logo
 
logo
15 марта 2017

Соблюдение порядка внутреннего контроля качества медицинской деятельности

logo
Автор:
  • 5877
  • 0

Каждый человек, приобретая ту или иную услугу, рассчитывает получить её надлежаще качественной, безопасной, в установленный срок и т.д., как то, предписывает Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Однако довольно часто, вопреки своим ожиданиям, потребитель сталкивается с недобросовестным отношением исполнителя и некачественным оказанием услуг. К сожалению, такое происходит и на рынке оказания медицинских услуг. При этом, важно понимать, что ненадлежащее качество услуг в сфере медицинской деятельности может стоить пациенту здоровья и даже жизни.

Соблюдение порядка внутреннего контроля качества медицинской деятельности

В связи с этим, качество и безопасность медицинской деятельности подлежат государственному, ведомственному, вневедомственному и внутреннему контролю. Настоящая статья посвящается вопросу соблюдения внутреннего контроля качества медицинской деятельности, информацию про другие виды контроля Вы сможете найти в следующих статьях:

Внутренний контроль качества медицинской деятельности

В ряде других наших статей уже упоминался тот факт, что на данный момент на федеральном уровне законодателем не дано определения такому понятию как «внутренний контроль качества медицинской деятельности» и в отличие от других видов контроля качества и безопасности медицинской деятельности законодателем на федеральном уровне не утвержден порядок его организации и проведения. Однако, существует n-ое количество региональных нормативных правовых актов, определяющих порядок организации внутреннего вида контроля качества в медицинских организациях. В данной статье мы приведем несколько примеров таких нормативных актов.

Внутренний контроль качества медицинской деятельности

В соответствии со статьей 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) что внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в порядке, установленном руководителями данных органов, организаций. Т.е. внедрение механизма внутреннего контроля качества в полной мере относится к компетенции должностных лиц медицинских организаций, вне зависимости от формы собственности.

Нам представляется возможным использовать определение данного термина основываясь на Распоряжении Департамента здравоохранения Кировской области от 06.10.2011 № 760 «О внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Кировской области» (далее – Распоряжение № 760). Так, в пункте 1.6 Распоряжения № 760 отмечено, что контроль качества медицинской помощи - это определение соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам и современному уровню медицинской науки и технологий с учетом объективно имеющихся потребностей отдельных пациентов.

Цели внутреннего контроля качества медицинской деятельности

Как известно, целью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является обеспечение прав пациентов на получение необходимого объема и надлежащего качества медицинской помощи в медицинских организациях в соответствии с установленными порядками оказания и стандартами медицинской помощи (согласно Рекомендациям по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, утвержденным Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 16.08.2013 № 820, далее – Рекомендации № 820, а также согласно Рекомендациям по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях Московской области, утвержденным Приказом Минздрава Московской области от 10.02.2014 № 134, далее – Рекомендации № 134).

Цели внутреннего контроля качества медицинской деятельности

При этом, задачами контроля качества медицинской деятельности являются:

  • выявление дефектов в организации лечебно-диагностического процесса, факторов, повлекших за собой снижение качества оказания медицинской помощи, и установление причин их возникновения;
  • выбор оптимальных управленческих решений и проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения дефектов в организации и оказании медицинской помощи, повышение эффективности использования ресурсов медицинской организации;
  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований безопасности условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений соблюдения медицинскими и фармацевтическими работниками, руководителями медицинских организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.

Соблюдение внутреннего контроля качества медицинской деятельности медицинскими организациями

Нам представляется возможным, руководствуясь принципами аналогии права, применять следующие нормативные правовые акты, регламентирующие организацию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности для всех частных медицинских организаций, т.к. данные акты устанавливают общие организационные и методические принципы организации и соблюдения порядка внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности:

Соблюдение внутреннего контроля качества медицинской деятельности медицинскими организациями
  • Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 16.08.2013 № 820 «О совершенствовании организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы» (далее – Приказ № 820);
  • Приказ Минздрава МО от 10.02.2014 № 134 «О совершенствовании организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях Московской области».

К слову, заметим, что оба указанных документа являются практически идентичными.

Порядок организации внутреннего контроля в медицинской организации

Порядок организации внутреннего контроля в медицинской организации утверждается приказом руководителя медицинской организации с учетом специфики деятельности, структуры, штатного расписания медицинской организации и регламентирует, в том числе:

Порядок организации внутреннего контроля в медицинской организации
  • перечень должностей работников (структурных подразделений) медицинской организации, на которых возложены обязанности по организации и проведению внутреннего контроля;
  • уровни проведения контроля качества;
  • сроки и последовательность осуществления внутреннего контроля;
  • объемы проведения внутреннего контроля;
  • случаи оказания медицинской помощи, подлежащие внутреннему контролю, в том числе в обязательном порядке;
  • порядок регистрации результатов внутреннего контроля;
  • порядок проведения анализа результатов внутреннего контроля, мониторинга показателей качества медицинской помощи;
  • принятие мер по управлению качеством медицинской помощи.

Кем осуществляется внутренний контроль качества медицинской деятельности

Внутренний контроль осуществляется:

Кем осуществляется внутренний контроль качества медицинской деятельности
  • руководителем медицинской организации;
  • врачебной комиссией медицинской организации;
  • заместителями руководителя медицинской организации в соответствии с распределением полномочий и должностными обязанностями;
  • руководителями структурных подразделений медицинской организации в пределах установленных полномочий;
  • иными работниками и (или) комиссиями, специальными структурными подразделениями медицинской организации, сформированными, в том числе на функциональной основе.

Приказом руководителя медицинской организации из числа его заместителей назначается работник, ответственный за организацию и проведение внутреннего контроля в медицинской организации.

Для проведения внутреннего контроля могут привлекаться (по согласованию) главные внештатные специалисты Минздрава Московской области (нам представляется, что для иных субъектов РФ могут привлекаться внештатные специалисты по требуемым регионам) и медицинских округов, работники образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, научно-исследовательских институтов, медицинских организаций.

При проведении внутреннего контроля не исключается возможность использования информационно-аналитических систем, отвечающих требованиям о защите персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинской организацией обеспечивается прохождение работниками, осуществляющими проведение внутреннего контроля, обучения в рамках программ дополнительного профессионального образования, включающих вопросы обеспечения, управления, контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Организация и проведение внутреннего контроля осуществляется в рамках должностных регламентов сотрудников за счет финансовых средств медицинской организации.

Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля в медицинской организации несет руководитель медицинской организации.

Организация проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности

Внутренний контроль осуществляется путем оценки конкретного случая оказания медицинской помощи, совокупности случаев оказания медицинской помощи, отобранных по тематическому признаку, на основании анализа первичной учетной медицинской документации, иной документации, непосредственного осмотра пациента:

Организация проведения внутреннего контроля качества медицинской деятельности
  • сбора жалоб, анамнеза, данных объективного осмотра;
  • диагностических мероприятий;
  • оформления и обоснования диагноза;
  • лечебно-профилактических мероприятий, медицинской реабилитации;
  • мероприятий медицинской экспертизы, медицинского освидетельствования;
  • сроков оказания медицинской помощи;
  • преемственности, этапности оказания медицинской помощи;
  • результатов оказания медицинской помощи;
  • оформления медицинской документации.

При проведении внутреннего контроля оцениваются соблюдение установленных порядков оказания и стандартов медицинской помощи, своевременность, эффективность и безопасность оказания медицинской помощи (оптимальность выбора медицинских технологий с учетом минимизации риска их применения, принятие адекватных мер профилактики ятрогенных осложнений, соблюдение правил хранения и применения лекарственных препаратов, расходных материалов, обеспечение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, др.).

Уровни проведения внутреннего контроля качества

Следует знать, что в медицинской организации внутренний контроль осуществляется на трех уровнях.

Уровни проведения внутреннего контроля качества

1-ый уровень - внутренний контроль проводится заведующим структурным подразделением медицинской организации путем оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи.

2-ой уровень - внутренний контроль осуществляется заместителем руководителя медицинской организации в разрезе структурных подразделений и медицинской организации в целом путем проведения внутреннего контроля случаев оказания медицинской помощи первого уровня, оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи (осмотр пациента, оценка тактики его ведения, др.).

3-ий уровень - врачебной комиссией медицинской организации проводится внутренний контроль наиболее сложных и конфликтных ситуаций, требующих комиссионного рассмотрения, вырабатывается и принимается решение по дальнейшей тактике ведения пациента, о профессиональном, должностном соответствии медицинских работников и другим вопросам.

На 2-ом и 3-ем уровнях внутренний контроль может проводиться по совокупности случаев оказания медицинской помощи, отобранных по тематическому признаку, др.

