НКО тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, возникает в случае, если названные организации или граждане – контрагенты НКО:

  • либо являются поставщиками товаров (услуг) для НКО;
  • либо являются крупными потребителями товаров (услуг), производимых НКО;
  • либо владеют имуществом, которое полностью или частично образовано НКО;
  • либо могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом НКО.

Из ст. 27 ФЗ № 7 следует вывод о том, что заинтересованное лицо НКО (например, главный врач государственного учреждения здравоохранения) обязано соблюдать интересы такой организации прежде всего в отношении ее целей и не использовать возможности некоммерческой организации или не допускать их использования в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами такой организации.

Под термином «возможности некоммерческой организации» в данном случае понимаются принадлежащие некоммерческой организации имущество, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, информация о деятельности и планах некоммерческой организации, имеющая для нее ценность.

В ч. 3 ст. 27 ФЗ № 7 установлен ряд требований, соблюдение которых является обязательным условием для признания сделки, подпадающей под конфликт интересов, законной.

Во-первых, заинтересованное лицо (например, руководитель медицинского учреждения) обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления НКО или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки.

А во-вторых, такая сделка должна быть одобрена органом управления НКО или органом надзора за ее деятельностью.

При несоблюдении вышеуказанных условий подобная сделка может быть признана судом недействительной.

Следует учитывать, что в соответствии с действующим законодательством непринятие руководителем медицинского учреждения мер по предотвращению конфликта интересов в рамках ФЗ № 7 может повлечь:

  • для руководителя такой организации наступление дисциплинарной ответственности в виде увольнения (по ст. 81 ч. 7.1 Трудового кодекса РФ);
  • признание судом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, при не соблюдении условий, установленных ч. 3 ст. 27 ФЗ № 7, недействительной;
  • наступление гражданско-правовой ответственности руководителя медицинской организации в размере убытков, причиненных НКО.

Таким образом, из представленного выше следует, что на лиц, занимающих должности руководителей медицинских учреждений (не на всех медицинских работников), возложены дополнительные обязательства по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

В качестве примера такого конфликта интересов может послужить ситуация, когда медицинское учреждение заключило договор на техническое обслуживание медицинского оборудования с обслуживающей организацией-контрагентом, в которой руководитель медицинского учреждения является участником (т. е. владеет в ней долей).

О сделках с заинтересованностью в коммерческих медицинских организациях

В настоящее время большинство частных медицинских организаций в РФ существует в формах коммерческих организаций (наибольшая часть – в форме обществ с ограниченной ответственностью (далее – ООО), а некоторые – в форме акционерных обществ (далее – АО). В связи с этим деятельность таких медицинских организаций регламентируется соответствующими специальными законами – Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ № 208) и Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – ФЗ № 14) соответственно.

Отметим, что правовая категория «конфликт интересов» нашла воплощение также и в сфере коммерческой (предпринимательской) деятельности12, несмотря на то что в законах, регламентирующих деятельность коммерческих обществ, понятие «конфликт интересов» отсутствует. Это объясняется тем, что в ФЗ № 208 и в ФЗ № 14 закреплены нормы о сделках с заинтересованностью, положения о которых по сути несут аналогичную смысловую нагрузку понятию «конфликт интересов», закрепленному в ст. 27 ФЗ № 7 и ч. 2 ст. 10 ФЗ № 273-ФЗ.

При этом при совершении подобных сделок (сделок с заинтересованностью) в соответствии с положениями ФЗ № 208 и ФЗ № 14 применяются иные правовые механизмы и устанавливаются иные правовые последствия для заинтересованных лиц.

Так, как в силу ФЗ № 208 (ч. 1 ст. 81), так и в силу ФЗ № 14 (ч. 1 чт. 45), лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (например, генеральный директор медицинской организации), может являться заинтересованным лицом при заключении сделки с заинтересованностью, если он, его супруг (супруга), родители, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:

  • являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке (по ФЗ № 208)/являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом (по ФЗ № 14);
  • владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;
  • в иных случаях, определенных уставом общества.

Согласно нормам ФЗ № 14 и ФЗ № 208 сделка с заинтересованностью, совершенная руководителем коммерческой медицинской организации, должна быть одобрена в порядке, установленном ч. 3 ст. 45 ФЗ № 14 и ст. 83 ФЗ № 208 соответственно.

Следует учитывать, что при несоблюдении условий одобрения сделки, совершенные с заинтересованностью, могут быть признаны судом недействительными.

Кроме того, несоблюдение требований к порядку одобрения сделки может повлечь для руководителя медицинской организации наступление гражданско-правовой ответственности в размере убытков, причиненных организации.

Примером сделки с заинтересованностью, совершенной медицинской организацией, зарегистрированной в форме ООО, может послужить такая сделка, в которой договор купли-продажи медицинского оборудования данная медицинская организация заключила с компанией, в которой супруга генерального директора этой медицинской организации владеет 20 % (или более) долей (если положение единоличного исполнительного органа такой организации (например, генерального директора) соответствует основаниям, установленным ч. 1 ст. 45 ФЗ № 14).

Об уголовной ответственности в результате конфликта интересов и заключения сделок с заинтересованностью

В связи с тем что в силу своей правовой природы конфликт интересов, как и сделки с заинтересованностью представляют собой коррупционные проявления, в зависимости от участников и условий отношений конфликт интересов и сделка с заинтересованностью в определенных случаях могут повлечь уголовную ответственность за взятку и коммерческий подкуп (если в действиях участника конфликта интересов или лица, являющегося стороной сделки с заинтересованностью, присутствует состав преступления, предусмотренного ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) (взятка) или ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп).

При этом следует учитывать, что медицинские работники могут являться субъектами преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, только если они являются должностными лицами и только при условии выполнения ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (а именно: заведующие отделением, главные врачи, члены военно-врачебной комиссии и др.), а уголовная ответственность медицинских работников, выполняющих лишь профессиональные функции по оказанию медицинской помощи (проведение операций, диагностики и т. д.) за вознаграждение, исключена (т. к. они должностными лицами не являются, поскольку не выполняют организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функции). Кроме того, ст. 290 УК РФ распространяется исключительно на тех медицинских работников, которые осуществляют свою трудовую деятельность в государственных или муниципальных медицинских организациях. Такие выводы сделаны на основании примечания к ст. 285 УК Российской Федерации, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

При этом обращаем внимание на то, что существует и судебная практика, свидетельствующая о возможности привлечения к уголовной ответственности по ст. 290 УК РФ «обыкновенного» врача-специалиста (Апелляционное определение Московского областного суда от 06.10.2015 № 22-6645/15).

Ответственность же по «зеркальной» статье 204 УК РФ (коммерческий же подкуп) применима в отношении медицинских работников, осуществляющих трудовую деятельность в частных медицинских организациях. При этом и в контексте ст. 204 УК РФ субъектом уголовной ответственности будет являться не любой медицинский работник, а только тот, кто выполняет управленческие функции (лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (п. 1 примечания к ст. 201 УК РФ).

В завершение

Деятельность как государственной, так и частной организации, в том числе и медицинской, предполагает вступление в многочисленное количество правоотношений, в том числе посредством заключения договоров с другими организациями и физическими лицами.

В настоящее время у большинства руководителей медицинских организаций есть понимание необходимости тщательной юридической и экономической проработки договоров. Однако целый ряд аспектов взаимоотношений с поставщиками или потребителями услуг организаций здравоохранения выходит за рамки непосредственного содержания договоров. Это относится и к такому понятию, как конфликт интересов. Далеко не все руководители знают о том, что представляют собой понятия «конфликт интересов» и «заинтересованность в совершении сделки»13.

Между тем в сфере здравоохранения конфликты интересов (и сделки с заинтересованностью) распространены и могут возникать как при осуществлении непосредственно медицинской деятельности (конфликт интересов медицинского работника, возникающий при его взаимодействии с фармкомпанией или производителем/продавцом медицинских изделий), так и при осуществлении хозяйственной деятельности медицинскими организациями различных организационно-правовых форм (учреждения, ООО, АО и др.).

При этом, как следует из произведенного в настоящей статье правового анализа, у субъектов конфликтов интересов (и сделок с заинтересованностью) при возникновении таковых существуют обязательства по принятию мер по предотвращению и урегулированию таких конфликтов интересов (прохождение процедуры одобрения сделок с заинтересованностью). Несоблюдение данных требований законодательства может обернуться серьезными правовыми последствиями как для медицинской организации, так и непосредственно медицинских работников, которые могут быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной. Это в связано с тем, что в соответствии с действующим законодательством РФ конфликты интересов в сфере здравоохранения (как и соответствующие их правовой природе сделки с заинтересованностью) имеют коррупционную правовую природу. Медицинской организации любой формы собственности следует со всем вниманием отнестись к мерам предотвращения подобных явлений и осуществлять необходимые действия в рамках антикоррупционной политики в медицинских организациях. Подробно данная тема освещена в статье нашей компании «Об осуществлении антикоррупционной политики в медицинских организациях»14.

  1. 1А. Ф. Ноздрачев. Конфликт интересов: новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия в законодательстве о противодействии коррупции // Административное право и процесс. 2016. № 6. С. 26–38.
  2. 2[Электронный ресурс] URL: http://www.rkproc.ru/ru/content/konflikt-interesov-v-deyatelnosti-medicinskih-rabotnikov
  3. 3А. Ф. Ноздрачев. Конфликт интересов: новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия в законодательстве о противодействии коррупции // Административное право и процесс. – 2016. – № 6. – С. 26–38.
  4. 4Там же.
  5. 5А. А. Кирилловых. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» – 2012 // [Электронный ресурс] URL: http://textbooks.global/medical-pravo/statya-uregulirovanie-konflikta-interesov-pri-51414.html
  6. 6Л. В. Канунникова, Н. А. Морозова. Об обеспечении урегулирования конфликта интересов медицинского работника при осуществлении профессиональной деятельности // Медицинское право. – 2015. – № 4. – С. 10–14.
  7. 7Там же.
  8. 8М. И. Милушин. Конфликт интересов не исчерпан // Фармацевтическое обозрение. – 2013. – № 11.
  9. 9Там же.
  10. 10[Электронный ресурс] URL: http://alla-astakhova.ru/solnechnyj-den/
  11. 11[Электронный ресурс] URL: https://www.kormed.ru/baza-znaniy/medicinskie-kadry/konflikt-interesov-v-zdravookhranenii/nad-vsey-evropoy-solnechno-a-v-rossii-opyat-idut-dozhdi-ili-o-vzaimootnosheniyakh-vrachey-i-farmy/
  12. 12А. А. Кирилловых. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» – 2012 // [Электронный ресурс] URL: http://textbooks.global/medical-pravo/statya-uregulirovanie-konflikta-interesov-pri-51414.html
  13. 13И. С. Хайруллина. Конфликт интересов // Менеджер здравоохранения. – 2011. – № 1.
  14. 14[Электронный ресурс] URL: https://www.kormed.ru/baza-znaniy/pravila-okazaniya-meduslug/pravila-vnutrennego-rasporyadka/ob-osushchestvlenii-antikorruptsionnoy-politiki-v-meditsinskikh-organizatsiyakh/
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии