vk target
 
logo
28 октября 2020

Трудовые гарантии и компенсации медработников: рабочее время, оплачиваемый отпуск, размер оплаты труда и пенсионное обеспечение

logo
Автор:
  • 8536
  • 0
Трудовые гарантии и компенсации медработников: рабочее время, оплачиваемый отпуск, размер оплаты труда и пенсионное обеспечение

Сфера здравоохранения - одна из наиболее важных областей нашей жизни, а профессия медика со временем становится все более и более востребованной. В связи этим Факультет Медицинского Права решил разобрать основные трудовые гарантии и компенсации, положенные медицинским работникам, а также некоторые условия их пенсионного обеспечения.

Понятие гарантий и компенсаций

Определение этих понятий содержится в ст. 164 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). Согласно ее положениям:

  • гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений;
  • компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

При этом ТК РФ выделяет общие гарантии и компенсации, положенные всем работникам, и отдельные, которые применяются в исключительных обстоятельствах. В качестве примеров первых можно назвать гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и др. Примеры вторых гарантий приведены в ст. 165 ТК РФ, в числе которых названы гарантии и компенсации при направлении в служебные командировки, при переезде на работу в другую местность, при исполнении государственных или общественных обязанностей, при совмещении работы с получением образования и т.п.

В рамках настоящего материала Факультет Медицинского Права рассказывает не об общих трудовых гарантиях и компенсациях, а лишь о специальных и некоторых отдельных гарантиях, на которые могут претендовать исключительно медицинские работники.

Понятие гарантий и компенсаций

Гарантии медработникам по ФЗ № 323

Поскольку базовым федеральным законом в области здравоохранения выступает Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - ФЗ № 323), то рассмотрение вопроса о специальных гарантиях и компенсациях, положенных медицинским работникам, следует начать со ст. 72 этого федерального закона. Именно эта норма определяет права медицинских и фармацевтических работников и основные меры их стимулирования.

Итак, по правилам указанной статьи медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе на:

  • надлежащие условия для выполнения трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием,
  • прохождение аттестации для получения квалификационной категории и дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации,
  • стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности и т.д.
NB! Реализация приведенных гарантий осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

Помимо названных выше гарантий Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Это означает, что объем гарантий и компенсаций медиков может меняться от места к месту (то есть в разных субъектах РФ и у разных работодателей могут быть разные гарантии и меры стимулирования труда медицинских работников и это нормально).

Более того, текущая повестка дня «говорит» о том, что гарантии и компенсации могут связываться и с конкретными событиями. Самый яркий и актуальный сегодня пример - пандемия коронавируса. О гарантиях и компенсациях для медицинских работников, оказывающих помощь больным COVID-19, Факультет Медицинского Права рассказал отдельно в материале: «О стимулирующих и страховых выплатах медицинским и иным работникам в период COVID-19».

Подробная информация об установлении дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В настоящее время система выглядит так: Единая государственная информационная система социального обеспечения и доступна по ссылке. Ответы на многие практические вопросы можно найти в ней, мы же со своей стороны далее расскажем о юридических нюансах.

Базовые и расширенные гарантии медработникам

Выше мы уже обратили внимание на то, что трудовое законодательство РФ предусматривает общие гарантии и компенсации, положенные всем работникам, например, при трудоустройстве, и отдельные, которые применяются в исключительных обстоятельствах. Отдельных гарантий согласно нормам трудового законодательства РФ достаточно много, значительная их часть перечислена в ст. 165 ТК РФ.

В соответствии с положениями этой статьи работникам, в том числе медицинским, предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

  • при направлении в служебные командировки
  • при переезде на работу в другую местность
  • при совмещении работы с получением образования
  • в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности при увольнении работника
  • при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска
  • в некоторых случаях прекращения трудового договора
  • при вынужденном прекращении работы не по вине работника
  • при исполнении государственных или общественных обязанностей
  • в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, например, Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О специальной оценке условий труда» и т.д.

О том, что такое специальная оценка условий труда (СОУТ), как она производится и в каких случаях Факультет Медицинского Права рассказал в материале «Специальная оценка условий труда: общие положения».

В общем и целом, для удобства восприятия правовой информации полагаем возможным разделить все гарантии и компенсации, закрепленные в действующем законодательстве РФ для медицинских работников, на следующие группы:

  • базовые гарантии - это те, которые распространяются на всех медицинских работников;
  • расширенные гарантии - это те, которые предоставляются отдельным категориям медицинских работников или в конкретных обстоятельствах при соблюдении определенных условий (см. Схема 1).

Далее мы расскажем о некоторых базовых и расширенных гарантиях и компенсациях медицинским работникам при установлении продолжительности рабочего времени, ежегодного оплачиваемого отпуска, размера оплаты труда и пенсионного обеспечения.

Схема 1
Схема 1

Сокращенная продолжительность рабочего времени медицинских работников

Одной из гарантий трудовых прав медицинских работников является сокращенная продолжительность рабочего времени.

По общему правилу продолжительность рабочего времени всех без исключения медицинских работников не должна превышать 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ). В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством РФ. На сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 (ред. от 24.12.2014) «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (далее - ПП № 101). Оно устанавливает 4 типа сокращенной продолжительности рабочего времени:

  • 36 часов в неделю - по перечню согласно приложению № 1 к ПП № 101 (например, врачи, средний и младший медицинский персонал инфекционных, психиатрических, психоневрологических больниц, ЛПУ по профилактике борьбы со СПИДом и т.д., если их работа непосредственно связана с оказанием медицинской помощи определенным категориям больных);
  • 33 часа в неделю - по перечню согласно приложению № 2 к ПП № 101 (например, врачи-стоматологи, врачи и средний медицинский персонал физиотерапевтических ЛПУ и т.д.);
  • 30 часов в неделю - по перечню согласно приложению № 3 к ПП № 101 (например, врачи, средний и младший медицинский персонал туберкулезных больниц, паталого-анатомических отделений, бюро судебно-медицинских экспертиз и т.д.);
  • 24 часа в неделю - для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Нормы о сокращении рабочего времени для отдельных категорий работников здравоохранения установлены и некоторыми специальными федеральными законами. Так, отдельным категориям медицинских работников, занятым на работах с химическим оружием, предусмотрена 24-часовая и 36-часовая рабочая неделя (в зависимости от группы работ) в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». Перечень должностей (профессий) работников учреждений здравоохранения, занятых на работах с химическим оружием (ХО), предусмотренных ч. 2 (первая группа работ) и ч. 3 (вторая группа работ) ст. 1 Закона о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, утвержден Приказом Минздрава России и Российского агентства по боеприпасам от 19.12.2002 № 386/714.

Право на сокращенный рабочий день имеется и у медицинских работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.

Таблица 1
Таблица 1

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Дополнительный оплачиваемый отпуск - еще одна гарантия, предусмотренная действующим законодательством РФ для медицинских работников. Однако следует иметь в виду, что право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск имеется не у всех медицинских работников, а лишь у некоторых из них. Именно так это определено в ст. 350 ТК РФ, посвященной особенностям регулирования труда медицинских работников. В ч. 3 этой статьи указано, что отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством РФ. На сегодняшний день для медицинских работников актуальными являются 4 Постановления Правительства РФ:

  • Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 (ред. от 23.06.2014) «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников»
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей»
  • Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях»
  • Постановление Совмина РСФСР от 17.01.1991 № 27 «О мерах по реализации предложений Комитета Верховного Совета РСФСР по охране здоровья, социальному обеспечению и физической культуре и ЦК профсоюза работников здравоохранения РСФСР по улучшению социально-экономического положения в системе здравоохранения Российской Федерации»

Согласно первому из них ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, противотуберкулезной помощи, лечащим ВИЧ-инфицированных и т.д. - от 14 до 35 дней. Увеличение времени ежегодного оплачиваемого отпуска для работников, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей, до 36 дней предусмотрено и Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 № 391.

По правилам второго право на такой отпуск имеется у врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей), если они отработали на этих должностях непрерывно свыше 3 лет - 3 дня.

Постановление Совмина РСФСР от 17.01.1991 № 27 устанавливает врачам и среднему медицинскому персоналу выездных медицинских бригад в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фельдшерам, работающим на 01.01.1991 на врачебных должностях на территориальных терапевтических и педиатрических участках в поликлиниках (поликлинических отделениях), фельдшерам врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов ежегодный дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск за непрерывную работу в этих должностях свыше трех лет.

Помимо приведенных специальных подзаконных актов право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск прямо предусмотрено и ст. 117 ТК РФ. В соответствии с ч. 1 и ч. 2 этой статьи ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам в таком случае составляет 7 календарных дней.

Таблица 2
Таблица 2 Таблица 2

«Советское законодательство» о продолжительности рабочего времени и дополнительном отпуске для медработников

Сокращенная продолжительность рабочего времени и право на дни дополнительного отпуска предусмотрены для медицинских работников не только российским законодательством, о котором мы сказали выше, но также и некоторыми действующими по сей день актами бывшего Советского Союза. К слову, это возможно благодаря положениям ст. 423 ТК РФ, согласно которым законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Особый интерес по теме дополнительных гарантий и компенсаций, положенных медицинским работникам, представляют следующие акты:

  • Приказ Наркомздрава СССР от 12.12.1940 № 584 (ред. от 20.03.1961, с изм. от 10.01.2013) «О продолжительности рабочего дня медицинских работников» (далее - Приказ № 584)
  • Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (далее - Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС № 298/П-22).

Обращаем внимание на то, что данные нормы применимы в части, не противоречащей ПП № 101. Такой вывод сделал Верховный Суд РФ применительно к п. «г» раздела III Приказа № 584, предусматривающему 39-часовую рабочую неделю для медицинских работников здравпунктов и медицинских пунктов первой помощи, станций и пунктов скорой помощи и неотложной медицинской помощи. Указанный пункт признан недействующим и не подлежащим применению с 28 февраля 2003 года решением Верховного Суда РФ от 10.01.2013 № АКПИ12-1467. По мнению суда, поскольку ПП № 101 устанавливает 36-часовую рабочую неделю для соответствующей категории работников, то п. «г» раздела III Приказа № 584, предусматривающий 39-часовую неделю, противоречит ПП № 101, а значит не применяется. Представляется справедливым, если аналогичный подход будет применен в отношении других пунктов Приказа № 584, противоречащих ПП № 101.

Второй документ - Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС № 298/П-22 устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени и дни дополнительного отпуска для работников с вредными условиями труда, включая работников здравоохранения (см. раздел XL). В отношении данного документа также важно понимать, что приоритет во всех случаях будет отдаваться действующему законодательству Российской Федерации. К примеру, для получения гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством РФ, не обязательно быть включенным в список работников, закрепленных Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС № 298/П-22. Такой вывод изложен в Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 № 135-О, Решении Верховного Суда РФ от 14.01.2013 № АКПИ12-1570. Также по мнению Верховного Суда РФ, изложенному в Решении от 14.01.2013 № АКПИ12-1570, в силу норм, содержащихся в ст. ст. 219 и 423 ТК РФ, если по результатам аттестации рабочих мест установлены оптимальные (1 класс) или допустимые (2 класс) условия труда, относящиеся к безопасным положения Списка, установленного Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС № 298/П-22 не могут применяться, как противоречащие законодательству Российской Федерации. Заметим, что на сегодняшний день аттестация рабочих мест уступила место специальной оценке условий труда, о которой подробнее расскажем далее.

С практической точки зрения изложенное означает, что ссылаться и применять советское законодательство в области гарантий и компенсаций для медицинских работников можно только если соответствующие вопросы не урегулированы иным образом действующим законодательством РФ.

Повышенный размер оплаты труда

Повышенный размер оплаты труда - это так же как и дополнительный отпуск не базовая гарантия, на которую вправе рассчитывать все медицинские работники, это расширенная гарантия, которую нельзя упускать из вида.

На основании ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Данное правило применяется, если повышение оплаты труда конкретным медицинским работникам не предусмотрено специальным законодательством. Такое разъяснение дано в Письме Минздрава России от 30.06.2017 № 16-3/2061554 «Об оплате труда медицинских работников, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека». В приведенном письме Минздрав разъяснил, что медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, работающим в медицинских организациях устанавливается повышение оплаты труда в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, работающим в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, а медицинским работникам, работающим в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов РФ. Иным работникам указанных организаций выплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда устанавливаются по результатам СОУТ.

Таблица 3
Таблица 3

Гарантии и СОУТ

В связи с тем, что специальная оценка условий труда была введена в систему гарантий и компенсаций работников с 1 января 2014 года, а большинство гарантий для медицинских работников установлены значительно раньше, на практике часто возникает вопрос об их соотношении. Отвечая на этот вопрос, по мнению Факультета Медицинского Права, следует иметь в виду 3 нюанса:

  • гарантии и компенсации по результатам СОУТ устанавливаются не всем медицинским работникам, а только отдельным категориям (см. таблицы выше)
  • гарантии и компенсации по результатам СОУТ не лишают медицинских работников права на иные расширенные гарантии и компенсации
  • медицинских работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, нельзя лишить гарантий и компенсаций, на которые они имели право до вступления в силу ФЗ «О СОУТ», если фактически условия их труда не изменились. Так, в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» закреплено, что при реализации в соответствии с положениями ТК РФ (в редакции настоящего ФЗ) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. О недопустимости фактов снижения уровня гарантий и компенсаций отдельным категориям медицинских работников говорится также в Правительственной телеграмме Минтруда России от 19.12.2014 № 15-0/10/П-7498. Однако на практике работодатели нередко инициируют проведение новой СОУТ, задача которой фактически сводится к установлению факта изменения условий труда на рабочем месте работника, что предоставляет работодателю законные возможности скорректировать соответственно и компенсации работника. Однако, конечно же, подобная законность может стать предметом разбирательства государственной инспекции труда и (или) суда.

Досрочная пенсия медработников

По общему правилу назначение страховой пенсии по старости до достижения лицом общего пенсионного возраста (далее - досрочной пенсии) обусловлено выполнением им определенной работы или принадлежностью к определенным социальным категориям граждан. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с назначением досрочной пенсии медицинским работникам, поскольку здесь, как и везде много нюансов.

Сегодня основания возникновения и порядок реализации права граждан на досрочную пенсию по старости установлены несколькими нормативными правовыми актами, базовым из которых является Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ № 400).

В соответствии с указанным законом для медицинских работников право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено по трем основаниям:

  1. Осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 ст. 30 ФЗ № 400 (п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400);
    *NB! ч. 1.1 ст. 30 ФЗ № 400 введена с 01.01.2019 в связи с увеличением в РФ пенсионного возраста (на основании Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ). По общему правилу, медицинским работникам, выработавшим необходимый трудовой стаж, досрочную пенсию будут назначать не сразу, а только по истечении сроков, указанных в Приложении № 7 к ФЗ № 400.
  2. Работа не менее 10 лет для мужчин и 7 лет 6 месяцев для женщин на работах с вредными условиями труда при наличии страхового стажа соответственно не менее 20 и 15 лет (право на досрочное назначение пенсии по данному основанию возникает у мужчин по достижении возраста 50 лет, а у женщин – 45 лет) (п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400);
  3. Работа не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин и 10 лет для женщин на работах с тяжелыми условиями труда, при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет (право на досрочное назначение пенсии по данному основанию возникает у мужчин по достижении возраста 55 лет, а у женщин – 50 лет) (п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400).

Для назначения досрочной пенсии в указанных выше случаях необходимо, чтобы работа осуществлялась в определенных должностях и в определённых медицинских учреждениях, поименованных в соответствующих списках. Действующие списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.

Следует учитывать, что по всем указанным выше основаниям досрочная страховая пенсия назначается исключительно при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400).

Право на досрочную пенсию и специальная оценка условий труда

Иногда в правовой практике встает вопрос о том, влияют ли результаты СОУТ на право медицинских работников на досрочную пенсию. Ответ на этот вопрос зависит о того, о каком основании для назначения досрочной пенсии идет речь.

В случае, когда речь идет о праве на досрочное назначение пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400 (т.е. при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья), результаты СОУТ никак не влияют на возникновение/не возникновение данного права. Это связано с тем, что в ст. 30 ФЗ № 400 нет привязки права на досрочную пенсию по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400 к установлению тех или иных классов вредности по результатам СОУТ. Данное право предоставляется медицинским работникам безусловно, вне зависимости от присвоенных классов условий труда.

В то же время, результаты СОУТ имеют значение при установлении досрочной страховой пенсии по старости в том случае, если досрочная пенсия медицинскому работнику назначается по основаниям, предусмотренным п. 1 или 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400. Так, трудовая деятельность медицинских работников на работах с вредными или тяжелыми условиями труда может засчитываться в льготный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение на основании п. 1 или 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400, только в том случае, если по результатам СОУТ установлено, что класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствует вредному классу (3 класс) или опасному классу (4 класс) условий труда (ч. 6 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ).

Подробно данная тема представлена в отдельной статье «Досрочный выход медиков на пенсию по старости» и одноименном видеоролике.

Таблица 4
Таблица 4
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
4 990 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
9 990 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
1 990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!
Задать вопрос