Случаи оказания медицинской помощи, подлежащие внутреннему контролю в обязательном порядке

Внутреннему контролю в обязательном порядке подлежат случаи оказания медицинской помощи:

Случаи оказания медицинской помощи, подлежащие внутреннему контролю в обязательном порядке
  • В амбулаторных условиях:
    • летальных исходов у детей и лиц трудоспособного возраста;
    • летальных исходов на дому от управляемых причин;
    • сопровождающиеся ятрогенными осложнениями, внутрибольничным инфицированием, нежелательными реакциями на применение лекарственных препаратов, неблагоприятными событиями, связанными с применением, хранением, обработкой, обслуживанием, утилизацией медицинских изделий;
    • первичного выхода на инвалидность детей и лиц трудоспособного возраста;
    • заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более, чем на 50% от установленного стандартом медицинской помощи;
    • расхождения заключительного клинического диагноза, установленного в амбулаторных и стационарных условиях;
    • расхождения заключительного клинического диагноза и патологоанатомического диагноза;
    • первичного выявления у пациентов онкологических заболеваний в поздних стадиях;
    • сопровождавшиеся жалобами граждан или их законных представителей на доступность и качество оказания медицинской помощи;
    • выявления дефектов оказания медицинской помощи контролирующими органами и организациями.
  • В стационарных условиях:
    • летальных исходов;
    • сопровождающиеся ятрогенными осложнениями, внутрибольничным инфицированием, нежелательными реакциями на применение лекарственных препаратов, неблагоприятными событиями, связанными с применением, хранением, обработкой, обслуживанием, утилизацией медицинских изделий;
    • повторной госпитализации пациента по поводу одного и того же заболевания в течение трех месяцев, если госпитализация не была ранее запланирована;
    • заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более, чем на 50% от установленного стандартом медицинской помощи;
    • расхождений заключительного клинического диагноза и патологоанатомического диагноза;
    • расхождений клинического диагноза до и после проведения оперативного вмешательства;
    • сопровождавшиеся жалобами граждан или их законных представителей на доступность и качество оказания медицинской помощи;
    • выявления дефектов оказания медицинской помощи контролирующими органами и организациями.

Важно знать, что случаи оказания медицинской помощи, подлежащие внутреннему контролю в обязательном порядке, рассматриваются в первую очередь.

Кроме того, следует знать, что врачебной комиссией (подкомиссией) медицинской организации в обязательном порядке проводится внутренний контроль случаев оказания медицинской помощи, сопровождающихся жалобами граждан или их законных представителей на доступность и качество медицинской помощи.

Формы внутреннего контроля качества медицинской деятельности

Формами внутреннего контроля являются:

Формы внутреннего контроля качества медицинской деятельности
  • текущий внутренний контроль осуществляется преимущественно на первом уровне, направлен на выявление отклонений в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) и принятие необходимых мер по их устранению;
  • заключительный внутренний контроль осуществляется преимущественно на втором и третьем уровнях по результатам законченных случаев оказания медицинской помощи, направлен на предупреждение и пресечение дефектов оказания медицинской помощи;
  • ретроспективный внутренний контроль осуществляется преимущественно на втором и третьем уровнях, направлен на совершенствование организации и оказания медицинской помощи.
Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Документация по учету внутреннего контроля качества медицинской помощи

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, проводимый в медицинской организации нуждается в фиксации его результатов. Оценка того или иного случая оказания медицинской помощи обычно фиксируется в некой карте экспертной оценки или протоколе оценки или ином подобном документе, содержащем обычно критерии оценки случая лечения и итоговый балльный результат. В данной форме документа могут быть также перечислены выявленные дефекты медицинской помощи, их влияние на результат оказания медицинской помощи, пр. С учетом того, что форма данного документа не утверждена законодателем, медицинские организации вольны использовать формы, разработанные ими самостоятельно. Также обычно используется еще и Журнал учета внутреннего контроля качества медицинской помощи.

Документация по учету внутреннего контроля качества медицинской помощи

Например, упомянутым выше Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 16.08.2013 № 820 утверждены формы таких документов, а именно:

  • Карта внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Журнал внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Карта контроля соблюдения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий.

Также заметим, что документооборот по учету внутреннего контроля качества медицинской помощи обычно связан с работой врачебной комиссии медицинской организации. Это связано с тем, что обычно врачебная комиссия играет ключевую роль в организации системы внутреннего контроля качества медицинской помощи в медицинской организации. Юридическим основанием для этого служит п. 4.22 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 № 502н. В соответствии с данным пунктом организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по решению руководителя медицинской организации могут быть отнесены к компетенции врачебной комиссии. С более подробной информацией о врачебной комиссии можно ознакомиться в других статьях Факультета Медицинского Права «Правила организации и деятельности врачебной комиссии», «Функции врачебной комиссии», «Документация при работе врачебной комиссии», «Протокол заседания врачебной комиссии».

Дополнительная полезная информация для организации систем внутреннего контроля качества медицинской помощи

Дополнительная полезная информация для организации систем внутреннего контроля качества медицинской помощи

В связи с отсутствием основополагающего нормативного правового акта, регламентирующего от и до порядок организации и соблюдения внутреннего контроля качества медицинской деятельности, нам представляется, что лица, ответственные за проведение внутреннего контроля качества медицинской помощи, могут использовать в своей работе некоторые нормативные правовые акты, непосредственно не относящиеся к теме внутреннего контроля качества медицинской помощи, но способные дать дополнительную информацию, полезную для разработки и адаптации к работе конкретной медицинской организации. К таким нормативными документами, на наш взгляд, могут быть отнесены следующие:

  1. Критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан. Законодатель выделяет:
    • критерии, применяемые при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях;
    • критерии, применяемые при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Важно!!!

С 1 июля 2017 года вступят в силу новые критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздрава России от 15.07.2016 № 520н. С указанного времени законодатель выделяет: критерии, применяемые при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях; критерии, применяемые при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара; а также критерии качества по группам заболеваний (состояний). Подробнее об этом читайте в статье «Критерии оценки качества медицинской помощи

  1. Типовые протоколы экспертизы качества медицинской помощи, утвержденные Приказом МГФОМС от 06.02.2015 № 49, а именно:
    • Типовой протокол экспертизы качества медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях (Приложение № 1).
    • Типовой протокол экспертизы качества медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях (Приложение № 2).
    • Типовой протокол экспертизы качества медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара (Приложение № 3).
    • Типовой протокол экспертизы качества скорой медицинской помощи вне медицинской организации (Приложение № 4).

Непосредственное соблюдение внутреннего контроля качества медицинской деятельности в медицинских организациях

Работниками медицинской организации, ответственными за проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, по результатам контроля незамедлительно принимаются меры по пресечению нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан, в пределах их полномочий. Информация о принятых мерах доводится до сведения руководителя медицинской организации.

Непосредственное соблюдение внутреннего контроля качества медицинской деятельности в медицинских организациях

При необходимости реализации мероприятий, направленных на оптимизацию организации оказания медицинской помощи, формируется план мероприятий по управлению качеством медицинской помощи, включающий:

  • организационные мероприятия - проведение совещаний, инструктажей, издание приказов, инструкций, совершенствование организационных технологий оказания медицинской помощи и др.;
  • образовательные мероприятия - проведение клинических разборов, патологоанатомических конференций, научно-практических конференций, направление медицинских работников на повышение квалификации (в том числе, внеплановое), обеспечение актуальной медицинской литературой, др.;
  • дисциплинарные меры - применение дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом РФ;
  • административные меры;
  • мероприятия по совершенствованию материально-технической базы, информатизации медицинской организации;
  • мероприятия по развитию кадрового потенциала.

При этом, в медицинской организации рекомендуется обеспечить проведение внутреннего контроля не реже, чем 1 раз в месяц.

Для оценки динамики показателей внутреннего контроля в медицинской организации (в том числе, ее структурных подразделениях) анализ результатов внутреннего контроля проводится по итогам прошедшего месяца, квартала и года.

Стоит отметить, что одной из самых сложных задач является управление данном системой внутреннего контроля качеством. Данному вопросу посвящена статья «Управление качеством и безопасностью медицинской помощи».

Напоследок отметим, что весьма эффективным методом управления качеством медицинской помощи является локальная система премирования и материального стимулирования работников. Балльная система оценки показателей работы в рамках системы внутреннего контроля качества медицинской помощи дает работодателю возможность использовать премирование как удобный инструмент стимулирования, основанный на объективных показателях, преобразованных в баллы.

Порядок соблюдения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности контролируется не только на внутреннем уровне. Это является предметом как государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, так и проверяется органами надзора и в ходе лицензионного контроля. Подробнее об этом читайте в других статьях:

Список нормативных правовых актов:

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1;
  3. Распоряжение департамента здравоохранения Кировской области от 06.10.2011 № 760 (ред. от 05.07.2012) «О внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Кировской области» (вместе с «Положением о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности», «Журналом контроля качества медицинской помощи», «Инструкцией по ведению журнала контроля качества медицинской помощи», «Классификатором дефектов медицинской помощи»);
  4. Приказ Минздрава России от 26.01.2015 № 19н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья»;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития».
  6. Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 10.02.2014 № 134;
  7. Приказ Департамента Здравоохранения города Москвы от 16.08.2013 № 820 «О совершенствовании внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы».
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии