logo
 
logo
15 марта 2017

Независимая оценка качества условий оказанных медицинских услуг

logo
Автор:
  • 6244
  • 0

Независимая оценка качества условий оказанных медицинских услугВ июле 2014 года наряду с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в РФ» законодателем были введены положения о независимой экспертизе (оценке) качества оказания услуг медицинскими организациями (статья 79.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – ФЗ № 323)). Подобная норма была введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 526-ФЗ.

А с 6 марта 2018 года независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями стала именоваться независимой оценкой качества условий оказания услуг медицинскими организациями.

Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями представляет собой одну из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности (часть 1 статьи 79.1 ФЗ № 323).

Следует заметить, что подобная оценка не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи.

Более подробная информация о контроле качества и безопасности медицинской деятельности, об экспертизе и контроле качества медицинской помощи представлена в статьях на сайте Факультета Медицинского Права в разделе «Контроль качества медицинской помощи».

Понятие общественного контроля

Понятие общественного контроляСогласно статье 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» (далее – ФЗ № 212) под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. При этом к субъектам общественного контроля, в том числе относятся общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 9 ФЗ № 212).

Медицинские организации, в отношении которых проводится независимая оценка качества условий оказания услуг в обязательном порядке

Медицинские организации, в отношении которых проводится независимая оценка качества условий оказания услуг в обязательном порядкеИз правового анализа положений стати 79.1 ФЗ № 323 следует, что независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями (далее – независимая оценка) проводится в обязательном порядке в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

При проведении указанной оценки используется общедоступная информация о медицинских организациях, размещаемая, в том числе в форме открытых данных.

Уполномоченные органы, осуществляющие организацию и проведение независимой оценки

Уполномоченные органы, осуществляющие организацию и проведение независимой оценкиПроведение независимой оценки осуществляется (часть 4 статьи 79.1 ФЗ № 323):

  • в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, учредителем которых является РФ - общественным советом по проведению независимой оценки, который создается Общественной палатой РФ по обращению уполномоченного федерального органа исполнительной власти из числа представителей общероссийских общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, общероссийских общественных объединений инвалидов. Примечание: следует учитывать, что перечень видов медицинских организаций в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, в отношении которых не проводится независимая оценка, подлежит утверждению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с предварительным обсуждением на указанном общественном совете по независимой оценке;
  • в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, расположенных на территориях субъектов РФ (за исключением медицинских организаций, указанных выше, и медицинских организаций, в отношении которых независимая оценка проводится общественными советами, созданными при органах местного самоуправления) - общественными советами по проведению независимой оценки, которые формируются общественными палатами субъектов РФ по обращению органов государственной власти субъектов РФ из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, общественных объединений инвалидов;
  • в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, расположенных на территориях муниципальных образований (за исключением медицинских организаций, указанных в двух предыдущих пунктах) - общественными советами по проведению независимой оценки, которые могут быть сформированы общественными палатами (советами) муниципальных образований (в случае передачи полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья в соответствии с частью 2 статьи 16 ФЗ № 323) по обращению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, общественных объединений инвалидов.

В части 6 статьи 79.1 ФЗ № 323 установлено, что состав общественного совета по проведению независимой оценки (далее - общественный совет) утверждается сроком на 3 года. Число членов общественного совета не может быть менее чем 5 человек А при формировании общественного совета на новый срок осуществляется изменение не менее 1/3 его состава.

Также в названной норме определено, что в состав общественного совета не могут входить представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций, а также руководители (их заместители) и работники медицинских организаций. При этом общественный совет привлекает к своей работе представителей медицинских профессиональных некоммерческих организаций и общественной палаты для обсуждения и формирования результатов такой оценки.

Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности соответствующего общественного совета подлежит размещению в сети «Интернет» на официальном сайте соответственно уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Положение об общественном совете подлежит утверждению органом государственной власти или органом местного самоуправления, при которых создан указанный общественный совет (часть 7 статьи 79.1 ФЗ № 323-ФЗ).

Проведение независимой оценки

Организация и проведение независимой оценкиДо 13 октября 2017 года организация и проведение независимой оценки осуществлялась в соответствии с положениями статьи 79.1 ФЗ № 323, а также на основании Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, утв. Приказом Минздрава России от 14.05.2015 № 240 (далее – Методические рекомендации).

В настоящее же время проведение независимой оценки может осуществляться лишь на основании норм, установленных в статье 79.1 ФЗ № 323, поскольку Методические рекомендации были признаны утратившими силу (Приказ Минздрава России от 13.10.2017 № 810).

Отметим, что названная статья ФЗ № 323 содержит лишь общие положения о независимой оценке, а новых методических рекомендаций, аналогичных отмененным, на сегодняшний день утверждено не было, что по-нашему мнению, создает ряд вопросов и неясностей, связанных с практическим осуществлением независимой оценки.

При этом, сообщаем, что порядки проведения независимой оценки могут быть утверждены и на региональном уровне (так, в г. Москве такой порядок утвержден Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.08.2015 № 688 «О проведении независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве» (далее – Приказ ДЗМ № 688)).

Общие критерии независимой оценки

Общие критерии независимой оценкиВ соответствии с частью 2 статьи 79.1 ФЗ № 323 независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как:

  • открытость и доступность информации о медицинской организации;
  • комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения, в том числе время ожидания предоставления медицинской услуги;
  • доброжелательность, вежливость работников медицинской организации;
  • удовлетворенность условиями оказания услуг;
  • доступность медицинских услуг для инвалидов.

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка, утверждены Приказом Минздрава России от 28.11.2014 № 787н.

Указанные показатели разделены в зависимости от общих критериев независимой оценки, утвержденных частью 2 статьи 79.1 ФЗ № 323, а также от оказываемых условий медицинской помощи.

Например, к ним относятся:

  1. В амбулаторных условиях:
    • показатели, характеризующие открытость и доступность информации о медицинской организации – показатель рейтинга на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет; полнота, актуальность и понятность информации о медицинской организации на официальном сайте медицинской организации и другие;
    • показатели, характеризующие комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения – доля потребителей услуг, которые записались на прием к врачу (получили талон с указанием времени приема и ФИО врача) при первом обращении в медицинскую организацию; доступность записи на прием к врачу: по телефону, с использованием сети Интернет, в регистратуре лично, лечащим врачом на приеме при посещении и другие;
    • показатели, характеризующие время ожидания предоставления медицинской услуги – средний срок ожидания диагностического исследования с момента получения направления на диагностическое исследование (относительно сроков ожидания, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи); доля потребителей услуг, которых врач принял во время, установленное по записи и другие;
    • показатели, характеризующие доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации – доля потребителей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников медицинской организации; другие;
    • показатели, характеризующие удовлетворенность оказанными услугами медицинской организации – доля потребителей услуг, удовлетворенных оказанными услугами; доля потребителей, готовых рекомендовать медицинскую организацию для получения медицинской помощи.
Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Аналогичные показатели установлены для общих критериев оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в стационарных условиях, за исключением показателей, характеризующих время ожидания предоставления медицинской услуги, к которым относятся: среднее время ожидания в приемном отделении медицинской организации; средний срок ожидания плановой госпитализации с момента получения направления на плановую госпитализацию (относительно сроков ожидания, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Сроки организации и проведения независимой оценки

Сроки организации и проведения независимой оценкиНезависимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями проводится не чаще 1 раза в год и не реже чем 1 раз в 3 года в отношении одной и той же медицинской организации (часть 8 статьи 79.1 ФЗ № 323).

Об информации, предоставляемой медицинскими организациями, необходимой для проведения независимой оценки

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 79 ФЗ № 323 на медицинские организации возложена обязанность предоставлять информацию гражданам в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет», необходимую для проведения независимой оценки.

Объем информации, необходимой для проведения независимой оценки и размещаемый на официальных сайтах медицинских организаций в сети «Интернет» утвержден Приказом Минздрава России от 30.12.2014 № 956н.

В соответствии с указанным Приказом в перечень данной информации, кроме информации о медицинской организации, о её медицинской деятельности, о медицинских работниках, также входит и информация:

Уполномоченными органами на уровне субъектов РФ также самостоятельно утверждаются нормативные правовые акты, относящиеся к проведению независимой оценки медицинских организаций, участвующих в территориальных программах на уровне субъектов РФ.

Например, в Москве Типовой перечень информационных материалов для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями утвержден Приказом ДЗМ № 688.

Иные обязанности уполномоченных органов и медицинских организаций при проведении независимой оценки

Следует отметить, что на уполномоченные органы и медицинские организации также возложена обязанность по обеспечению на своих сайтах в сети «Интернет» технической возможности выражения мнений пациентами о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями (часть 14 статьи 79.1 ФЗ №323).

Результаты независимой оценки

Результаты независимой оценкиИнформация о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями размещается соответственно:

  • уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет»;
  • органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет».

Состав информации о результатах независимой оценки, включая единые требования к такой информации, и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет» утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2015 № 116н.

Следует учитывать, что с 6 марта 2018 года результаты независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями учитываются при оценке эффективности деятельности руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей органов местного самоуправления (часть 18 ст. 79.1 ФЗ № 323).

Также сообщаем, что руководители медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки, в соответствии с трудовым законодательством. В трудовых договорах с руководителями указанных медицинских организаций в показатели эффективности работы руководителей включаются результаты независимой оценки и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе такой оценки (часть 17 ст. 79.1 ФЗ № 323).

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии